Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Международное обозрение Редкие и редкоземельные металлы Драгоценные металлы и камни Экология Вторичное сырье Наука и технологии История Навоийский горно-металлургический комбинат. Плацдарм промышленного роста
Цветная металлургия
№4' 2003 версия для печати
Статья:   
1
2
3

ПРИОРИТЕТ – ГЛУБОКАЯ ПЕРЕРАБОТКА



Владимир Молчанов
Первый заместитель председателя правительства, министр металлургии Свердловской области

П
риоритетным направлением развития отечественной алюминиевой промышленности является производство продукции глубокой переработки. Как один из базовых параметров, характеризующих уровень развития экономики, многие экономисты используют коэффициент среднедушевого потребления алюминия. К началу 90-х годов в стране потребляли 12–14 кг на человека в год. В сравнении с западными государствами это невысокий показатель, но, по прогнозам экспертов, Россия и к этому уровню подойдет, в лучшем случае, через 5–7 лет.
    Столь низкое потребление, наряду с существующими избыточными производственными мощностями, заведомо определяют отрасль как экспортно-ориентированную. А поскольку за пределы России вывозится в основном первичный алюминий, то, естественно, снижаются возможные прибыли его продуцентов, прочно связанных с внешнеторговой конъюнктурой, что не исключает кризисных ситуаций и падения объемов производства.
    В советские времена выпускалось примерно 2,5 млн т алюминия, но весь он был востребован на внутреннем рынке. Сейчас выплавляется более 3 млн т, причем около 85 % идет на экспорт. Потребление алюминиевого проката в России не превышает 200 тыс. т. В то же время десятки тысяч тонн проката ежегодно ввозятся в страну из-за рубежа.
    Основными секторами, определяющими мировой спрос, являются строй-индустрия, упаковка, машиностроение, авиакосмическая отрасль, автомобилестроение, энергетика. С точки зрения долгосрочных перспектив, алюминий –металл будущего. По мере развития наиболее современных сегментов машиностроительного комплекса – авиации, космической отрасли, автомобилестроения – масштабы его использования будут расти. Но это в более-менее отдаленной перспективе. А в ближайшей – ситуация представляется несколько худшей.
    Вот о чем свидетельствуют статистические данные использования алюминия в отраслях мировой экономики: наибольшие доли применения этого металла приходятся на строительство – 27 %, производство упаковки – 25 %, транспорт – 12 %, общее машиностроение – 10 %, энергетику – 5 %. В современных условиях наиболее динамично развиваются такие сектора, как производство строительных конструкций, а также жесткой и мягкой алюминиевой упаковки.
    Главная проблема российских предприятий заключается в том, что они относительно недавно начали заниматься производством строительных конструкций из алюминия и его сплавов. Кроме того, отечественные заводы разрабатывают алюминиевые системы самостоятельно, в то время как на Западе для этого привлекаются специализированные компании. Производителям же остается лишь освоить технологию. Следует также отметить, что российским предприятиям приходится сталкиваться с очень жесткой конкуренцией со стороны зарубежных фирм. Скажем, профили на российский рынок сегодня поставляет даже Турция.
    Самым перспективным и быстроразвивающимся в России направлением является производство алюминиевой упаковки. Розлив напитков в банки начался в стране с 1995 года. Тогда использовалась импортная тара. Но собственное производство металлической упаковки быстро растет. В 2002 году в России выпущено 2,2 млрд банок. Тем не менее потребности внутреннего рынка не были удовлетворены.
    Российский рынок алюминиевой фольги также следует признать развивающимся. При наличии нескольких тысяч заводов-потребителей в стране существуют всего два крупных предприятия по производству алюминиевой фольги – акционерные общества «Михалюм» и «Саянская фольга». По отзывам потребителей, около 20 % алюминиевой фольги отечественного производства по тем или иным причинам следует отнести к бракованной. Поэтому в молочной, табачной, фармацевтической и других отраслях промышленности лидирует упаковка, изготовленная на основе импортной фольги. Совокупная доля импорта алюминиевой фольги в 2002 году составила 55 %.
    В промышленно развитых странах 80 % железнодорожных грузовых вагонов изготовлены из алюминия. В России же производство таких вагонов в настоящее время просто-напросто отсутствует.
    Компанией «СУАЛ-Холдинг« взят курс на увеличение производства конкурентоспособной металлопродукции высокой степени готовности. Ведется серьезная работа по улучшению качества изделий на Каменск-Уральском металлургическом заводе (КУМЗ) и «Михалюме». Совершенствуются технологии, внедряются новые научные и технические разработки.
    В ближайшее время планируется реализация программы «Алюминиевый вагон». Такой вагон должен быть легче традиционного на 3 т, а следовательно, на столько же увеличится масса перевозимого им полезного груза. Конструкция новинки разработана Уралвагонзаводом, производство прочных сплавов для этого проводится на КУМЗе.
    В состав «СУАЛ-Холдинга» входит ЗАО «Завод «Демидовский», ставшее первым российским предприятием, выпускающим алюминиевую посуду с антипригарным тефлоновым покрытием. Более дешевая, по сравнению с зарубежными аналогами, посуда завода «Демидовский» уже по достоинству оценена российскими потребителями.
    Мировой опыт показывает, что долговременный успех на рынке может быть обеспечен за счет эффективной диверсификации производства, сокращения рыночной доли сравнительно дешевой первичной металлопродукции, увеличения доли продуктов высокой степени переработки в общей структуре производства. Пример такого подхода – крупнейшие мировые производители алюминия компании Alcoa и Alcan. Только 20 % произведенного металла они продают в виде полуфабрикатов, остальные 80 % поставляются на рынок в виде конечного продукта с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим приоритетной задачей отечественной алюминиевой промышленности является увеличение производства конкурентоспособной продукции высокого передела и использование всех возможностей для расширения внутреннего рынка легкого металла. 

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение