Андрей Александров
Генеральный директор ЗАО «Межгосударственная ассоциация «Титан»
Мировой рынок титана не так велик, как рынки других конструкционных материалов, но чрезвычайно интересен своим многообразием по структуре как производства, так и потребления. Ориентация вплоть до начала 90-х годов в основном на военную и авиационную промышленность определяла причины спадов и подъемов, связанных с реализацией проектов в авиации, судостроении, ракетной технике. С окончанием холодной войны титановая промышленность во всем мире пережила тяжелейший спад. Основной причиной ее роста со второй половины 1994 года стала долгосрочная программа развития гражданского самолетостроения в компаниях Boeing и Airbus с принятием в производство новых, более титаноемких авиалайнеров.
В тот период в США образовался дефицит литейных и обрабатывающих мощностей по титану. Роль «пожарной команды» сыграли российские предприятия, что позволило им относительно неплохо закрепиться на мировом рынке и смикшировать негативные последствия для отечественных производителей из-за продолжавшегося сокращения потребления титана в СНГ. Особых успехов смогло добиться Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО). Это предприятие, обладая высоким техническим уровнем производства и эффективно работающей системой качества, сертифицировало свою продукцию применительно к требованиям ведущих мировых самолетостроительных и авиадвигательных компаний. Удалось не только закрепиться в ответственном секторе рынка, но и вплотную приблизиться к позициям их лидеров. Итоги 2002 года могут стать выдающимися: ВСМПО способно вернуть себе первое место в мире по объему производства титановой продукции, утраченное в начале 90-х годов. Это несомненный успех менеджмента объединения.
Проблемы на рынке воздушных перевозок, которые принято связывать с событиями 11 сентября 2001 года в США, отразились на объемах потребления титана авиационного назначения. Ощутили это и предприятия-поставщики из СНГ. Но даже при пессимистических прогнозах этот спад не выглядит катастрофическим. Дело в том, что в странах СНГ наметились тенденции экономического роста. За последние три года объемы потребления титана в государствах Содружества выросли в 1,7 раза.
На этапе оживления внутреннего рынка особенно актуальны такие вопросы: в каком состоянии предприятия, имеющие отношение к производству титановой продукции, подошли к сегодняшнему дню и существует ли технологическое отставание от ведущих западных компаний? Основная проблема в большей степени касается научных кадров. Из-за крайне ограниченного финансирования научно-исследовательских институтов и низкой востребованности разработок образовался разрыв поколений. Наиболее дальновидные руководители предприятий для привлечения молодежи тратят значительные средства на ее социальную поддержку и целевую подготовку. ЗАО «Межгосударственная ассоциация «Титан» планирует организацию нескольких образовательных программ совместно с рядом ведущих вузов, таких, как МИСиС, МАТИ, УГТУ-УПИ. Цель таких программ подготовка не только металлургов, но и инженеров, конструкторов, архитекторов.
Не теряет остроты проблема развития рудной базы титановой подотрасли. Являясь одной из крупнейших стран по производству губчатого титана и титанового проката, Россия обладает значительными разведанными запасами этого металла. Но практически все рудное сырье (ильменитовые концентраты) поставляются с горно-обогатительных предприятий Украины. Как бы ни сложна была задача освоения собственной рудной базы, откладывать ее решение невозможно. Кроме возрастающих потребностей в концентратах для изготовления металлического титана, остро стоит проблема сырья для выпуска пигментной двуокиси титана и для электродного производства.
Несколько слов хотелось бы сказать о негибкости подходов в валютном контроле внешнеторговых операций. В производстве титана велик объем кооперации между странами СНГ: добыча руды и выпуск концентратов Украина, производство губчатого титана Россия, Украина, Казахстан, изготовление слитков и полуфабрикатов Россия, Украина, производство лигатур Россия, Украина, Таджикистан. Дальнейшее развитие отрасли во многом зависит от упрощения хозяйственных связей между государствами СНГ. Большие сложности вытекают из ограничения до 90 дней срока возврата валютной выручки при экспорте. Современный рынок титана ответственного назначения отличается высокой конкуренцией, и подобные ограничения лишают отечественных поставщиков гибкости при продвижении их продукции в наиболее привлекательные сегменты рынка.
Государство всегда поддерживало титановую промышленность, без чего невозможно было бы создать самый мощный в мире, хорошо организованный комплекс по производству этого металла. Из-за ограниченных бюджетных возможностей России и других стран Содружества сегодня вряд ли можно рассчитывать на крупные государственные инвестиции. Однако мы вправе рассчитывать на гибкий подход правительства в применении законодательных актов, когда бы они не противоречили здравому смыслу.
Решение перечисленных проблем создаст дополнительные предпосылки для развития внутреннего потребления титана, резервы роста которого чрезвычайно высоки. Наиболее показательным симптомом оздоровления этого сегмента рынка является тот факт, что Березниковский титано-магниевый комбинат (АО «АВИСМА») практически прекратил экспорт губчатого титана, притом, что объемы производства на предприятии ежегодно растут. Увеличивается импорт в Россию губчатого титана с Запорожского титано-магниевого комбината (Украина). К счастью, предприятия-производители титановой продукции сохранили достаточно высокий технический уровень. Это, в первую очередь, относится к лидеру отрасли холдингу «ВСМПО АВИСМА». Ведя продуманную инвестиционную политику, используя собственные и кредитные средства, компания по технической оснащенности не уступает ни одному из своих западных конкурентов.
Производственные мощности сохранены и на большинстве других предприятий. Даже ЛКРМ Ленинабадский комбинат редких металлов (Таджикистан), для которого разрыв хозяйственных связей в последнее десятилетие оказался наиболее трудным, сумел полностью сохранить технологический цикл для производства лигатур и необходимые для этого кадры.
Сегодня на предприятиях отрасли увеличивается объем заказов с авиационных заводов, предприятий химического машиностроения. ВСМПО, ЦНИИ КМ «Прометей», «Сетав-Никополь» восстанавливают кооперационные связи по производству холоднокатаных труб для авиации и судостроения, потребность в которых ощутимо растет. Рассматриваются варианты включения в эту цепочку еще нескольких трубных заводов России. Особенно актуально применение титана в энергетике. Здесь можно выделить несколько крупных проектов: теплообменное оборудование для атомных и тепловых электростанций, главные конденсаторы АЭС и др. Изготовление главных конденсаторов атомных электростанций из титана стало возможным в результате освоения на ВСМПО производства сварных тонкостенных титановых труб длиной до 25 м с толщиной стенки 0,6 и 0,8 мм. При этом на изготовление одного изделия расходуется около 500 т таких труб.
Одним из путей увеличения объемов потребления титана в СНГ является развитие рынка потребительских товаров из титана. Во многих странах такие виды продукции из титана давно выпускаются, и потребитель начинает к ним привыкать. Уже трудно представить современный ассортимент наручных часов и очковых оправ без соответствующих изделий из титана. В наших магазинах такие товары тоже присутствуют, но только импортного производства, и цены на них достаточно высоки. А ведь отечественным производителям есть над чем задуматься. Сегмент потребительских товаров на рынке титана составляет в настоящее время около 10 %, и его темпы роста существенно опережают другие области применения.
Перспективен титан в автомобилестроении, архитектуре, украшениях. Эти отрасли пока не освоены внутренним рынком потребления. Будем считать, что временно.
|