Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ЗАПСИБ – программа модернизации  Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Горное дело Нефть-газ-трубы Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Редкие и редкоземельные металлы Импэкс-металл  Metal Bulletin – специально для России
Международное обозрение История
Евразия, 2015 год
№1' 2003 версия для печати

СТАБИЛЬНОСТЬ – КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ СТРАТЕГИИ КИТАЯ
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ XVI СЪЕЗДА КПК



Василий Михеев
Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, доктор экономических наук

Василий Михеев    XVI съезд КПК закрепил на высшем партийном уровне наметившиеся в последние годы тенденции экономического и политического развития Китая в направлении глобализации и либерализации китайской экономики, постепенной демократизации общества, но при сохранении всей полноты власти в руках КПК. Не было принято каких-либо неожиданных решений. В то же время все они, разработанные в подготовительный период, имеют для страны стратегическое значение, содержат принципиальные политические и идеологические новации, на которые китайское руководство вынуждено идти вслед за трансформацией национальной экономики в рыночном направлении. Главными результатами съезда стали:
    – в высшем руководстве – смена власти, приход так называемого «четвертого» поколения руководителей, вслед за поколениями Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя;
    – в политике – включение в Устав КПК концепции Цзян Цзэминя о «трех представительствах», допускающей возможность для представителей частного бизнеса вступать в партию и занимать в ней руководящие посты;
    – в идеологии – вместо социалистических и коммунистических ориентиров выдвижение концепции «общества среднего достатка» – «сяокан».
    Съезд не внес каких-либо значимых нововведений в экономическую стратегию и внешнюю политику, сохранив преемственность прежнего курса и, с другой стороны, возложив на новых лидеров ответственность за формулирование будущего курса. Ключом к пониманию логики мышления и мотивации принятия решений китайскими лидерами является понятие «стабильность». По своему опыту знающее о трагедиях «культурной революции» 60-х годов, кризиса политической власти 70-х, поставившего страну перед опасностью гражданской войны, студенческих волнений 1989 года, высшее руководство во главу своих действий ставит именно задачу сохранения социальной и политической стабильности более чем миллиардного китайского общества. Лидеры КНР прекрасно понимают, что она является гарантией и условием сохранения власти в руках КПК. Но для обеспечения стабильности нужны высокие темпы экономического развития, постоянно осязаемое людьми улучшение социальных условий их жизни и единство или по крайней мере поддержание его видимости в высшем эшелоне власти.
    Основой сохранения политической власти в своих руках китайское руководство считает поддержание баланса между реформой, развитием и стабильностью на основе стратегических рыночных постулатов Дэн Сяопина, положившего в глазах современных лидеров страны конец хаосу и смуте. Именно этим объясняется, с одной стороны, мирная смена высшей власти в КПК: новый китайский руководитель Ху Цзиньтао был «назначен» преемником Цзяна еще самим Дэн Сяопином, видимо, не до конца верившим в возможность последнего самостоятельно найти наиболее подходящие кадры для продолжения реформ. Отсюда – и дружный уход поколения 70-летних, кому-то, но не самим китайцам, возможно, показавшийся неожиданным. С другой – постепенность в проведении политических преобразований, назревших с появлением класса частных предпринимателей и широким выходом в международную информационную компьютерную сеть более 60 млн китайских интеллектуалов.
    В восприятии лидеров КНР демократия не сводится к процедуре выборов, а является еще и одним из способов поддержания стабильности. Более того, сама демократическая процедура предполагает не только право выбирать руководителей, но и ответственность за свой выбор. В стране, где почти 800 млн человек представляют собой полуграмотное крестьянство, шоковый переход к демократическим выборам чреват политической дестабилизацией. Учитывая, что последняя угрожает безопасности соседей, и принимая во внимание нынешний экономический вес Китая, неспешную, но обеспечивающую стабильность демократизацию китайского общества можно рассматривать в значительной степени приемлемой для мирового рыночно-демократического сообщества.
    Вместе с тем было бы неправильно как не замечать новаций XVI съезда КПК, так и излишне переоценивать их значение. В документах и материалах съезда для тех членов КПК и слоев китайского общества, которые хотят это видеть, сохранена коммунистическая, марксистская и маоистская риторика. А для ультралевого спектра партии и общества – еще и пассажи о «революционности» и «построении коммунизма». Теория «трех представительств» трактуется в разъяснениях как личный вклад Цзян Цзэминя в развитие «теории Маркса, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина». Впрочем, возможность многопланово интерпретировать решения съезда может быть объяснена как китайской традицией, впитавшей в себя, к примеру, в бытовых отношениях компоненты нескольких религий, так и все тем же стремлением к стабильности, пусть даже ценой недоговоренности и двусмысленности. Попробуем проанализировать значение XVI съезда КПК для развития идеологической, политической и экономической ситуации в Китае и формирования его внешней политики.

    «Сяокан» вместо коммунизма
    Тем, что заслуживает пристального внимания, представляется концепция «сяокан», провозглашающая задачу построения «общества среднего достатка». КПК как бы вбрасывает населению новый лозунг с тем, чтобы не допустить образования идеологического вакуума в условиях, когда все большая часть китайцев, вслед за развитием национального рынка, интеграцией экономики в мировое капиталистическое хозяйство и вовлечением многих граждан в глобальное информационное пространство, с возрастающими скептицизмом, равнодушием и даже раздражением относится к идеям социалистической перспективы.
    Понятие «сяокан» уходит корнями в ХI – VI века до н.э. Согласно концепции, уточненной Конфуцием применительно к проблемам государственного строительства, это – «уютное для жизни» и «упорядоченное» общество, основанное «на дружных семьях». «Общество среднего достатка», по древним воззрениям, представляет собой отправной момент для движения к высшей стадии развития – «датун», когда нет классового расслоения, «все равны и свободны».
    В политический оборот понятие «сяокан» вернул Дэн Сяопин в 1984 году, вероятно, с целью придать прагматичные очертания новому курсу модернизации и реформ, пришедшему на смену маоистской уравниловке. В трактовке Дэна построение общества среднего достатка означало достижение уровня ВВП на душу населения в 800 долл. В 1987 году XIII съезд КПК охарактеризовал «сяокан» уже как «очередной этап на пути социалистической модернизации». На XVI съезде, исходя из нынешнего уровня ВВП на душу населения в 1000 долл., было констатировано, что в Китае «в основном» построено общество среднего достатка. Имеется в виду, что не все население Китая, а лишь его городская, наиболее преуспевшая часть достигла состояния «сяокан». Доход же сельских граждан не превышает 300 долл. в год. Поэтому поставлена задача к 2020 году достичь «среднего достатка» для всего населения. Заданы главные параметры такого общества:
    – увеличение ВВП страны в 4 раза по сравнению с нынешним, т.е. в подушевом исчислении примерно в 3000 – 3500 долл.;
    – развитие «социалистической демократии» и создание «более совершенного общества» на основе верховенства закона;
    – обеспечение современного по мировым стандартам уровня развития науки, техники, здравоохранения;
    – обеспечение устойчивого развития КНР на основе поддержания баланса между экономическим ростом и экологией.
    Разработку уходящих корнями в китайскую историю основ идеологии, а не концепций наподобие «развитого социализма» можно трактовать как постепенную подмену коммунистической идеологии национализмом или же прагматизмом. В пользу первой оценки происходящего свидетельствуют и другие ориентиры, такие, как превращение страны в мощную мировую державу, увеличение «совокупной мощи» китайского государства. В пользу второй – введение в понятие «общества среднего достатка» рациональных критериев, соответствующих задачам, которые стремится решать весь мир. Как представляется автору, о новой китайской идеологии можно говорить, скорее, как о «прагматично-националистической».
    Смещение акцентов в идеологических установках потребовало от КПК уточнения своей сути как классической политической партии. Именно в этом контексте, а не в том, что Цзян Цзэминь захотел войти в историю наравне с Мао и Дэном, резонно рассматривать утвержденную на съезде и внесенную в устав партии концепцию «трех представительств». Она подразумевает, что КПК превратилась в партию, которая представляет и передовые производительные силы, и передовую китайскую культуру, и коренные интересы широких слоев народа. В официальной трактовке «первое представительство» как раз и дает право капиталистам, бизнесменам вступать в партию и занимать в ней руководящие посты.
    С точки зрения ортодоксального марксизма, это означает «ревизионизм» и потерю партией «классовой сущности», на что и указывали ортодоксы в ходе предсъездовских дискуссий. В целях внутрипартийной стабильности в уставе в одном абзаце с идеей «трех представительств» сохранены тезисы о том, что КПК является «авангардом рабочего класса» и одновременно «авангардом китайского народа», а также классическая для компартий цель «осуществления коммунизма». Парадоксальная способность идеологической эклектики обеспечивать политическую стабильность в Китае объясняется, в первую очередь, тем, что и в партии, и в стране сторонники ортодоксального марксизма – маоизма, сохраняя существенный вес, не имеют реальной финансовой, административной и политической власти.

    Сценарий политических реформ
    Другой проблемой, с которой столкнулось китайское руководство в преддверии съезда и которая нашла отражение в его материалах, стала проблема демократизации страны. Руководство КПК уже не может не обращать внимание на тот факт, что, согласно опросам, треть членов партии считает сегодня политическую реформу в Китае более важным делом, чем реформу экономическую. Стремясь как-то отреагировать на ситуацию, КПК предпринимает следующие шаги.
    Во-первых, вбрасывается тезис об отделении идеологии от экономики. В идеологии и политике продолжаются реверансы в сторону консерваторов и ортодоксов: именно для их успокоения настойчиво декларируется тезис о строительстве социализма с китайской спецификой, отрицается демократический принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и подтверждается сохранение руководящего положения КПК. Экономика же всецело передается в ведение технократов.
    Во-вторых, продолжается начатая в 90-е годы реформа снизу, допускающая демократическую процедуру выборов местных властей на самом начальном – волостном и поселковом уровнях государственного управления.
    В-третьих, предпринимается попытка оживить деятельность восьми политических партий Китая, формально независимых, но на деле работающих под диктовку КПК. Правда, это больше рассчитано на благосклонную реакцию внешнего мира.
    В-четвертых, намечается постепенное изменение структуры политической власти в КНР, связанное с концепцией «трех представительств».
    Конечно, пока речь идет не более чем о допуске частных предпринимателей в высшие эшелоны власти, т. е. о логическом продолжении уравнивания в конституционных правах частного и государственного секторов экономики, осуществленного в 1999 году. Однако этот шаг КПК дает почву для прогнозов. Вполне вероятен, например, такой сценарий развития, при котором сначала в партии проявятся и окрепнут интересы частного капитала и среднего класса. Затем они найдут организационное оформление в различных внутрипартийных группах и фракциях, официальных или существующих де-факто. Дальше в результате борьбы либо произойдет раскол КПК, либо окончательно трансформируется ее социальная сущность.
    Такой сценарий развития событий вовсе не обязательно приведет к краху партии. Опасаясь повторения печального опыта КПСС, КПК вместе с тем видит примеры сохранения монополии на власть одной партии в течение многих десятилетий в условиях успешного функционирования рыночной, интегрированной в мировое хозяйство экономики. Это – ЛДП в Японии, Гоминдан на Тайване, партии военных под разными названиями в Южной Корее и др.
    И все же у КПК, и ее XVI съезд подтверждает это, сегодня нет ясной, прозрачной стратегии политического реформирования общества вслед за реформой экономической. В этом, пожалуй, кроется основное противоречие. Суть его в следующем. Главное условие укрепления власти КПК в стране с более чем миллиардным населением – поддержание экономического роста. Пока партия доказывает, что она способна справиться с задачей, ее позиции остаются прочными. Вместе с тем главными факторами роста КНР выступают вхождение страны в мировое рыночное поле, либерализация национальных финансов, приватизация государственных предприятий, рост частного капитала. А развитие страны на этой основе неизбежно приводит к противоречию между экономическим плюрализмом и монополией партии на власть.
    Было бы неверным считать, что данное противоречие разрешимо лишь через политический кризис, хотя такой вариант развития событий исключать нельзя. У КПК есть шанс как можно дольше использовать свою нераздельную власть для сохранения стабильности в обществе, пока такого рода стабильность продолжает обеспечивать продолжение реформ, хозяйственный рост и интеграцию в глобальную экономику. Превращение Китая в развитое и процветающее государство (условно говоря, на уровне Южной Кореи и Тайваня 80-х – 90-х годов, когда в этих странах начался процесс демократизации) создаст социальную основу, на которой либо будет реализован градуалистский вариант политических реформ в Китае, либо общество более-менее спокойно перенесет кризис, сопровождающий достаточно быстрые политические трансформации.

    Экономические приоритеты
    Касаясь экономического развития Китая, XVI съезд КПК подтвердил достигнутые за последние 13 лет успехи (Цзян пришел к власти в 1989 году), а также выдвинул задачу увеличения ВВП в 4 раза, что и должно стать материальной основой достижения главной программной цели на ближайшие 20 лет – построения «общества среднего достатка». Среднегодовые темпы прироста ВВП, таким образом, предусматриваются на уровне 7 – 8 % в год, как уже зафиксировано в десятом пятилетнем плане экономического развития КНР на 2001 – 2005 годы. Съезд вновь подтвердил уже принятые и реализуемые восемь приоритетных направлений экономического развития КНР:
    – использование интенсивных факторов роста на основе применения новых технологий;
    – урбанизация сельской экономики и повышение уровня жизни сельского населения;
    – государственное стимулирование развития наиболее отсталых западных районов страны;
    – осуществление реформы государственных предприятий и развитие частного производства;
    – повышение эффективности государственного макроэкономического регулирования на основе признания ведущей роли рынка;
    – реформа системы социального обеспечения на основе рыночных принципов;
    – продолжение глобализации китайской экономики, в том числе более активный выход страны на мировые рынки с использованием новых возможностей, которые открывает вступление в ВТО;
    – обеспечение максимально полной занятости населения.
    В области экономики съезд не внес чего-то принципиально нового по сравнению с планом десятой пятилетки. Из тех нюансов, что заслуживают особого внимания, можно выделить программный тезис о равенстве трудовых и нетрудовых легальных доходов. Имеются в виду, прежде всего, доходы от собственности и капитала. На пути к созданию в Китае полноценного капиталистического рынка этот шаг стал, по сути, признанием уже существующих в стране реалий, когда часть населения живет на легальные, хотя и «нетрудовые» доходы.
    В дни работы съезда китайское правительство параллельно приняло ряд мер по либерализации финансового сектора страны. Банкам, работающим в деревне, было позволено перейти от административно фиксированной к рыночно устанавливаемой, плавающей процентной ставке. Иностранным инвесторам разрешено участвовать в торгах акциями категории «А», что означает серьезный шаг на пути открытия китайского фондового рынка. Дело в том, что в Китае существует два рынка акций: типа «А» – для резидентов и типа «Б» – для нерезидентов. Соотношение объема торгов на них примерно 9:1 в пользу рынка акций для резидентов. Подобное разделение, конечно, ограничивало возможности иностранного капитала осуществлять портфельные инвестиции, но, с другой стороны, защищало китайский фондовый рынок от спекулятивных атак иностранцев. В начале 2002 года Китай разрешил резидентам работать с акциями категории «Б», а теперь, позволив зарубежным инвесторам действовать на рынке «А», сделал еще один важный шаг на пути к созданию единого фондового рынка.
    В дни съезда китайское руководство отметило также годовщину вступления в ВТО, подчеркнув, что этот шаг позволил стране, несмотря на стагнацию мировой экономики, поддержать высокие темпы роста и в 2002 году: ВВП – около 8 %, экспорта – примерно 15 %.

    Против гегемонизма и терроризма
    В вопросах внешней политики, как и экономики, XVI съезд КПК подтвердил уже осуществляемый курс Пекина. Его суть в том, что Китай готов по-новому подходить к международным отношениям и строить их на основе партнерства с мировыми центрами силы, а не в противодействии им. Пекин считает мирное развитие «лейтмотивом современной эпохи» и исходит из того, что внешняя обстановка является благоприятной для развития китайских реформ.
    В отражение китайской позиции по отношению к терроризму, созвучной с позицией большинства стран мира, на съезде был озвучен тезис о готовности КНР вместе с другими странами вести борьбу против терроризма «во всех его формах». Под последним, впрочем, Китай подразумевает, прежде всего, «Фронт освобождения Восточного Туркестана», выступающий за независимость северо-западных районов Китая и имеющий свои организации в Европе и Центральной Азии. Произошедшее незадолго до съезда включение «Фронта» Соединенными Штатами в список террористических организаций стало той уступкой Пекину, на которую он прореагировал жесткими формулировками по вопросам терроризма, предусматривающими «радикальные меры» по «предотвращению и подавлению террористических акций» и «всемерному устранению истоков терроризма».
    С другой стороны, в озвученной на съезде внешнеполитической концепции КНР содержатся тезисы, уходящие корнями в недавнее прошлое, когда Китай стремился взять на себя роль лидера развивающихся стран в борьбе с международным гегемонизмом. Цзян Цзэминь охарактеризовал современный международный политический и экономический порядок как «несправедливый» и «не изменившийся в корне». В этом контексте он дал вторую, в каком-то смысле противоречащую только что приведенной, характеристику современного мира как «очень неспокойного», создающего человечеству «многообразные суровые вызовы». К последним, наряду с терроризмом, Цзян отнес появление «новых форм гегемонизма в политике», намекая на США, а также – на «локальные конфликты на основе национально-религиозных противоречий», приграничные и территориальные споры, большую разницу в уровнях развития Севера и Юга.
    Цзян видит перспективы развития международных отношений в их демократизации. На съезде были повторены известные китайские тезисы о том, что под «демократизацией и справедливостью» понимается сохранение многообразия мира и множественности моделей развития стран, экономическое сотрудничество, совместное развитие и взаимное цивилизационное и культурное обогащение, решение политических проблем через консультации, без применения оружия и даже без угроз этого. В несколько переиначенной форме повторен и тезис о невмешательстве во внутренние дела, которые в каждой стране «решаются ее собственным народом», а «дела планеты – на основе равноправных консультаций всех стран».
    Заслуживают внимания акценты, расставленные Цзяном в задачах для китайской дипломатии. Это, прежде всего, активизация роли КНР в ООН и других глобальных и региональных организациях. Тем самым закреплена практика последних 2 – 3 лет, когда Китай, прежде делавший ставку на двусторонние отношения, в ответ на вызовы глобализации приступил к разработке и осуществлению инициативной многосторонней дипломатии. Это обусловило не только вступление в ВТО, но и активизацию КНР в Форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в создании Шанхайской организации сотрудничества, формировании механизма консультаций в формате АСЕАН плюс три (Китай, Япония, Южная Корея), зоны свободной торговли АСЕАН плюс Китай и др.
    В региональных и страновых приоритетах, опять же без упоминания, что оставляет Пекину резервы для внешнеполитического маневрирования, предпочтение было отдано, в первую очередь, развитым странам, затем – дружественным соседям, куда, вероятно, попадает и Россия. А далее шла речь об отношениях со странами «третьего мира». Подобная дипломатическая иерархия весьма точно отражает экономические интересы и потребности Китая на мировом рынке.
    Как и ожидалось, особое место на съезде было отведено тайваньской проблеме. Здесь также подтвержден жесткий подход, категорически настаивающий на концепции «одного Китая» и не исключающий применения военной силы в случае провозглашения Тайванем независимости. Цзян Цзэминь повторил тезис о принципах объединения: «одно государство – две системы», аргументируя его реализуемость успешным опытом воссоединения с Гонконгом и Макао. Если говорить о нюансах, можно выделить ставку на развитие экономической интеграции и культурного сотрудничества с Тайванем как механизма постепенного «встраивания» его экономики и общества в китайское. Цзян провел водораздел между тайваньским народом, который, по его мнению, желает объединения, и раскольническими силами внутри Тайваня и «за рубежом». Впрочем, какая страна поддерживает идею независимости острова, не конкретизировано, чтобы, насколько это возможно, не портить с внешним миром отношений. Не прокомментирована на съезде и тайваньская концепция объединения, предусматривающая возможность повторения гонконгского варианта, но только в случае демократизации китайского общества. Учитывая признание китайским руководством необходимости политических реформ, такой вариант теоретически мог бы устроить Пекин. Но, похоже, уходящее с политической сцены поколение китайских лидеров решило оставить решение этого вопроса своим преемникам.

* * *

    Вероятно, возможны противоположные оценки значимости XVI съезда КПК – в зависимости от того, анализировать ли результаты съезда с позиций внутрикитайского развития или с точки зрения того, насколько ближе стала страна к рыночным демократиям. Имея в виду смену высшего эшелона власти, фактическое замещение идеологизированных экономических целей концепцией «общества среднего достатка», разрешение капиталистам вступать в партию и занимать в ней руководящие посты, можно сказать, что съезд был эпохальным. Если же обратить внимание на партийный, а не общедемократический механизм смены власти, сохранение ортодоксальной коммунистической риторики и старых внешнеполитических установок, на отношение к правам человека, то сделан лишь небольшой шажок вперед. Наверное, оба вывода имеют право на существование. По сути, это лишь две стороны одного процесса – модернизации Китая в условиях экономической и политической глобализации.
    Главное, пожалуй, состоит в том, что съезд не создал реальных военно-политических угроз безопасности мира и России. Более того, спокойной сменой власти, продолжением либерализации экономики, началом политических реформ, пусть и медленных, съезд вызвал новые позитивные ожидания. Мировому сообществу предоставлены весомые основания прогнозировать внутриполитическую стабильность и экономический рост Китая в краткосрочной и среднесрочной перспективе, а также рассчитывать на него как на партнера в международной антитеррористической борьбе.
    С другой стороны, итоги работы съезда позволяют ожидать усиления международной экономической и политической конкурентоспособности Китая и повышения его активности в глобальных и региональных делах. Это представляет серьезный вызов и России, и другим странам. Предстоит искать новые механизмы взаимодействия с «выходящим за пределы своих границ» Китаем. Для нашей страны встает насущная проблема реструктуризации российско-китайских отношений «стратегического партнерства», сложившихся по логике «сдерживания США», выстраивания новых механизмов взаимодействия в треугольнике Россия – США – Китай на основе совместной борьбы с терроризмом и ответственности за глобальную и региональную безопасность и соразвитие.
    Общий вывод таков: после XVI съезда КПК у мирового сообщества стало больше оснований для сотрудничества с Китаем на прагматической основе и вовлечения его в создание новой мировой архитектуры на базе стратегической заинтересованности Пекина в сохранении как внутриполитической, так и международной стабильности.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение