Леонид Драчевский
Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе
Начало нового века ознаменовалось появлением новых тенденций и вызовов, на которые мировому сообществу необходимо дать ответы в самое ближайшее время. Главной проблемой, занимающей умы многих руководителей стран и регионов, ученых и практиков, является обеспечение устойчивого развития. Ее решение, безусловно, потребует решительных шагов как внутри стран, так и на международном уровне в экономике и социальной сфере, в защите окружающей среды, соблюдении национальных интересов различных государств.
Проблема устойчивого развития остро стоит и перед Сибирью. Имею в виду не столько административное, сколько географическое понятие. Спад производства и финансовый кризис, охватившие Россию в последнее десятилетие, особенно больно ударили именно по сибирским регионам. Большинство из них стали дотационными, с ярко выраженной сырьевой направленностью экономики. Резко снизился уровень жизни населения, что привело к возникновению его устойчивого оттока.
Идти дальше прежним путем было нельзя. По поручению Президента РФ В.В. Путина с конца 2000 года активно велся поиск новых путей и точек роста Сибири, адекватных рыночным реалиям. Потребовалось около полутора лет, чтобы выработать и обосновать новые подходы к решению проблем Сибири. В результате этой работы была подготовлена и утверждена Правительством РФ Стратегия экономического развития Сибири. Предусмотренные в ней меры позволяют переломить наметившиеся негативные тенденции и выйти на устойчивый экономический рост, причем, как полагают аналитики, он будет выше среднегодовых темпов прироста в европейской части России.
В целом Стратегия ориентирована на решение в период до 2020 года четырех важнейших задач, стоящих перед Сибирью в начале XXI века:
экономика постепенно перейдет от нынешней ярко выраженной сырьевой направленности к современной сбалансированной структуре, при этом потенциал сибирских регионов возрастет в 3 3,4 раза;
регионы смогут не только полностью удовлетворить внутренние потребности России в минерально-сырьевых ресурсах, но и обеспечить значительное увеличение их поставок за рубеж. При этом главным станет вывоз минеральных ресурсов глубокой степени переработки, что резко поднимет эффективность экономики и Сибири, и всей России;
значительно укрепятся хозяйственные связи как внутри самой Сибири, так и с регионами европейской части России и Дальнего Востока. В этот период предполагается устранить образовавшийся к настоящему времени чрезмерный разрыв в уровне развития сибирских территорий и обеспечить достаточно высокий уровень жизни населения;
Сибирь создаст мощные благоприятные предпосылки для существенного укрепления торгово-экономического и иного взаимодействия России с другими странами.
В результате реализации намеченной стратегии Сибирь сможет вернуться в число равноправных экономических партнеров как на внутреннем рынке, так и на мировой арене.
Современная Сибирь обладает, как минимум, тремя мощными точками роста. Одна из них предопределена самой природой: в недрах сосредоточено около 70 % общероссийских запасов полезных ископаемых. Только в Сибирском федеральном округе находится около 85 % общероссийских запасов свинца и платины, 80 % угля и молибдена, 71 % никеля, 66 69 % меди, цинка и марганца, 40 % золота. Здесь имеются крупные прогнозные запасы нефти, газа и других ценнейших природных богатств. Многие месторождения являются, по существу, уникальными. Среди них месторождение золота Сухой Лог, Удоканское медное, Чинейское месторождение железо-титан-ванадиевых руд.
Сейчас идут споры, какой должна быть экономика Сибири и России. Нередко можно услышать призывы сразу строить ее на базе новейшей обрабатывающей промышленности, современной электроники. Что можно сказать по этому поводу? Нужно быть реалистами. Как отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин, необходимо понимать, что «российская экономика в XXI веке, по крайней мере в первой его половине, по-видимому, сохранит свою сырьевую направленность. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс как базис устойчивого развития страны на длительную перспективу». Именно сырьевой сектор сегодня может и должен создать финансовую основу для перехода к иной, более современной структуре российской экономики.
С учетом того, что подавляющая часть запасов минерального сырья находится в Сибири, без всяких преувеличений можно сказать, что ей будет принадлежать в ближайшей и долгосрочной перспективе ведущая роль в обеспечении экономического развития страны, ее устойчивого роста, в том числе и в социальной сфере.
Наличие крупного природно-ресурсного потенциала обусловливает особое место России среди индустриальных стран. Этот потенциал, разумеется, при его эффективном использовании, станет одной из важнейших предпосылок устойчивого вхождения нашей страны в мировую экономику. Вовлечение в хозяйственный оборот даже части тех месторождений, которые хорошо изучены, непременно приведет к формированию в Сибири ряда новых экономических центров не только общероссийского, но и мирового масштаба, существенному повышению ее роли во внешнеторговом обороте.
Cроки решения столь масштабной задачи зависят от размеров инвестиций, которые можно будет направить на освоение новых месторождений и создание необходимой инфраструктуры. Мы готовы сотрудничать в этой области с бизнесом других стран, как Европейского Союза, так и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Все сказанное в полной мере относится и к лесопромышленному комплексу. При огромной потребности стран Европы и АТР в сырье для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности возможности Сибири используются менее чем на 10 %. При этом сибирский лес по ряду своих параметров имеет более высокие характеристики, чем в других регионах: короткое лето и низкая зимняя температура приводят к меньшему росту и более высокой плотности древесины.
Вторая точка роста, заложенная в основу намеченных преобразований, базируется на достижениях сибирской науки. Мы внимательно проанализировали тот задел для практики, который создан за последние годы. Он превзошел даже самые смелые предположения. Только в Сибирском отделении Российской академии наук имеется около 150 завершенных научных и технологических разработок, внедрение которых позволяет на порядок поднять производительность труда и резко снизить материало- и энергоемкость выпускаемой продукции. По существу, речь идет о реальных возможностях создания материально-производственной базы экономики XXI века. Наша беда в том, что из-за резких структурных преобразований произошел разрыв связей (прежде всего, информационный) между научными организациями и производственными предприятиями. Сейчас на уровне округа мы предприняли ряд шагов по заполнению информационного вакуума. Менеджеры, работающие даже на крупных предприятиях, удивились, когда узнали, сколь многое им могут предложить сибирские ученые. Это относится и к таким гигантам, как «Норильский никель» и «Сибирский алюминий». В ближайшее время мы сосредоточим внимание на коммерциализации результатов уже законченных научно-технологических и конструкторских разработок. Готовы и в этой области сотрудничать с зарубежными фирмами.
Хочу заметить, что для ускоренного перехода к новым технологическим укладам Сибирь обладает более высоким потенциалом, чем другие регионы России. Это предопределяется не только теми научными разработками, о которых я уже сказал, но и еще двумя немаловажными факторами. Во-первых, в Сибири есть более молодая и современная материально-техническая база реального сектора экономики, которая во многом формировалась в 70 80-е годы. И, во-вторых, здесь высок удельный вес предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые всегда ориентировались на высокие технологии. Национальная военная доктрина России, основанная на новых мировых реалиях, предусматривает возможность вывода из оборонно-промышленного комплекса Сибири и «передачу» в гражданский сектор экономики до 60 % предприятий. Наши стратегические ориентиры выстроены таким образом, чтобы, соединив достижения сибирской науки с высоким потенциалом высвобождающихся военных заводов, добиться прорыва в уровне производства, обеспечить распространение передовых технологий в гражданские отрасли. Это позволит значительно сократить сроки модернизации и реформирования сибирской экономики.
Третья точка роста Сибири предопределена ее геополитическим положением. Находясь между мощным экономическим комплексом Европы и бурно растущим Азиатско-Тихоокеанским регионом, она может стать естественным звеном системы, связывающей эти рынки. По существу, речь идет о рационализации мировых транспортных взаимосвязей и грузопотоков, что даст весомый экономический эффект как странам Европы и АТР, так и самой Сибири. За счет использования Транссибирской магистрали Япония и Корея, например, смогут сократить свои транспортные издержки в товарообороте с европейским континентом на 15 20 %, а также значительно ускорить оборот финансовых ресурсов. Большие перспективы имеет освоение новых кросс-полярных авиационных маршрутов, заметно сближающих регионы Америки и Азии. Развивая экономику Сибири, выстраивая новые транспортные коридоры международного значения, Россия, безусловно, должна будет разработать новую, более эффективную тарифную стратегию на этих видах транспорта.
Использование громадного внутреннего потенциала Сибири позволяет значительно расширить границы и поднять уровень ее экономического взаимодействия с другими странами, построить их на качественно новой основе. Наряду с дальнейшим укреплением своих традиционных взаимосвязей с членами Евросоюза, Сибирь вполне способна резко расширить собственный товарооборот со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока он, по существу, находится в зачаточном состоянии. Доля не только Сибири, но и всей России в общем объеме внешнеторгового оборота азиатских государств не превышает 2 %. Слабо используются и другие направления сотрудничества.
Имеется возможность уже в ближайшей перспективе выйти на такой уровень внешнеторгового сотрудничества со странами АТР, который во много раз превысит нынешний. К настоящему времени подготовлено или находится в стадии разработки более десятка крупных проектов такого рода. Говоря об их реализации, хотел бы подчеркнуть два обстоятельства. Во-первых, мы готовы к разнообразным формам сотрудничества, начиная от простого товарообмена и до концессий, рассчитанных на такие сроки, которые достаточны для неоднократного возмещения вложенного капитала. Во-вторых, реализация возможных совместных экономических, научно-технических и иных проектов потребует благоприятного экономического климата. Конечно, регионы Сибири в этом смысле еще уступают мировой практике. Основной порок в том, что в отношении инвестиционной привлекательности пока больше ведется общих разговоров, нежели делается практических шагов. Между тем любой бизнес строится на конкретности, возможности опираться на точный расчет, реальные гарантии. В Сибирском федеральном округе готовы выработать и осуществить меры для создания действительно благоприятного климата, который бы способствовал привлечению к сотрудничеству самых широких предпринимательских кругов.
|