Карим Масимов Заместитель премьер-министра Республики Казахстан
Промышленность Казахстана развивается в условиях, типичных для экономики всех стран СНГ, где одна из основных проблем связана с переходом к устойчивому экономическому росту. Поэтому для многих наблюдателей были неожиданными результаты последних трех лет: средние темпы роста ВВП составили 11 % в год, что выводит Казахстан в число наиболее быстро развивающихся стран мира. Это и стало темой интервью, которое дал журналу «Металлы Евразии» заместитель премьер-министра республики Карим Масимов.
Прежде всего хотелось бы узнать точку зрения правительства Казахстана по поводу высоких экономических показателей. Чем, на ваш взгляд, обеспечен столь быстрый подъем экономики?
Недавно правительство обсуждало результаты экономического развития. Анализ показал, что с июля 1999 года по июль 2002 года ВВП вырос на 40 %, а рост промышленного производства составил 45 %. Таким образом, сформулированная президентом республики Н. Назарбаевым задача удвоения ВВП в течение 6 10 лет успешно выполняется.
На мой взгляд, предпосылки нынешнего подъема заложены в середине 90-х годов, когда проводились глубокие структурные преобразования, связанные с переводом национального хозяйства на рыночные рельсы. Это и достаточно быстрая приватизация, и принятый в 1995 году пакет законов о реформировании конкретных секторов экономики. Была осуществлена реформа финансовой системы, аграрного комплекса, жилищно-коммунальной сферы и т.д. Тем самым создавались необходимые условия для того, чтобы рыночные механизмы заработали в полную силу.
Об авторе | |
Масимов Карим Кажимканович, 37 лет. Окончил Университет им. Патриса Лумумбы в Москве, продолжал учебу в Пекинском институте культуры языков и Уханьском университете (Китай), в Казахстанской государственной академии управления, Колумбийском университете (Нью-Йорк). Основная специализация экономика и международное право. Доктор экономических наук. Владеет английским, китайским, арабским языками.
Представлял интересы Казахстана в КНР и Гонконге. В дальнейшем избирался председателем правления Алматинского Торгово-Финансового банка, а затем возглавлял Народный Сберегательный банк Казахстана. В 2000 году министр транспорта и коммуникаций. С декабря 2001 года заместитель премьер-министра Республики Казахстан.
| |
Другой фактор богатые минерально-сырьевые ресурсы Казахстана. Имеющиеся запасы сырья позволяют достаточно быстро наращивать производство в металлургии и нефтегазовой промышленности. Именно эти два сектора, выпускающие высоколиквидную продукцию, составляют основу нашей экономики.
Следует также отметить устойчивость системы государственной власти. Со времени обретения независимости в Казахстане сохраняется политическая стабильность, что, без сомнения, привлекает инвесторов.
В свое время политическое руководство Казахстана приняло решение, беспрецедентное для постсоветских государств, предоставило иностранным компаниям возможность свободно приобретать активы в базовых отраслях экономики. Как сегодня оцениваются результаты этого шага?
В экономику страны пришли ведущие мировые компании, и они принесли с собой не только инвестиции, но и современный уровень управления. Если называть имена в горно-металлургическом секторе, то производством свинца и цинка занимается Гленкор, производством меди Самсунг, производством стали Испат Интернэшнл. В промышленности ферросплавов успешно работает «Евразийская промышленная ассоциация», которая не слишком известна в мировом металлургическом бизнесе, но не сомневаюсь, что скоро она заявит о себе.
Плюсы, с точки зрения правительства республики, очевидны. Во-первых, решились проблемы занятости, представляющие головную боль для исполнительной власти в любой демократической стране. Во-вторых, новые собственники с уважением отнеслись к национальному менталитету и сложившимся традициям: они избегали действий, которые могли бы спровоцировать напряженность. Все необходимые изменения проводились достаточно мягко. Поэтому у нас практически не было забастовок, массовых увольнений, длительных задержек заработной платы. Сегодня предприятия, принадлежащие частному бизнесу, стабильно работают, и для обеспечения их дальнейшего развития вкладываются достаточные средства. Впрочем, это уже забота акционеров. Задача государства следить за соблюдением «правил игры», заниматься сбором налогов и поддерживать деятельность компаний на внешних рынках, когда этого требуют интересы национальной экономики.
Что касается негативных оценок, они, в основном, исходят от «ура-патриотов»: правительство обвиняется в распродаже национального достояния. По этому поводу можно сказать следующее. Десять лет назад промышленность находилась в глубочайшем кризисе, предприятия бездействовали, что представляло самую серьезную угрозу для нашего государства. Теперь ситуация совсем другая. Система доказала свою эффективность. Так что критика действий правительства с позиции радикального национализма звучит все реже.
Вероятно, либеральная экономическая политика не снимает ответственности за пользование природными ресурсами. Существует ли контроль в этой сфере?
Вопрос этот для нас непростой. Был период, когда в настроениях общества и прессы господствовало упоение стихией рынка, и государству отводилась роль «ночного сторожа». Романтизация рыночных отношений повлияла и на властные структуры. Но сейчас правительство усиливает контроль в сфере недропользования и в соответствии с международной правовой практикой добивается соблюдения определенных нормативов. Более строгими становятся экологические стандарты. Не всем это нравится, однако уровень требований не будет снижен.
Насколько велика доля прямых инвестиций? Куда они в первую очередь направляются?
Экономическая модель, которая реализуется в Казахстане, ориентирована на привлечение прямых иностранных инвестиций. Поэтому практически все вложенные средства направлены на развитие конкретных производств. Среди отраслей по инвестиционной привлекательности лидирует, конечно, нефтегазовый сектор, а в роли основных инвесторов выступают крупные нефтяные компании, такие, как Шеврон.
Наряду с положительными тенденциями обозначились и проблемы. Приток капиталов в сырьевые отрасли выгоден нашей экономике. Но слишком сильный перекос в сторону таких отраслей может негативно проявить себя, если цены на сырьевые ресурсы вдруг начнут падать. Отсюда одна из наиболее важных задач для правительства диверсифицировать структуру экономики.
В чем суть предполагаемых изменений?
Проведено немало дебатов о том, в каком направлении нам двигаться, на чем сделать акцент, и какое место в перспективе может занять Казахстан в системе мирового хозяйства. Принципиальные решения еще не приняты, но концепция, которая складывается сейчас, сводится к следующему.
Вначале предполагалось отдать приоритет продукции с более высокой степенью переработки. Соответственно предпочтительные позиции должны были занять не добыча нефти и газа, а химия и нефтехимия. Перспектива заманчивая. Но, допустим, удалось довести переработку углеводородного сырья до выпуска готовых изделий, например пластиковой посуды. И что дальше? Придется искать покупателей на рынках, где в избытке присутствуют аналогичные товары китайского производства.
Надо признать: при всей привлекательности рынков готовой продукции, конкуренция здесь слишком сильна, и выдержать ее в данный исторический момент казахстанская промышленность не сможет. Стало быть, средства, вложенные в соответствующие отрасли, себя не окупят.
По моему убеждению, завоевание собственной ниши на рынках готовой продукции процесс длительный и сложный. Двигаться в этом направлении мы должны постепенно. На данном этапе принято такое решение: упор будем делать на те производства, которые можно рассматривать как составную часть сырьевого комплекса. Мы называем это развитием сервисного сектора. К примеру, для разработки нефтяного месторождения нужны буровые станки, трубы различного сортамента, насосы, арматура и т.д. В такой ситуации необходимо привлечение иностранных инвестиций в развитие производства готовой продукции, сбыт которой гарантирован внутри Казахстана. В результате возникает обратная схема: конечным продуктом для нашей экономики становится именно сырье.
Получается, что Казахстан закрепляет за собой сырьевую специализацию?
Чем отличаются Канада и Австралия от Венесуэлы и Колумбии? Все перечисленные страны выступают на мировом рынке в качестве экспортеров сырьевых ресурсов. Но одни смогли в дополнение к производству сырья выстроить развитую экономику, а другие нет. Сейчас в Казахстан направляются достаточно крупные инвестиции, предназначенные для разработки богатых месторождений нефти и газа. Однако значительная часть этих инвестиций уходит вместе с заказами на дорогостоящее оборудование, которые размещаются в промышленности других стран. Очевидно, что мы должны задействовать все возможности своей экономики, а не только ее сырьевой потенциал.
Как далеко правительство готово пойти, чтобы ограничить конкуренцию со стороны иностранных производителей в этом секторе рынка?
В свое время для казахстанской экономики был важен сам факт, что в республику приходят иностранные инвестиции. Определенную роль играл политический аспект, поскольку это свидетельствовало о доверии международного бизнеса. Контракты в тот период были весьма либеральными для иностранных инвесторов. Но сегодня государство окрепло, пользуется авторитетом как равноправный член международного сообщества. Теперь мы готовы более твердо отстаивать свои интересы, в том числе и путем защиты национального рынка.
Конечно, все будет делаться при соблюдении цивилизованных отношений в экономике. Такую политику правительство Казахстана старается проводить со времени создания нашего независимого государства. Кроме того, степень открытости и транспарентности республики будет расти, поскольку Казахстан готовится стать членом ВТО. Однако необходимо отметить, что при этом мы не собираемся отказываться от поддержки национальной промышленности в соответствии с выбранными приоритетами. Конкретные меры этой поддержки будут надлежащим образом оформлены.
Чтобы закрепить преимущественное право казахстанских предприятий на выполнение заказов, сами эти проекты должны быть достаточно привлекательными для иностранного капитала. Можно ли привести примеры?
Сейчас разрабатывается программа освоения северной части каспийского шельфа. Думаю, в нынешнем году она будет обнародована. Уверяю вас, что условия будут достаточно жесткими для инвесторов. В отличие от сегодняшней ситуации, когда приходится уговаривать инвесторов размещать заказы на предприятиях Казахстана, в новых проектах доля продукции и услуг казахстанских производителей будет законодательно фиксироваться.
С введением в Казахстане программы импортозамещения рассматриваются предложения о создании новых производств. Один из наиболее интересных проектов строительство в Актау завода по производству труб для нефтегазовой промышленности. На стадии рассмотрения вопрос о создании судостроительного предприятия: при больших объемах добычи нефти республике понадобится собственный танкерный флот. На мой взгляд, эти производства потянут за собой другие отрасли.
В каких секторах, помимо нефтедобычи, прогнозируется рост внутреннего спроса на металлы? Насколько вероятно появление в обозримом будущем новых металлопотребляющих отраслей?
В связи с быстрым развитием строительства можно ожидать возрастания спроса на строительный металл (сортовой прокат и другие виды металлопродукции для нужд этой отрасли). Таким образом, ожидается расширение рынка продукции черной металлургии.
Поощрять рост внутреннего потребления металлов в стране, обладающей развитой металлургией, конечно, необходимо. Но всегда есть определенное опасение: как бы не перегнуть палку. Чтобы у нас, например, не возникло желание создавать казахстанский автомобиль, тогда придется закрывать свой рынок высокими импортными пошлинами, поскольку этот автомобиль наверняка будет неконкурентоспособным. Допустим конкуренцию автомобильная отрасль обанкротится. Вот эту грань между желаемым и целесообразным нужно четко проводить. Необходимо развитие тех отраслей, продукция которых может быть востребована экономикой Казахстана. Эти подходы найдут отражение в новом документе «Индустриальная политика», который сейчас разрабатывает правительство.
Металлургия стран СНГ нуждается в масштабной модернизации, чтобы выйти на современный технологический уровень. Что делается для решения этой проблемы в Казахстане?
В основном это проблема самих предприятий. Если частный собственник не будет заниматься модернизацией, то его компания потеряет конкурентоспособность и разорится. Мировая металлургия идет по пути развития энергосберегающих технологий. Наши заводы, построенные еще в советскую эпоху, в основном рассчитаны на дешевую электроэнергию. Но не за горами время, когда в Казахстане, как и в других государствах СНГ, тарифы повысятся до мирового уровня. Без перехода на новые технологии в этой ситуации не выжить. У нас дешевая рабочая сила. И это тоже временное явление. Заработная плата будет подниматься. Тот предприниматель, который планирует продолжать свой бизнес в нашей стране, вынужден считаться с этой перспективой и заранее осуществлять необходимые инвестиции.
Государство с помощью налоговых льгот призвано стимулировать эту деятельность. В парламенте находится проект нового закона «Об инвестициях», где предусмотрены подобные меры.
Интеграционные процессы в металлургии становятся одной из общемировых тенденций. Как проявляется эта тенденция в Казахстане? Можно ли в обозримом будущем ожидать крупных слияний, в том числе с участием транснациональных корпораций?
В республике все крупные слияния уже состоялись. Другой вопрос, что активизируется процесс межгосударственной кооперации. Думаю, в ближайшие несколько лет мы увидим серию слияний и поглощений на огромном пространстве от Центральной Азии до Южной Африки с участием тех компаний, которые действуют и на территории Казахстана. По моей информации, такого рода переговоры ведутся.
|