Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Челябинский цинковый завод Содержание номера Первая линия Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Международное обозрение История Metal Bulletin – специально для России
Первая линия
№6' 2002 версия для печати
Статья:   
1
2

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ПРИОРИТЕТЫ



Карим Масимов
Заместитель премьер-министра Республики Казахстан

Карим Масимов    Промышленность Казахстана развивается в условиях, типичных для экономики всех стран СНГ, где одна из основных проблем связана с переходом к устойчивому экономическому росту. Поэтому для многих наблюдателей были неожиданными результаты последних трех лет: средние темпы роста ВВП составили 11 % в год, что выводит Казахстан в число наиболее быстро развивающихся стран мира. Это и стало темой интервью, которое дал журналу «Металлы Евразии» заместитель премьер-министра республики Карим Масимов.
    – Прежде всего хотелось бы узнать точку зрения правительства Казахстана по поводу высоких экономических показателей. Чем, на ваш взгляд, обеспечен столь быстрый подъем экономики?
    – Недавно правительство обсуждало результаты экономического развития. Анализ показал, что с июля 1999 года по июль 2002 года ВВП вырос на 40 %, а рост промышленного производства составил 45 %. Таким образом, сформулированная президентом республики Н. Назарбаевым задача удвоения ВВП в течение 6 – 10 лет успешно выполняется.
    На мой взгляд, предпосылки нынешнего подъема заложены в середине 90-х годов, когда проводились глубокие структурные преобразования, связанные с переводом национального хозяйства на рыночные рельсы. Это – и достаточно быстрая приватизация, и принятый в 1995 году пакет законов о реформировании конкретных секторов экономики. Была осуществлена реформа финансовой системы, аграрного комплекса, жилищно-коммунальной сферы и т.д. Тем самым создавались необходимые условия для того, чтобы рыночные механизмы заработали в полную силу.

Об авторе

    Масимов Карим Кажимканович, 37 лет. Окончил Университет им. Патриса Лумумбы в Москве, продолжал учебу в Пекинском институте культуры языков и Уханьском университете (Китай), в Казахстанской государственной академии управления, Колумбийском университете (Нью-Йорк). Основная специализация – экономика и международное право. Доктор экономических наук. Владеет английским, китайским, арабским языками.
    Представлял интересы Казахстана в КНР и Гонконге. В дальнейшем избирался председателем правления Алматинского Торгово-Финансового банка, а затем возглавлял Народный Сберегательный банк Казахстана. В 2000 году – министр транспорта и коммуникаций. С декабря 2001 года – заместитель премьер-министра Республики Казахстан.


    Другой фактор – богатые минерально-сырьевые ресурсы Казахстана. Имеющиеся запасы сырья позволяют достаточно быстро наращивать производство в металлургии и нефтегазовой промышленности. Именно эти два сектора, выпускающие высоколиквидную продукцию, составляют основу нашей экономики.
    Следует также отметить устойчивость системы государственной власти. Со времени обретения независимости в Казахстане сохраняется политическая стабильность, что, без сомнения, привлекает инвесторов.
    – В свое время политическое руководство Казахстана приняло решение, беспрецедентное для постсоветских государств, – предоставило иностранным компаниям возможность свободно приобретать активы в базовых отраслях экономики. Как сегодня оцениваются результаты этого шага?
    – В экономику страны пришли ведущие мировые компании, и они принесли с собой не только инвестиции, но и современный уровень управления. Если называть имена в горно-металлургическом секторе, то производством свинца и цинка занимается Гленкор, производством меди – Самсунг, производством стали – Испат Интернэшнл. В промышленности ферросплавов успешно работает «Евразийская промышленная ассоциация», которая не слишком известна в мировом металлургическом бизнесе, но не сомневаюсь, что скоро она заявит о себе.
    Плюсы, с точки зрения правительства республики, очевидны. Во-первых, решились проблемы занятости, представляющие головную боль для исполнительной власти в любой демократической стране. Во-вторых, новые собственники с уважением отнеслись к национальному менталитету и сложившимся традициям: они избегали действий, которые могли бы спровоцировать напряженность. Все необходимые изменения проводились достаточно мягко. Поэтому у нас практически не было забастовок, массовых увольнений, длительных задержек заработной платы. Сегодня предприятия, принадлежащие частному бизнесу, стабильно работают, и для обеспечения их дальнейшего развития вкладываются достаточные средства. Впрочем, это уже забота акционеров. Задача государства – следить за соблюдением «правил игры», заниматься сбором налогов и поддерживать деятельность компаний на внешних рынках, когда этого требуют интересы национальной экономики.
    Что касается негативных оценок, они, в основном, исходят от «ура-патриотов»: правительство обвиняется в распродаже национального достояния. По этому поводу можно сказать следующее. Десять лет назад промышленность находилась в глубочайшем кризисе, предприятия бездействовали, что представляло самую серьезную угрозу для нашего государства. Теперь ситуация совсем другая. Система доказала свою эффективность. Так что критика действий правительства с позиции радикального национализма звучит все реже.
    – Вероятно, либеральная экономическая политика не снимает ответственности за пользование природными ресурсами. Существует ли контроль в этой сфере?
    – Вопрос этот для нас непростой. Был период, когда в настроениях общества и прессы господствовало упоение стихией рынка, и государству отводилась роль «ночного сторожа». Романтизация рыночных отношений повлияла и на властные структуры. Но сейчас правительство усиливает контроль в сфере недропользования и в соответствии с международной правовой практикой добивается соблюдения определенных нормативов. Более строгими становятся экологические стандарты. Не всем это нравится, однако уровень требований не будет снижен.
    – Насколько велика доля прямых инвестиций? Куда они в первую очередь направляются?
    – Экономическая модель, которая реализуется в Казахстане, ориентирована на привлечение прямых иностранных инвестиций. Поэтому практически все вложенные средства направлены на развитие конкретных производств. Среди отраслей по инвестиционной привлекательности лидирует, конечно, нефтегазовый сектор, а в роли основных инвесторов выступают крупные нефтяные компании, такие, как Шеврон.
    Наряду с положительными тенденциями обозначились и проблемы. Приток капиталов в сырьевые отрасли выгоден нашей экономике. Но слишком сильный перекос в сторону таких отраслей может негативно проявить себя, если цены на сырьевые ресурсы вдруг начнут падать. Отсюда – одна из наиболее важных задач для правительства – диверсифицировать структуру экономики.
    – В чем суть предполагаемых изменений?
    – Проведено немало дебатов о том, в каком направлении нам двигаться, на чем сделать акцент, и какое место в перспективе может занять Казахстан в системе мирового хозяйства. Принципиальные решения еще не приняты, но концепция, которая складывается сейчас, сводится к следующему.
    Вначале предполагалось отдать приоритет продукции с более высокой степенью переработки. Соответственно предпочтительные позиции должны были занять не добыча нефти и газа, а химия и нефтехимия. Перспектива заманчивая. Но, допустим, удалось довести переработку углеводородного сырья до выпуска готовых изделий, например пластиковой посуды. И что дальше? Придется искать покупателей на рынках, где в избытке присутствуют аналогичные товары китайского производства.
    Надо признать: при всей привлекательности рынков готовой продукции, конкуренция здесь слишком сильна, и выдержать ее в данный исторический момент казахстанская промышленность не сможет. Стало быть, средства, вложенные в соответствующие отрасли, себя не окупят.
    По моему убеждению, завоевание собственной ниши на рынках готовой продукции – процесс длительный и сложный. Двигаться в этом направлении мы должны постепенно. На данном этапе принято такое решение: упор будем делать на те производства, которые можно рассматривать как составную часть сырьевого комплекса. Мы называем это развитием сервисного сектора. К примеру, для разработки нефтяного месторождения нужны буровые станки, трубы различного сортамента, насосы, арматура и т.д. В такой ситуации необходимо привлечение иностранных инвестиций в развитие производства готовой продукции, сбыт которой гарантирован внутри Казахстана. В результате возникает обратная схема: конечным продуктом для нашей экономики становится именно сырье.
    – Получается, что Казахстан закрепляет за собой сырьевую специализацию?
    – Чем отличаются Канада и Австралия от Венесуэлы и Колумбии? Все перечисленные страны выступают на мировом рынке в качестве экспортеров сырьевых ресурсов. Но одни смогли в дополнение к производству сырья выстроить развитую экономику, а другие нет. Сейчас в Казахстан направляются достаточно крупные инвестиции, предназначенные для разработки богатых месторождений нефти и газа. Однако значительная часть этих инвестиций уходит вместе с заказами на дорогостоящее оборудование, которые размещаются в промышленности других стран. Очевидно, что мы должны задействовать все возможности своей экономики, а не только ее сырьевой потенциал.
    – Как далеко правительство готово пойти, чтобы ограничить конкуренцию со стороны иностранных производителей в этом секторе рынка?
    – В свое время для казахстанской экономики был важен сам факт, что в республику приходят иностранные инвестиции. Определенную роль играл политический аспект, поскольку это свидетельствовало о доверии международного бизнеса. Контракты в тот период были весьма либеральными для иностранных инвесторов. Но сегодня государство окрепло, пользуется авторитетом как равноправный член международного сообщества. Теперь мы готовы более твердо отстаивать свои интересы, в том числе и путем защиты национального рынка.
    Конечно, все будет делаться при соблюдении цивилизованных отношений в экономике. Такую политику правительство Казахстана старается проводить со времени создания нашего независимого государства. Кроме того, степень открытости и транспарентности республики будет расти, поскольку Казахстан готовится стать членом ВТО. Однако необходимо отметить, что при этом мы не собираемся отказываться от поддержки национальной промышленности в соответствии с выбранными приоритетами. Конкретные меры этой поддержки будут надлежащим образом оформлены.
    – Чтобы закрепить преимущественное право казахстанских предприятий на выполнение заказов, сами эти проекты должны быть достаточно привлекательными для иностранного капитала. Можно ли привести примеры?
    – Сейчас разрабатывается программа освоения северной части каспийского шельфа. Думаю, в нынешнем году она будет обнародована. Уверяю вас, что условия будут достаточно жесткими для инвесторов. В отличие от сегодняшней ситуации, когда приходится уговаривать инвесторов размещать заказы на предприятиях Казахстана, в новых проектах доля продукции и услуг казахстанских производителей будет законодательно фиксироваться.
    С введением в Казахстане программы импортозамещения рассматриваются предложения о создании новых производств. Один из наиболее интересных проектов – строительство в Актау завода по производству труб для нефтегазовой промышленности. На стадии рассмотрения вопрос о создании судостроительного предприятия: при больших объемах добычи нефти республике понадобится собственный танкерный флот. На мой взгляд, эти производства потянут за собой другие отрасли.
    – В каких секторах, помимо нефтедобычи, прогнозируется рост внутреннего спроса на металлы? Насколько вероятно появление в обозримом будущем новых металлопотребляющих отраслей?
    – В связи с быстрым развитием строительства можно ожидать возрастания спроса на строительный металл (сортовой прокат и другие виды металлопродукции для нужд этой отрасли). Таким образом, ожидается расширение рынка продукции черной металлургии.
    Поощрять рост внутреннего потребления металлов в стране, обладающей развитой металлургией, конечно, необходимо. Но всегда есть определенное опасение: как бы не перегнуть палку. Чтобы у нас, например, не возникло желание создавать казахстанский автомобиль, тогда придется закрывать свой рынок высокими импортными пошлинами, поскольку этот автомобиль наверняка будет неконкурентоспособным. Допустим конкуренцию – автомобильная отрасль обанкротится. Вот эту грань между желаемым и целесообразным нужно четко проводить. Необходимо развитие тех отраслей, продукция которых может быть востребована экономикой Казахстана. Эти подходы найдут отражение в новом документе «Индустриальная политика», который сейчас разрабатывает правительство.
    – Металлургия стран СНГ нуждается в масштабной модернизации, чтобы выйти на современный технологический уровень. Что делается для решения этой проблемы в Казахстане?
    – В основном это проблема самих предприятий. Если частный собственник не будет заниматься модернизацией, то его компания потеряет конкурентоспособность и разорится. Мировая металлургия идет по пути развития энергосберегающих технологий. Наши заводы, построенные еще в советскую эпоху, в основном рассчитаны на дешевую электроэнергию. Но не за горами время, когда в Казахстане, как и в других государствах СНГ, тарифы повысятся до мирового уровня. Без перехода на новые технологии в этой ситуации не выжить. У нас дешевая рабочая сила. И это тоже временное явление. Заработная плата будет подниматься. Тот предприниматель, который планирует продолжать свой бизнес в нашей стране, вынужден считаться с этой перспективой и заранее осуществлять необходимые инвестиции.
    Государство с помощью налоговых льгот призвано стимулировать эту деятельность. В парламенте находится проект нового закона «Об инвестициях», где предусмотрены подобные меры.
    – Интеграционные процессы в металлургии становятся одной из общемировых тенденций. Как проявляется эта тенденция в Казахстане? Можно ли в обозримом будущем ожидать крупных слияний, в том числе с участием транснациональных корпораций?
    – В республике все крупные слияния уже состоялись. Другой вопрос, что активизируется процесс межгосударственной кооперации. Думаю, в ближайшие несколько лет мы увидим серию слияний и поглощений на огромном пространстве от Центральной Азии до Южной Африки с участием тех компаний, которые действуют и на территории Казахстана. По моей информации, такого рода переговоры ведутся.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение