Немецкая фирма "Зальцгиттер" пополнила за счет труб расширяющийся сортамент своей продукции, в котором ключевую роль традиционно играет производство полосы, толстого листа и балок. Произошло нечто необычное для европейского производителя черных металлов среднего ранга.
"Сейчас, по мнению руководства фирмы, для продвижения вперед необходимы дальнейшие инвестиции в последующие переделы черной металлургии, а также в новые производства, выходящие за эти рамки", говорит Кристиан Коль, эксперт по вопросам металлургии ФРГ
В прошлом году фирма "Зальцгиттер" переместилась с 37 на на 16 место в рейтинге 100 крупнейших производителей черных металлов, составляемом журналом "Метал Бюллетин".
Это скачок не только по объему и обороту, но и по рентабельности: достижение, идущее вразрез с общей тенденцией, когда многие производители подошли к пределу своей ликвидности.
| |
Поведение фирмы "Зальцгиттер" отмечено новой чертой чувством собственного достоинства, которое ее исполнительный директор Вольфганг Леезе называет "духом предпринимательства в масштабах предприятия". | Строительная сталь: "Нами движут не цены, а объемы, и мы снижаем объемы производства, если не можем получить определенную цену", поясняет директор по распределению исполнительного совета Михаэль Пфицнер. |
Прогресс подтверждает правильность решения, принятого фирмой три года назад, держаться в стороне от слияний с большими компаниями. Хотя дальнейший рост по-прежнему стоит в повестке дня, фирма не намерена жертвовать своей независимостью ради такого роста. По сравнению с 1999 годом, нынешнее поведение "Зальцгиттера" отмечено чувством собственного достоинства, которое ее исполнительный директор Вольфганг Леезе любит характеризовать как "дух предпринимательства в масштабах одного предприятия".
Сдвиг, приведший к скачку в объемах производства, был одним из самых крупных во втором эшелоне. Хотя и то правда, что считать его "первым призом" никак нельзя. В свое время этот шаг многим казался скорее престижным, нежели нацеленным на получение прибыли. Весной 2000 года "Зальцгиттер" приобрела последние металлургические мощности, оставшиеся у компании "Маннесман" производителя труб "Маннесманроренверке" (МРВ), предприятия с полным циклом, производства которого рассеяны по всему миру.
МРВ предлагался к продаже практически задаром достаточно долгое время, но не вызывал особого интереса у потенциальных покупателей ситуация на рынке труб в предшествующие годы была довольно удручающей. "Цена нефти составляла 10 долларов за баррель, и прогнозировали катастрофу", говорит Леезе, вспоминая состояние на энергетическом рынке крупнейшем потребителе труб. "Но у нас был иной взгляд на рынок энергетики, и он возобладал. Любой экономический подъем сопровождается потреблением энергии".
Оживление спроса в энергетическом комплексе, состоявшееся в 2000 2001 годах, отразилось на прибылях МРВ. В 2000 году, в течение первого (с октября по сентябрь) финансового года после полной консолидации, МРВ помогло "Зальцгиттер" компенсировать падение объема продаж, которое она испытала, как и многие другие производители: "Иначе мы бы не закончили тот год так успешно", признает Леезе.
Трубы приносят прибыль
Фирма "Зальцгиттер" только что начала составление бухгалтерской отчетности по календарному году. По сравнению с финансовым годом, закончившемся в сентябре 2000 года, оборот в 2001 году вырос на 40 % до 4,6 млрд. евро (4,2 млрд. долл.), прибыль без вычета налогов на 65 % до 160 млн. евро, а чистая прибыль на 103 % до 144 млн. евро.
По данным фирмы, этот результат превысил прогнозный уровень прибыли 135 млн. евро (без вычета налогов).
Оживление спроса на трубы для нефтегазовой отрасли помогло МРВ достичь уровня прибыльности 102 млн. евро при обороте в 1 млрд. евро. Но во второй половине года сталеплавильный передел фирмы пострадал от спада и изменения экспортно-импортных потоков, что привело к падению общей прибыли за год на 60 % до 30 млн. евро. Торговые операции фирмы показали итог (без вычета налогов) 19 млн. евро и 13 млн. евро в сфере услуг. В секторе обработки и других маломасштабных направлениях деятельности фирма понесла убытки в объеме 3 млн. евро.
"Мы хорошо разбирались в ситуации. Знали, какие меры уже были предприняты компанией "Маннесман", сократившей примерно 8 тысяч из более чем 32 тысяч рабочих мест. Производители труб прошли сквозь череду трудных лет. "Маннесман" завершил подготовительную работу, так что курс "лечения" был только что закончен", говорит Леезе. Он заявляет, что не всегда стоит принимать распространенные настроения как руководство к действию, и неодобрительно вспоминает ажиотаж вокруг "новой экономики" в 1999 году. В прошлом году многие новообразованные предприятия стали банкротами.
"Мы не плывем вместе с потоком. Мы действуем иначе, чем крупные фирмы, потерявшие веру в производство труб", говорит он.
Леезе ссылается на аналогичную стратегию, которую осуществлял Юрген Гроссман в компании "Георгсмариенхютте": "Он спас различные производства, у которых не было шанса на выживание. Так что очень часто, если хорошенько подумать, путь все же можно отыскать".
Рассуждая о дополнительной выгоде приобретения фирмы "Зальцгиттер", Леезе особо отмечает купленную через МРВ долю в предприятии "Хюттенверке Крупп-Маннесман". Это открывает ей доступ к порту Дуйсбург на Рейне ценному преимуществу, которым прежде исключительно владели "ТиссенКрупп" и "Испат Интернэшнл".
Независимость вознаграждается
Вольфганг Леезе и директор по распределению исполнительного совета Михаэль Пфицнер пришли из фирмы "Крупп Тиссен Нироста" соответственно в конце 1999 и начале 2000 года. С начала до середины 1999 года в фирме происходило брожение. Бывший исполнительный директор Ганс-Иоахим Зеленц вел переговоры с компанией "Арбэд" с целью слияния или даже просто поглощения. Это привело к открытому конфликту в правлении фирмы. В конечном итоге фирма "Зальцгиттер" объявила о том, что она не будет проводить никаких слияний, и Зеленц был вынужден уйти из правления.
В ретроспективе следует признать, что курс на самостоятельность был весьма логичным. "Зальцгиттер" стала независимой лишь в 1998 году. Тогда вмешательство со стороны нынешнего канцлера ФРГ Герхарда Шредера, инициировавшего перевод контрольного пакета акций правительству Нижней Саксонии и ассоциированным с ним банкам, предотвратило продажу металлургического производства фирмы "Пройссаг" компании "Фест-Альпине шталь".
Разумеется, спасение фирмы за счет государственной помощи оставило у руководства "Зальцгиттер" тревожное чувство. Тем не менее за два года структура собственности претерпела существенные изменения. "Раньше в свободном движении было 28 % акций, теперь 53 %", говорит Леезе, 25,5 % все еще принадлежат государству, остальное банкам. Цена акций фирмы на фондовой бирже возросла с 8 евро в 2000 году до примерно 11 евро.
"Завоеванная собственными усилиями независимость во многом способствовала утверждению общей веры в компанию ее персонала, говорит Пфицнер. Теперь у рабочих больше нет необходимости кланяться государству из-за того, что оно нас поддержало государственными средствами. Пресса стала благожелательной. Все это побуждает людей уверенно смотреть в будущее". Снижение государственной доли в собственности фирмы сопровождалось перестройкой последней и именно это побуждет Леезе говорить о "духе предпринимательства в масштабах одного предприятия".
В прошлом году "Зальцгиттер" осуществил перестановку. Оперативное управление перешло к конкретным исполнителям, тогда как стратегические решения принимаются высшим руководством. По мнению Леезе, это усилило "прозрачность" небольших подразделений, обеспечило лучшее стимулирование служащих и вместе с тем поддержало предпринимательский дух на всех уровнях. "Теперь дует ветер, отличный от прежнего", утверждает он.
Вера в разнообразие
|
Прибыль, полученная в прошлом году за счет улучшения положения на рынке труб, помогла компенсировать низкие цены на других рынках. |
Для внешнего мира новая уверенность "Зальцгиттер" проявляется в разнообразии сортамента продукции и в настойчивости, с которой фирма стремится к совершенствованию и расширению. Мечта Леезе оборот в пределах 8 10 млрд. евро. По его словам, независимость, рентабельность, рост и разнообразие символы профиля компании, а экономические циклы основной фактор, определяющий ее будущее.
Например, понимая, что именно трубы "Маннесмана" в прошлом году помогли покрыть низкие доходы от первичных металлургических переделов, фирма "Зальцгиттер" сейчас сосредоточивается на обработке. "Когда падает производство стали, растет возможность прибылей в обработке", говорит Леезе. По его убеждению, в конечном итоге обработка толстого/тонкого листа и полосы, наряду с профилями, должна составлять 10 15 % общего оборота фирмы. "Мы будет использовать любую возможность последующей обработки базовых видов нашей металлопродукции", говорит Леезе. В настоящее время обработка составляет всего лишь 3 4 %. Леезе отмечает, что в этом сегменте рынка работают по большей части средние фирмы, имеющие оборот в пределах 300 500 млн. евро.
Три года назад единственными операциями в обработке были производство спиральношовных труб. С тех пор "Зальцгиттер" начал производство на заказ заготовок длиной 3,8 м, поглотив предприятие по производству шпунтовых свай (ХШП). Кроме того, компания в настоящее время развивает ряд других производств вместе с небольшими фирмами. Например, выпуск методом гидроформинга распределительных валов на базе изготовления колец и труб. "Зальцгиттер" также хотела бы воспользоваться имеющимися технологиями и своей географической близостью к автомобильным предприятиям: основной производственный центр "Фольксвагена" Вольфсбург находится неподалеку, на близлежащей железнодорожной линии.
|
С новым агрегатом цинкования мощности фирмы по нанесению покрытий на лист и полосу приближаются в одному миллиону тонн в год. |
Все это вдохновляет фирму на то, чтобы использовать возможности за пределами своего основного металлургического производства. Она развивает производство деталей из магния для легковых автомобилей с целью замены углеродистой стали и дальнейшего снижения веса. В третьем квартале начнутся испытания новых мощностей для прокатки тонкого магниевого листа. "Магний проталкивают, финансируя его производство, автомобильные фирмы. И нас еще на ранней стадии вовлек в это производство крупный автомобилестроитель", говорит Пфицнер.
Что касается металлопродукции с покрытиями, в прошлом году фирмой произведено 949 тыс. т оцинкованного тонкого листа, четверть которого затем получила органическое покрытие. "В прошлом году фирма пустила современную линию горячего цинкования - вслед за установкой нанесения органических покрытий, введенной в эксплуатацию в 2000 году. Кстати, тогда случились два пожара на мощностях по нанесению покрытий. Когда цены и объемы производства были на взлете, у нас вдруг возникло это "препятствие", так что не было никакой возможности отгружать эту ключевую продукцию, вспоминает Пфицнер. Мы понесли настоящий ущерб. Но если тем не менее вы заканчиваете год с результатом выше среднего, это о чем-то говорит".
Стремление "Зальцгиттера" развивать конечные переделы охватывает также производство специальных строительных элементов, например, трапециевидных сводовых и стеновых плакированных профилей, годовой выпуск которых намечен на уровне 7,5 млн. м2.
Специалист по толстому листу
Толстый лист еще одна область специализации фирмы, помимо трубного производства, в которой она может получить статус ведущей. Недавно осуществлены капиталовложения в дополнительную обработку этого вида продукции: установлено устройство закалки в воде. "За последние два года мы улучшили наши позиции в производстве продукции с дополнительной обработкой высокопрочного и износостойкого толстого листа, используемого, например, в производстве оборудования для горнодобывающей промышленности, говорит Пфицнер, добавляя, что SSAB (Швеция) это модель "Зальцгиттера" и что раньше в этом секторе лучшее положение было у "Диллингер хюттенверке" и "ТиссенКрупп".
Прогнозируя будущий потенциал рынка толстого листа, руководство фирмы "Зальцгиттер" внимательно отслеживает ведущиеся разработки в области энергетики ветра. Примерно 40 заявок немецких энергетических компаний ждут, когда будет дан "зеленый свет" сооружению ветровых парков. По словам Пфицнера, потенциал в этом секторе равен восьмизначной цифре объема производства толстого листа. Однако для всего этого пока нет разработанной законодательной базы. "Пока не ясно, будут ли удовлетворительными налоговые скидки на экологически чистую энергию", говорит Пфицнер. Технический прогресс также создает дилемму для проектов, требующих долгосрочного планирования: "Что сегодня является передовым достижением, лет через пять может безнадежно устареть".
"Зальцгиттер" мог бы внести реальный вклад в создание крупнейшего в Европе производства толстого листа, если его попытки объединиться с "Диллингер хюттенверке" увенчаются успехом. "Необходима существенная консолидация в секторе производства листа", говорит Леезе. "Так что же может быть лучше стремления к объединению, тем более, что уже существуют сложившиеся связи", добавляет он, имея в виду совместное предприятие с равной долей собственности (50:50) фирм "Зальцгиттер" и "Диллингер" в проекте "Европайп". Однако всем усилиям в этом направлении до сих пор мешает противоречие интересов различных промышленных групп в Саарском регионе. Объединение "Диллингер" и "Зальцгиттер" обеспечит объем годового выпуска в 3,2 млн. тонн толстого листа.
Европейская концентрация
Что касается региональных интересов, то руководство уверено: хотя за океаном у "Зальцгиттера" нет значительных перспектив, таковые точно есть за пределами немецкой территории в основном в сфере обустройства новых дистрибьюторских центров. Директорат считает дистрибьюторство частью основного бизнеса фирмы и более того неотъемлемой частью производства. В этом есть отличие от других металлургических фирм, например, "ТиссенКрупп стил". По словам Пфицнера, расположенная в Дюссельдорфе "Зальцгиттер хандель" сократит объемы своих международных торговых операций, которые, как он говорит, не имеют особого смысла с точки зрения рентабельности. Взамен "Зальцгиттер" намерен расширять операции в Восточной Европе. До сих пор у фирмы было всего два активных центра обслуживания. Один из них в Германии, а второй представлен 50 %-ной долей во французской фирме "Робер", приобретенной в прошлом году. "Мы неплохой партнер для самостоятельных центров обслуживания, говорит Пфицнер, при этом растущий спрос на продукцию с учетом разервов изделий и сроков доставки вынуждает нас совершенствовать свою базу".
Своевременность это положительное качество производства балок в отделении "Пайне", особенно в свете продолжительного резкого спада в строительной индустрии. "Нами движут не цены, а объемы, и мы снижаем объемы производства, если не можем получить определенную цену, поясняет Пфицнер. Таким образом, "Пайне" потеряло в объеме, но научилось быстро доставлять продукцию на фоне, когда основные заказчики фирмы, имеющие запасы готовой продукции, предпочитают краткосрочные заказы." Отделение "Пайне", которое, по мнению Пфицнера, является "вторым номером" вслед за "Арбэд/Арселор" в сортаментной группе балок, приобрело "невероятную гибкость" в синхронизации работы своего электросталеплавильного производства, двух прокатных станов, машины литья балочных заготовок и своего персонала.
"Компания научилась оперативно реагировать, наши заказчики это знают, что и является стимулом для обеих сторон".
|