Светлана Степанова Руководитель Департамента поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки России
Современная российская промышленность, доля экспорта продукции которой в объеме ВВП составляет примерно одну треть, может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Универсальные правила и нормы взаимодействия стран на этом рынке определяются коллективно странами-членами ВТО.
Ключевым вопросом для российской промышленности остается ее конкурентоспособность. В мировых рейтингах Россия относится к группе развивающихся стран, которые характеризуются повышенной экономической и политической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими рисками хозяйственной деятельности.
Принято считать, что потребитель, отдавая предпочтение той или иной продукции, оперирует соотношением "цена/качество". На самом деле, понятие конкурентоспособности охватывает целый ряд аспектов, в том числе стоимость последующего обслуживания, ремонтопригодность, экономию на эксплуатации, национальные предпочтения и традиции потребления, имидж производителя и многое другое.
В силу объективных причин отечественная экономика более энергоемка и затратна по транспортной составляющей. Влияние этих факторов на уровень конкурентоспособности российской промышленности не вызывает сомнений. Представители бизнеса указывают также на ряд других проблем, в том числе на высокую долю устаревшего оборудования и технологий в большинстве отраслей.
Вместе с тем, в определенных сегментах рынка продукция российской промышленности вполне конкурентоспособна, и предприятия, ее выпускающие, имеют определенный потенциал не только для выживания, но и для повышения качественного уровня. К такой продукции относятся, например, низкопередельный металл в черной металлургии, первичный алюминий, промежуточные продукты в химической промышленности и т.п. Это относится и к довольно большому числу товаров российской перерабатывающей промышленности (от текстильных изделий до элементной базы электронной промышленности), которые конкурентоспособны по качеству и ценам.
Оценивая перспективы конкретных отраслей с точки зрения предстоящего вступления страны в ВТО, можно дать следующие характеристики.
Металлургический комплекс
Металлургия наиболее успешно адаптировалась к рыночным условиям и сохранила свой производственный потенциал. Вместе с тем, российские экспортеры металлов испытывают серьезные трудности в реализации продукции с повышенной добавленной стоимостью. В экспорте черной металлургии более 60 % составляют сырье и полуфабрикаты (руда, лом, кокс, чугун, слитки, заготовки, слябы). В экспорте цветной металлургии 80 % приходится на основные первичные металлы и только 10 % на продукцию высоких переделов (прокат и другие металлоизделия). Такая специализация не соответствует производственным и технологическим возможностям отрасли.
В целом, если сравнивать металлургию с другими отраслями российской экономики, она имеет наиболее предпочтительные шансы на мировом рынке после топливно-энергетического комплекса, и оценивается как достаточно конкурентоспособная. Присоединение страны к ВТО будет способствовать уменьшению влияния негативных факторов, в частности таких, как дискриминационные действия в отношении экспорта российской металлопродукции и недобросовестная конкуренция поставщиков из некоторых стран СНГ.
Машиностроение
Продукция российской автомобильной промышленности ограниченно конкурентоспособна на отдельных рынках, в основном благодаря низким ценам. Обязательства России по открытию своего рынка должны быть жестко увязаны с достаточно высоким уровнем защиты отрасли, что должно обеспечивать реализацию инвестиционных планов (включая привлечение иностранных инвестиций) и производственных программ, а также иных мероприятий, предусмотренных концепцией развития автомобильной промышленности на период до 2010 года. В дальнейшем на зарубежных рынках могут найти сбыт отдельные виды продукции российских автомобилестроителей, например автобусы малого класса, городские автобусы. В страны с развитой автомобильной промышленностью возможен экспорт заготовок при условии обеспечения их высокого качества. Наиболее перспективно создание совместных предприятий по производству комплектующих изделий.
Продукция сельскохозяйственного машиностроения по конструктивным и эксплуатационным характеристикам значительно отстает от зарубежных аналогов. Низкая надежность, высокая трудоемкость технического обслуживания и ремонта существенно ограничивают географию сбыта наших тракторов и комбайнов. Только ценовые преимущества экспортируемых сельхозмашин позволяют сохранить России рынки СНГ и ряда развивающихся стран.
В российском станкостроении, несмотря на отставание производственной и технологической базы, сохранены определенные возможности для повышения активности на зарубежных рынках. В последние годы увеличиваются поставки металлорежущих станков. Высоким экспортным потенциалом обладают комплекты тяжелого и уникального автоматизированного оборудования, особо точные и сверхточные станки, высокопроизводительные станки нетрадиционной компоновки, гибкие автоматические линии и их компоненты с ЧПУ и некоторые др. Ряд современных образцов тяжелого кузнечно-прессового оборудования также можно отнести к разряду конкурентоспособной продукции.
Продукция энергомашиностроения конкурентоспособна по качеству, техническим параметрам и сервису на определенных рынках. Соотношение цена качество пока удовлетворяет заказчиков из СНГ, Китая и развивающихся стран. Ограничивает продвижение этой продукции слабая кредитная и страховая поддержка российских заводов.
Электротехническая промышленность, экспортирующая электрокабель, провода, электродвигатели и генераторы, сохраняет конкурентоспособность на рынках развивающихся стран. Однако без значительного повышения технического уровня производства и качества изделий этот потенциал в перспективе может быть потерян.
Электронная промышленность
Приоритеты развития отечественной электроники определяются федеральными целевыми программами, а также межведомственными программами развития производства электронных приборов и оборудования для различных федеральных ведомств. Это связано с необходимостью сохранения национальной безопасности, укрепления обороноспособности и т.д. На экспорт поставляется примерно четверть общего объема продукции. Основу экспорта составляют интегральные микросхемы, электровакуумные, контрольно-измерительные и полупроводниковые приборы и др. Без государственного участия, в том числе с применением тарифных мер, поддерживать конкурентоспособность этой продукции будет все труднее.
Авиационная промышленность
В соответствии с принятой стратегией в России предусмотрено создание условий для развития отечественного гражданского самолетостроения, обеспечивающего поставки как на внутренний, так и на зарубежный рынки. Используемые в России методы и формы государственной поддержки авиационной промышленности могут расходиться с нормами и правилами ВТО.
Смягчение негативных последствий присоединения к ВТО для гражданского самолетостроения определяется следующими условиями:
отказом от принятия обязательства по присоединению к Соглашению по торговле гражданской авиатехникой;
получением существенной отсрочки на приведение используемых механизмов государственной поддержки в соответствие с нормами ВТО;
обеспечением в процессе тарифных переговоров максимального повышения ставок на "подержанную" зарубежную авиатехнику;
форсированием планов и программ, связанных как с реформированием отрасли, так и с развитием гражданской авиационной техники.
Другие отрасли
Химическая промышленность занимает второе место после металлургии по числу испытываемых ею дискриминационных мер (антидемпинговые пошлины, ограничения по ценам и объемам поставок), которые зарубежные конкуренты применяют против российского экспорта. После вступления России в ВТО следует ожидать улучшения условий доступа на международные рынки российских химических товаров, что будет способствовать развитию отрасли.
В структуре экспорта лесопромышленного комплекса велика доля необработанной древесины около 39 %, в то время как на рынке пиломатериалов и продукции глубокой переработки древесины Россия представлена незначительно. Несмотря на высокую конкурентоспособность российской газетной бумаги и растущий спрос на нее за рубежом, возможности экспорта этой продукции в настоящее время ограничены из-за отсутствия свободных мощностей. Российская мебельная промышленность только начинает производить качественную мебель, эта подотрасль требует повышенного уровня тарифной защиты в течение переходного периода, который может продлиться 6 7 лет. Реальная возможность выживания для мебельной промышленности кооперация с западными фирмами. Присоединение к ВТО, с учетом временной тарифной защиты некоторых производств, будет способствовать развитию конкуренции на внутреннем рынке и стимулировать производство лесобумажной продукции высокой степени готовности.
Для медицинской промышленности результат от вступления России в ВТО может оказаться поначалу отрицательным. Позитивный интегральный эффект "открытия" внутреннего рынка страна получит лишь в долгосрочной перспективе. Именно тогда прогнозируемое повышение конкурентоспособности производства и обусловленный этим рост экспорта медицинской продукции позволят компенсировать негативные последствия свертывания некоторых отечественных производств.
Оценка отраслевых особенностей работы отечественной промышленности при присоединении к ВТО сводится к следующему.
На мировом рынке конкурентоспособны отрасли промышленности, выпускающие сырье, полуфабрикаты и узкий круг товаров конечного спроса. Вероятный рост цен и тарифов на продукцию естественных монополий может понизить ценовую конкурентоспособность этих отраслей.
Внешние условия сбыта для продукции отечественной промышленности определяются в основном расширением практики ограничительных мер, подчас дискриминационных, при сохраняющейся торгово-политической изолированности России.
Крайне низкие объемы инвестиций в развитие конкурентоспособных производств могут привести к снижению их потенциала и постепенной деградации. Многие российские товары конкурентоспособны или ограниченно конкурентоспособны на мировом рынке и увеличение сбыта продукции зависит от эффективной избирательной государственной поддержки национальных производителей.
С точки зрения долгосрочных интересов российской промышленности предпочтительной является инновационная стратегия, обеспечивающая повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции.
В среднесрочной перспективе возрастет технологический уровень производства, повысится доля продукции обрабатывающих отраслей по сравнению с сырьевыми в структуре внутреннего потребления, существенно увеличится объем отечественной продукции, повысится эффективность экспорта за счет увеличения продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Присоединение к ВТО на условиях, обеспечивающих использование конкурентных преимуществ российских предприятий, при оптимальном уровне защиты внутреннего рынка, также окажет стимулирующее влияние на развитие промышленности.
В 2002 году Минпромнауки совместно с представителями предприятий и организаций промышленности принимало активное участие в организации переговорного процесса с государствами-членами ВТО по условиям доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.
В ходе подготовки четвертой редакции тарифных предложений Российской Федерации вырабатывались определенные уточнения и дополнения, связанные с величиной ставок пошлин, варьированием адаптационного периода по отдельным товарным позициям, учетом результатов предыдущего этапа тарифных переговоров.
Следует отметить, что сокращение количества замечаний по тарифным предложениям является следствием более глубокой проработки вопросов эффективной защиты отдельных производств с учетом утвержденных концепций развития отраслей. В ходе этой работы удалось принять приемлемый уровень тарифной защиты и длительность переходного периода по ряду позиций важнейшей конечной продукции авиационной, электронной промышленности, машиностроения и ряда других отраслей.
По части комплектующих изделий и сырьевых товаров было согласовано снижение тарифных ставок до минимальных размеров, с тем, чтобы создать более благоприятные условия для производства конечной продукции высокой степени переработки.
Действующие тарифные барьеры России сегодня зафиксированы на достаточно низком уровне. Примерно 50 % всей номенклатуры ТН ВЭД имеют тариф 5 % и менее. Эти ставки не несут какой-либо протекционистской нагрузки, а выполняют главным образом фискальные функции. Степень тарифной защиты российского рынка промышленной продукции составляет сегодня примерно 9 %. Это относится к так называемым объявленным ставкам, а в действительности уровень тарифной защиты еще ниже. В силу низкой эффективности таможенного администрирования значительная часть импортных товаров попадает на внутренний рынок в "обход" установленных процентов.
Не следует упускать из вида, что главным регулятором доступа иностранных товаров на российский рынок сегодня выступает курс рубля. В последние годы в силу укрепления реального курса объемы импорта значительно возросли, хотя в отдельных сегментах рынка ценовая привлекательность импорта все еще невысока.
Отстаиваемый российской стороной на переговорах начальный и конечный уровень связывания импортных тарифов, как правило, значительно превышает ныне действующие тарифы. Проблема здесь заключается в том, что меры по защите отечественного производства должны быть четко увязаны с реальными программами российского бизнеса, направленными на повышение конкурентоспособности производства.
В ходе проведенной унификации тарифов произошло "нивелирование" структурного профиля импортного тарифа в части тарифной эскалации. Было нарушено основное правило тарифной политики более высокий уровень защиты готовой продукции относительно полуфабрикатов и комплектующих, а последних относительно импорта сырья.
Деформированный структурный профиль импортного тарифа сегодня препятствует привлечению в Россию иностранного капитала и развитию современных производств.
В дальнейшем необходимо активизировать работу по обоснованию тарифных мер защиты товарных рынков промышленной продукции. Предстоит увязать имеющиеся предложения с объективными данными о состоянии рынков, сопоставить цены на отечественную и импортную продукцию, условия продаж, тенденции изменения импорта, планы модернизации предприятий и сроки их реализации.
В настоящее время длительный процесс присоединения к ВТО входит в завершающую фазу. Качественно новый этап переговоров о вступлении России в ВТО связан с договоренностью о начале подготовки доклада рабочей группы. Работа над этим документом является ключевым моментом процесса присоединения: начинается обсуждение конкретных условий, которое должно проводиться в рамках так называемого блока системных вопросов.
Подготовка экономики страны к участию в ВТО на предыдущем этапе сводилась в основном к определению необходимого уровня тарифной защиты. Обосновывались уровни связывания ставок импортного тарифа, формировался перечень обязательств по доступу на рынок услуг, принимались меры по приведению действующего законодательства в соответствие с требованиями основных соглашений, образующих нормативную базу ВТО.
В докладе рабочей группы должны быть зафиксированы условия присоединения, определяемые дополнительными обязательствами, принимаемыми присоединяющейся страной, т.е. выходящими за рамки общих обязательств ВТО. Кроме того, должны быть зафиксированы льготы по общим обязательствам ВТО. Ключевым для России здесь является следующий вопрос: сможем ли мы добиться отсрочки на требования по обеспечению соответствия своих законов, нормативных актов и административных процедур обязательствам по соглашениям ВТО, на какой период и в каких областях. Иными словами, мы стремимся хотя бы частично сохранить на переходный период существующие механизмы поддержки отечественной промышленности и некоторые ограничения по доступу зарубежной продукции на внутренний рынок.
Важным условием для присоединяющейся страны являются так называемые иные обязательства, касающиеся, например, присоединения к "необязательным" соглашениям ВТО, таким, как Соглашение по торговле гражданской авиационной техникой или Соглашение о правительственных закупках, а также "секторальным инициативам".
Представляется важным участие Минпромнауки в работе над разделами доклада, имеющими непосредственное отношение к условиям работы промышленности. В частности, нас интересуют вопросы ценовой политики, торговли товарами и услугами, торговых аспектов прав интеллектуальной собственности и др.
Изменение российского законодательства под влиянием присоединения к ВТО, а также принятия каких-либо дополнительных обязательств может серьезно повлиять на общие условия хозяйствования в России. Прежде всего, это затронет отрасли, получающие прямую государственную поддержку в различных формах. В настоящее время к их числу относятся отрасли оборонно-промышленного комплекса, в том числе авиационная промышленность, находящаяся в этом смысле в несколько привилегированном положении.
Требует завершения и законотворческая работа, необходимая для присоединения к ВТО и обеспечивающая правовую базу защиты отечественных товаропроизводителей.
К числу основных законопроектов, которые дорабатываются в настоящее время, следует отнести новую редакцию Таможенного кодекса Российской Федерации. Намечаемые меры позволят упростить таможенное оформление товаров при пересечении границы Российской Федерации, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению внешнеторгового товарооборота.
Другим основополагающим документом является проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Принятие этого закона позволит в рамках ВТО вводить количественные ограничения на импорт товаров и тем самым защитить внутренний рынок, поддержать равновесие платежного баланса и обеспечить требования по национальной безопасности.
Важным направлением подготовки присоединения к ВТО может стать оказание помощи деловым кругам в выборе осознанной конкурентной специализации при экспорте и продаже продукции на внутреннем рынке. Для этого необходима система информации, ориентирующая предпринимательский корпус о конъюнктуре соответствующих товарных рынков и услуг, внутренних и мировых ценах, условиях торговли и т.д. Имеющийся в Минпромнауки опыт по составлению балансов важнейших видов продукции мог бы способствовать началу разработки такой информационной системы совместно с научными институтами и отраслевыми объединениями.
Подготовка промышленности к работе в условиях ВТО должна основываться на глубоких исследованиях. На наш взгляд, подобную работу было бы целесообразно провести в рамках раздела "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" федерального бюджета на 2003 год.
|