Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Атомная промышленность Вторичное сырье Наука и технологии Международное обозрение Искусства и ремесла История
№5' 2001 версия для печати
Статья:   
1
2
3

РАСЧЕТ НА ПРОДУКЦИЮ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ
СУАЛ-ХОЛДИНГ АКТИВНО РАЗВИВАЕТ ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ВЫСОКИХ ПЕРЕДЕЛОВ



Владимир Чертовиков
Председатель совета директоров ОАО 'КУМЗ'
председатель совета директоров ОАО 'МИХАЛЮИМ'

    Одно из важных направлений в развитии современной металлургической корпорации – создание интегрированного производства, ориентированного на выпуск разнообразной конечной продукции с учетом рыночного спроса. Мировой опыт показывает, что долговременный успех на рынке может быть обеспечен за счет эффективной диверсификации производства и сокращения рыночной доли сравнительно дешевых первичных металлопродуктов. Поэтому к оптимальному балансу сырьевых и перерабатывающих переделов стремятся многие интегрированные компании в металлургической промышленности России. Именно эти принципы положены в основу деятельности СУАЛ-холдинга, в составе которого сегодня динамично развиваются все основные звенья производственного цикла – от добычи сырья до выпуска продукции с повышенной степенью готовности или с ярко выраженными потребительскими характеристиками.
Структура поставок продукции ОАО "Михалюм" на внутренний рынок в 2000 году, т     С момента создания холдинга в его составе сформировался мощный блок перерабатывающих предприятий, обладающих высоким производственным потенциалом и богатыми технологическими традициями. Хорошо скоординированная производственная политика компании существенно расширила возможности и увеличила загрузку Каменск-Уральского металлургического завода (КУМЗ), Михайловского завода по обработке цветных металлов ("Михалюм"), Демидовского завода, Иркутского и Кирсинского кабельных заводов, предприятия "СУАЛ-порошковая металлургия". Концентрация инвестиционных, технологических и кадровых ресурсов позволяет эффективно решать и текущие, и стратегические задачи, наращивать производство продукции алюминиевого передела с высокой добавленной стоимостью. Для заводов, которые еще недавно находились в состоянии глубокого кризиса, деятельность управляющей компании сыграла исключительно важную роль.
    Развитие предприятий, выпускающих готовую продукцию из алюминия, предполагает учет целого ряда факторов – технико-экономических, финансовых и структурно-организационных. Прежде всего, следует учитывать, что этот передел наиболее приближен к рынку и должен в первую очередь реагировать на изменения спроса. Совершенствование технологии и организация маркетинга на современном уровне требуют инвестиционных затрат, которые по технологической цепочке могут распространяться на все переделы производственного цикла. От этого в решающей степени зависит соотношение "цена-качество", определяющее конкурентоспособность металлопродукции и перспективы ее реализации на рынке. Таким образом, от работы конечных переделов зависит эффективность бизнеса всего холдинга.
    Анализ спроса на мировом рынке позволяет определить следующие основные сферы потребления алюминиевой продукции:
    – упаковка пищевых и промышленных товаров и продуктов;
    – транспортное машиностроение, в том числе производство вагонов, автомобилей, судов и др.;
    – электротехническая промышленность, где алюминий успешно конкурирует с медью;
    – строительство.
Динамика поставок ОАО "КУМЗ" по экспортным заказам, тыс. т     В нашей стране, где в недавнем прошлом главными потребителями алюминия были оборонные отрасли, прежде всего авиапромышленность, этот сектор рынка по известным причинам сократился более чем в пять раз. Переход на продукцию гражданского назначения был непростым, тем более, что он совпал с наиболее сложным периодом общехозяйственного кризиса российской экономики. Поэтому особую роль для алюминиевой промышленности страны, в том числе и ее прокатного передела, сыграло расширение эспорта. Например, Каменск-Уральский завод смог не только выйти на мировой рынок, но и занять там, несмотря на острую конкуренцию, прочные позиции. Положительно сказался многолетний опыт работы на оборонный комплекс с его высокими потребительскими стандартами, что способствовало повышению качества продукции и общей культуры производства. На зарубежном рынке хорошим спросом пользуются закаленные алюминиевые плиты, прутки большого диаметра, полосы и другие виды полуфабрикатов. За последние 2 – 3 года доля экспорта в общем объеме продукции КУМЗа превысила 50%, при этом почти две трети экспортных поставок идут в страны Европы, остальное в США, страны Ближнего Востока и т.д. Предприятие успешно вписалось в международную систему металлоторговли, осуществляя операции исключительно через крупные трейдерские компании, что позволяет существенно снизить коммерческие риски и обеспечить стабильную прибыль.
    Однако, как ни привлекателен внешний рынок, основные перспективы компании связаны с расширением потребления алюминиевой продукции внутри страны. Сегодня, когда российская экономика начинает "оживать", вполне реальным становится появление крупных платежеспособных потребителей. Внутренний рынок имеет ряд преимуществ: во-первых, его потенциальная емкость весьма велика; во-вторых, здесь работают так называемые "короткие деньги", что даже при высоких ставках банковского кредита значительно сокращает сроки окупаемости продукции. Благодаря появлению современных дистрибьюторских компаний уровень организации и инфраструктуры внутреннего рынка (например, наличие сервис-центров) практически соответствует международным требованиям. Эти компании берут на себя все проблемы, связанные с поставками мелких партий металлопродукции. Все эти перемены положительно сказались на структуре продаж. Если в 2000 году соотношение экспорта и внутреннего рынка составляло 60:40, то в нынешнем году мы ожидаем обратную пропорцию – 40:60 при сохранении физических объемов экспорта.
    Внутренний рынок, по нашему мнению, открывает большие перспективы в реализации металлопродукции завода "Михалюм", который специализируется на производстве алюминиевой фольги для упаковки пищевых продуктов. В настоящее время это предприятие после длительного кризиса заново восстанавливает свое производство и уже экспортирует около 35 % продукции. В России пищевая промышленность развивается тоже активно. Но зарубежные фирмы, которые принимают в этом участие, ввозят упаковочную фольгу из-за рубежа. Поэтому одна из ближайших задач завода "Михалюм" – адаптировать свою продукцию к мировым стандартам, что позволит существенно расширить внутренние поставки.

Структура поставок продукции ОАО "КУМЗ" на внутренний рынок, т

    Внутренний рынок является главным и для Демидовского завода, крупнейшего в стране специализированного производителя алюминиевой посуды (около 70 % продаж). Это предприятие, созданное в составе холдинга на базе КУМЗа и "Михалюма", является удачным примером реструктуризации производственного потенциала компании. За последний год завод увеличил выпуск посуды, в том числе с тефлоновым покрытием, более чем в два раза. Менеджмент предприятия, используя преимущества специализации и инвестиционные ресурсы холдинга, а также учитывая специфику спроса, сумел завоевать рыночную нишу и существенно повысить сбыт продукции.
    Кабельное производство в составе СУАЛ-холдинга представляют два крупных завода – Иркутский и Кирсинский. Они выпускают продукцию широкой номенклатуры для различных отраслей промышленности. Оба предприятия в рамках единой производственно-инвестиционной политики холдинга активно обновляют номенклатуру и повышают качество продукции в соответствии с рыночным спросом и требованиями международного стандарта ISO 9001.
    В настоящее время сформирована программа модернизации основных производственных фондов предприятий. Реализуя ее, руководство холдинга опирается, прежде всего, на собственные силы и финансовые возможности, стремится использовать оборудование, технологии и услуги отечественных предприятий. Так, при замене футеровки литейных агрегатов КУМЗа были реализованы разработки российских фирм, которые оказались приемлемыми по цене и при этом достаточно эффективными. Для изготовления использовалось, в частности, сырье из заводских отвалов.
    Закупки оборудования российских машиностроительных предприятий также позволяют сократить общие инвестиционные затраты. В результате, при сметной оценке годовых инвестиций на КУМЗе в 10 – 12 млн. долл. реальные затраты не превышают 4 – 5 млн. долл.

Динамика производства Демидовского завода, т

    Среднесрочная (на 5 лет) программа инвестиций в модернизацию предприятий конечного передела ежегодно корректируется и утверждается советом директоров холдинга с учетом хода ее выполнения и наличия финансовых средств. Важное значение придается основным факторам конкурентоспособности продукции – снижению издержек и повышению потребительских характеристик. Поскольку металлургический цикл требует слаженной работы всех переделов, то одним из базовых принципов программы модернизации является комплексность. Так, в настоящее время КУМЗ осуществляет комплексное обновление литейного передела, включающее замену футеровки плавильных агрегатов, установку миксеров с пористыми вставками для обработки расплава инертными газами, внепечное рафинирование в установках с графитовыми роторами, пенокерамические фильтры и др. Все эти меры, наряду с последующей гомогенизацией слитка, должны существенно снизить газонасыщение и уровень вредных примесей металла, привести его химический состав в соответствие с требованиями международных стандартов. Новая технология предусматривает значительное сокращение энергозатрат и потерь металла, что снижает себестоимость металлопродукции. Стоимость одной технологической литейной линии – около 1,8 млн. долл., завершение комплексной модернизации всего передела намечено на 2005 год.
    Модернизации прокатного, прессового и отделочного переделов придается особое значение, поскольку именно на этой стадии производственного цикла в основном и формируются потребительские качества металлопродукции. На "Михалюме" монтируется и комплектуется новыми средствами контроля и автоматики имеющееся в наличии оборудование, на КУМЗе поэтапно реализуется комплексная программа модернизации с установкой вертикальной клети на стане горячей прокатки, новой моталки рулонов с захлестывателем и др.
    Практика показала, что проведение единой маркетинговой политики, использование оптимальных технологических решений в рамках скоординированной политики управляющей компании обеспечивают повышение конкурентоспособности конечной продукции холдинга и ее рыночную привлекательность. Это позволяет расширить рынки сбыта и добиться более полной загрузки производственных мощностей перерабатывающих заводов при постоянном обновлении номенклатуры металлопродукции.

Статья:   
1
2
3

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение