Валерий Орешкин
Директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института
История развития рыночных отношений неразрывно связана с расширением мирохозяйственных связей. За исключением относительно короткого периода между двумя мировыми войнами в течение, по крайней мере, последних 250 лет среднегодовые темпы роста международной торговли опережали темпы мирового общеэкономического развития примерно в 1,5 раза. В 90-е годы эта тенденция получила свое дальнейшее развитие (см. рис.)
Еще более быстрыми темпами в 90-е годы росла международная торговля услугами: среднегодовые темпы роста их мирового экспорта опережали показатели товарного вывоза почти на 60 %. Свидетельством дальнейшей интернационализации мировой экономики является и расширение международного рынка капиталовложений. По данным ООН, мировой суммарный экспорт прямых инвестиций с начала 80-х до конца 90-х годов увеличился более, чем в 13 раз.
Участие России в развитии мирохозяйственных связей, несмотря на резкий рост зависимости ее экономики от внешнего рынка, сократилось более, чем наполовину. По данным ВТО, к концу 2000 года ее доля в мировом товарном экспорте, несмотря на благоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру, не превышала 1,5 %, в импорте 0,7 %. Как экспортер услуг Россия "весит" 0,7 %, как импортер 0,9 %. Доля нашей страны в мировых прямых инвестициях в годы реформ не превышала 2 %.
Причины такого положения связаны не только с беспрецедентным по глубине и продолжительности экономическим кризисом, но и с тем, что после краха биполярной геополитической системы Россия лишилась постоянных партнеров и союзников. Возникла реальная угроза изоляции, прежде всего, в сфере международных экономических отношений. Страна сегодня находится в непривычной для себя роли наблюдателя консолидационных процессов, практически не участвуя в них. Она утратила возможность серьезно влиять на развитие ситуации в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, т.е. в тех регионах, которые на протяжении столетий имели для России жизненно важное значение. А на постсоветском пространстве активно развиваются дезинтеграционные процессы, которые не смогло предотвратить образование СНГ.
В последнее десятилетие XX века резко усилилось формирование глобального рынка. Современный этап консолидации отличает ускоренное развитие региональных экономических объединений, прежде всего, Европейского союза (ЕС), Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), ассоциации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На их долю приходится примерно 80 % мирового ВВП, более 80 % всех государственных бюджетов мира, 85 % мирового экспорта (см. табл.). Очевидно, что на этой основе и будет формироваться глобальный рынок в XXI веке: наибольшее развитие получат интеграционные процессы именно на региональном уровне. Первоочередная стратегическая задача России во внешнеэкономической сфере состоит в том, чтобы активно включиться в эти процессы.
Европейский союз наш основной внешнеэкономический партнер, на долю которого приходится до 40 % внешнеторгового оборота России. Кроме того, страны ЕС являются основными кредиторами нашей страны. Однако для ЕС удельный вес торговли с Россией в 90-е годы не превышал 5 %. Неудовлетворительный для нас характер носит и структура экспорта две его трети приходится на минеральное сырье, лес и металлы. При этом необходимо отметить, что позиции России на рынке ЕС, начиная со второй половины 90-х годов, ухудшились из-за действий конкурентов стран Центральной и Восточной Европы и государств СНГ, прежде всего, Казахстана и Украины. Суммарные потери России на совокупном рынке ЕС для товаров из СНГ составили в последние три года более 4 млрд. евро. С расширением на Центральную и Восточную Европу, Балтию, Турцию и Кипр эта региональная группировка заметно наращивает свой ресурсный потенциал, превращается в крупнейший в мире рынок, обеспечивая свою гегемонию на основной части территории Европы, что придает Евросоюзу исключительный международный вес.
В силу тесной привязки к европейскому рынку транспортной, сбытовой и иной инфраструктуры, а также чрезвычайно больших объемов поставляемых сырья и материалов, Россия не может быть достаточно гибкой в региональном перераспределении торговых потоков, а потому нуждается в ЕС как в деловом партнере.
Действующее с декабря 1997 года соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС предусматривает распространение на взаимную торговлю большинства основополагающих норм ВТО. Средний уровень импортных пошлин на российские товары в ЕС не превышает 1 %, с учетом преференций до 80 % суммарного ввоза осуществляется беспошлинно. Впрочем, этот режим отражает лишь существующий энергосырьевой характер экспорта России. Евросоюз полностью отказался от применения количественных ограничений в отношении российских товаров, за исключением допускаемых в мировой практике, таких, как квотирование торговли некоторыми видами изделий. Проблемой для российских экспортеров остаются так называемые технические барьеры (в частности, требования по сертификации товаров) и, особенно, антидемпинговые меры. По состоянию на август 2000 года, в ЕС действовало 13 антидемпинговых мер в отношении российских товаров. Ежегодный суммарный ущерб для России от применения этих мер оценивается в 250 млн. долл. К числу товаров, импортируемых из России в страны Евросоюза и в наибольшей мере подпадающих под эти два вида нетарифных ограничений, до сих пор относятся черные металлы, удобрения, химикаты, ядерное топливо и авиатехника.
В июле 1998 года Россия наряду с Китаем была исключена ЕС из списка стран с нерыночной экономикой для антидемпинговых расследований. Это значит, что наши предприятия-экспортеры получили возможность выбирать вариантный режим расследований. Вместо прежних огульных санкций на всю отрасль стали применяться индивидуализированные против конкретного виновника. "Антидемпинговая культура" отечественных экспортеров с тех пор значительно выросла.
Последствия расширения Евросоюза для наших внешнеэкономических связей с этим регионом будут достаточно противоречивыми. С одной стороны, на рынках стран-кандидатов после их вступления в ЕС произойдет оживление экономического роста и, следовательно, можно ожидать увеличения спроса на российскую продукцию. Переходя на торгово-политический режим Евросоюза, они снизят уровень таможенных пошлин, уберут остаточные количественные ограничения, перейдут на предсказуемый режим транзита. Выход ЕС непосредственно к границам России позволит активизировать приграничное сотрудничество. С другой стороны, единая сельскохозяйственная политика ЕС, распространяясь на эти страны, поднимет для нас стоимость продовольственного импорта. Трудно предсказать, какими окажутся и последствия единой политики ЕС в области конкуренции и антидемпинга. Новые члены оттянут на себя часть иностранных инвестиций, которые в иных условиях пришли бы в Россию, частично будут обесценены преференции и т.п. Особые проблемы возникнут в связи с тем, что прежние стандарты СЭВ и ГОСТы будут заменены стандартами ЕС, что повлечет за собой необходимость масштабной переаттестации российской экспортной продукции. И, наконец, внутри Евросоюза сложится группа стран, постоянно прибегающих к антироссийской риторике, что будет влиять на любые решения ЕС в отношении России.
В совместном заявлении по итогам саммита ЕС Россия в Москве 18 февраля 1999 года было провозглашено намерение создать двустороннюю зону свободной торговли (ЗСТ). Продвижение по этому пути рассматривается как одно из приоритетных направлений стратегического партнерства между Россией и ЕС. Основными предварительными условиями для формального начала переговоров является политическая и экономическая стабильность России, последовательное проведение рыночных реформ. Наметились определенные позитивные сдвиги, но "точка возврата", за которой станет невозможным отказ от уже достигнутых результатов, для России еще не пройдена. С учетом нынешней социально-экономической ситуации начало переговоров о ЗСТ нереально, ибо это приведет к полному открытию внутреннего рынка России для конкурентов.
Все быстрее растет вес и влияние в мировой экономике стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На долю АТЭС (вместе с членами НАФТА) приходится около 40 % населения мира, 55 % ВВП, 42 % потребления электроэнергии, свыше 55 % инвестиций и более 40 % мирового экспорта. В ближайшее время доля АТЭС, даже без учета стран Северной Америки, еще больше увеличится. Ассоциация станет наиболее мощной экономической коалицией мира. На ее долю уже будет приходиться не менее 60 % мирового ВВП. Тем не менее, темпы, глубина интеграционных процессов в АТЭС будут значительно отставать от ЕС. Ассоциация ставит перед собой задачу создания зоны свободной торговли и инвестиций: к 2010 году для развитых стран региона, к 2020 году для развивающихся стран. Россия была принята в АТЭС в 1997 году, но до сих пор российское присутствие в этой организации выглядит, скорее, символическим. На долю стран ассоциации приходится всего 10 % российской внешней торговли, а без учета США и Канады лишь 5 %.
Россия, несмотря на свою евразийскую сущность, оказалась в стороне от расширяющегося взаимодействия Европейского союза и Восточной Азии, которое началось во второй половине 90-х годов. Между тем, объем торговли между континентами удваивается каждые 5 6 лет. В целях координации усилий по эффективному развитию экономического, технологического и финансового сотрудничества ЕС с Восточной Азией в 1996 году был создан АСЕМ институт регулярных встреч между руководителями стран двух регионов (10 стран Азии, в т.ч. Япония, Китай и Южная Корея и страны АСЕАН, 15 стран Европы). На третьем саммите АСЕМ в октябре 2000 года были подготовлены предложения, затрагивающие перспективы дальнейшего развития сотрудничества регионов, вплоть до отмены таможенных барьеров к 2025 году.
Условием участия любой страны в АСЕМ является получение поддержки со стороны партнеров в рамках своего региона. Россия имеет (но пока не использует) шанс сыграть уникальную роль в АСЕМ, поскольку является единственной азиатской страной, подписавшей договор о сотрудничестве с ЕС, и в то же время единственной европейской страной, являющейся членом АТЭС и регионального форума АСЕАН. Как великая евразийская держава Россия может и должна претендовать на присоединение к этому форуму, сыграв роль ключевого звена в развитии экономических и политических связей между Европой и Азией. Страна способна максимально реализовать свой экономический потенциал, став транспортно-коммуникационным мостом между регионами мира. Полномасштабное включение России в АСЕМ позволит в несколько раз ускорить и удешевить перевозку грузов между ЕС и Восточной Азией. Использование уникальных российских наземных, морских и воздушных путей сообщений дает нам возможность занять одну из центральных позиций в глобальных торгово-экономических отношениях, получить доступ к значительным финансовым и технологическим ресурсам.
Усиление России в ХХI веке будет обеспечено только в том случае, если ее соседи и на западе, (Евроатлантическое сообщество), и на востоке (Азиатско-Тихоокеанское сообщество) сочтут, что сотрудничество с нашей страной отвечает их интересам. Естественно, и для России такое сотрудничество должно быть выгодным. Для этого имеются все необходимые предпосылки, которые, к сожалению, пока не используются.
|