Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Атомная промышленность Вторичное сырье Наука и технологии Международное обозрение Искусства и ремесла История
№5' 2001 версия для печати
Статья:   
1
2


МЕСТО ВСТРЕЧИ ТРЕХ ВЕКОВ
О ЧЕМ ПОВЕДАЛ ПЕРВЫЙ В РОССИИ ЗАВОД-МУЗЕЙ



Владимир Анисимов,
Владислав Овчинников

    В 1987 году в Нижнем Тагиле появился уникальный музейный "экспонат". С тех пор им восхищаются многочисленные российские и зарубежные посетители, о нем написаны газетные статьи и научные труды... Речь – о старинном заводе, который был приведен в порядок и стал музеем под открытым небом. А случилось это чудо благодаря коллективу Нижнетагильского металлургического комбината. Здесь давно действует правило: сохранять для потомков отслужившее оборудование, как память об уходящей промышленной эпохе. Конечно, и другие предприятия уделяют внимание истории. Но чтобы с таким размахом!..
    Нижнетагильский завод-музей до того, как стать историческим памятником, являлся самым уважаемым по возрасту подразделением металлургического комбината. А изначально он был демидовским железоделательным заводом, который выпустил первый чугун в декабре 1725 года. В 1935 году старому металлургическому производству было присвоено имя В. В. Куйбышева. В конце ХХ века было решено "превратить" завод имени Куйбышева в завод-музей.
    На исходе 300-летней истории уральской металлургии особенно хорошо видно, что тагильские мастеровые люди часто претендовали на роль новаторов, а сегодня Нижнетагильский комбинат готовится реализовать проект, который выведет его в лидеры отрасли. Случайно ли это?

    "Старый соболь" славен в Европе
    Первую продукцию НТМК выдал в 1940 году. Однако дата рождения металлургии Нижнего Тагила относится к началу XVIII века. Тогда появился Нижнетагильский чугунолитейный и железоделательный завод. Это было связано с разработкой промышленниками Демидовыми богатейших уральских железорудных месторождений. С первых шагов новое предприятие стало крупнейшим в России. На заводе появилась самая мощная в Европе домна, позднее – прокатный стан, на котором выпускалось листовое железо. И подобных событий было множество. Однако на историю Нижнетагильского завода интереснее взглянуть с точки зрения его сегодняшнего статуса. Возможно, так будет проще понять закономерности его развития и почувствовать связь времен.
    Итак, в октябре 1987 года домны старого завода выдали последнюю плавку. Над полумиллионным уральским городом прокатился прощальный гудок. Символические ключи от завода были переданы директору Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала. Предприятие начало новую жизнь – уже в качестве первого в России завода-музея.
    Сама идея таких перемен появилась в 1979 году. Тогда было принято решение, поддержанное руководством НТМК, о создании нового для России музейного образования. Задумывалось соединить в единый комплекс 30 специализированных тематических экспозиций и объектов городов Среднего Урала, когда-то входивших в Нижнетагильский округ Демидовых и в соседний с ним Гороблагодатский горный казенный округ. Эту музейную систему объединяет основная тема: история горнозаводского дела в регионе во всем ее многообразии – техника, экономика, культура, этнография. Каждый из объектов интересен сам по себе, но важнее то, что своими особенностями они дополняют общую картину становления и развития уральской металлургии.
    Ядро музея-заповедника – Нижнетагильский завод. Это обусловлено его историческим вкладом в развитие отечественной и мировой металлургии, а также богатством типичных для Урала памятников индустриальной культуры. Сотрудники музея-заповедника обнаружили и сохранили около 300 старинных машин и механизмов металлургического производства, представляющих исторический интерес. По заключению специалистов, сформировавшийся комплекс сооружений Нижнетагильского завода является крупнейшим памятником индустриального наследия, дающим широкое представление о типичном уральском городе-заводе, о технике и промышленной архитектуре давних времен.
    Своеобразным индустриальным памятником является сама планировка завода-музея, сложившаяся еще в XVIII веке и сохранившаяся в основных чертах до наших дней. Индустриально-природный ландшафт Нижнего Тагила в районе старого завода типичен для горнозаводского Урала: пруд – плотина – завод – поселок. При этом особая роль отводилась плотине. От ее конструкции и исправности зависела вся заводская жизнь: количество работающих цехов, применяемые технологии, качество вырабатываемого металла, заработок мастеровых и многое другое.
    Плотина Нижнетагильского завода, прослужившая почти 200 лет, имела свыше 220 м в длину. Образовавшийся пруд разливался более чем на 12 км. В теле плотины имелось три прореза. Через первый вода подавалась к доменному и стоящим за ним цехам, через второй – в центре плотины – вода поступала к кричным цехам. Третий прорез – вешняк – служил для сброса излишней воды во время весеннего паводка. От прорезов вода шла по водоводам (ларям) к водяным колесам, а позднее – гидротурбинам.
    Постепенно вододействующая энергосистема совершенствовалась. Так, в 1899 году вместо деревянного ларя сооружается труба, склепанная из металлических листов толщиной 12 мм, общей длиной около 260 м. Она не требовала частых ремонтов и исключала потери воды. Труба эксплуатировалась до середины 50-х годов XX века и сохранилась до наших дней почти в полной исправности. Летом 2001 года силами специалистов НТМК начата расчистка системы водоводов. Завершение этой работы позволит наглядно показать, какую роль сыграла вода в истории завода, как развивалось его энергетическое хозяйство.
    На территории завода-музея практически невозможно увидеть здания, отражающие только одну эпоху. Небольшая производственная площадка в 42 га и привязка к воде вынуждали перестраивать имеющееся. Поэтому от прошедших веков в большинстве случаев остались лишь фрагменты отдельных производств. Так случилось, к примеру, с кричным цехом, одним из основных на заводе, где производилось знаменитое тагильское железо.
    Вызывавшее зависть конкурентов железо выделывалось так называемым "старонемецким" кричным способом, появившимся на Урале одновременно с первыми заводами в начале XVIII века. Внедрение кричного способа выделки железа в местных условиях стало важнейшим достижением тагильских металлургов. Кричная работа требовала большого опыта и мастерства. Поколения крепостных трудились на одном месте и тщательно, до мельчайших подробностей изучали все особенности работы с чугуном, топливом и даже конкретным горном. Собранный по крупицам опыт компенсировал отсутствие знаний о процессах, происходивших в горне. В результате росла производительность труда, увеличивался выпуск металла с маркой "Старый соболь", половина которого поставлялась на западноевропейские рынки.
    В 1876 году Нижнетагильский завод вступил в индустриальную эпоху: на месте кричного цеха был построен мартеновский. Через два года работали уже три мартеновские печи, которые обслуживались вручную, тем не менее тагильские сталевары сумели изготовить по заказу Мотовилихинского завода невиданные прежде на Урале слитки стали весом 980 и 1109 пудов. На них, как на чудо, приезжали смотреть специалисты соседних заводов.
    Среди памятников промышленной архитектуры музея-завода выделяется здание листопрокатного цеха. Нижнетагильский завод, вообще, одним из первых на Урале начал применять прокатную технику. Уже в 1757 году здесь работала "плющильная", т. е. прокатная фабрика, в которой производилось четыре сорта тонкополосного железа. В 60-е годы XVIII века три четверти "плющильного" железа на Урале прокатывалось в Тагиле. Особое развитие здесь получило листокатальное производство. Технология проката листового кровельного железа, разработанная механиком завода А. Шептаевым и доведенная до совершенства его сыном Ф. Шептаевыми, получила название "староуральской с подмусориванием". Листовое железо, выработанное по этой технологии, восхищало специалистов. Д. И. Менделеев, посетивший Нижнетагильский завод в 1899 году, писал об этой продукции: "... Толстые, в несколько дюймов листы железа согнуты не в два, а в четыре и более раз, как мягкая салфетка, и ... нигде ни следа трещин. ... Листовое уральское железо в этом отношении ... пользуется всемирною славою и не превзойдено...".
    Так вот, в 1896 году на месте первых мартеновских печей поднимается новое здание прокатного производства. Это четырехпролетное сооружение с арочными крышами, опирающимися на колонны, а с южной стороны – на кирпичную стену. Уникальность этого сооружения состояла в том, что колонны и фермы перекрытия представляли собой единую металлическую конструкцию на заклепочных соединениях. Ажурность, легкость и прочность ферм, сохранившихся до наших дней, вызывают восхищение даже у современных строителей.
    Производство кровельного листа на заводе продолжалось вплоть до конца 50-х годов XX века. Однако условия труда здесь оставались очень тяжелыми. Производство становилось нерентабельным, и в 1961 году цех был закрыт.
    Последним из основных производств завода прекратил работу доменный цех, с историей которого связаны самые крупные достижения Нижнетагильского завода. Ведь условия для доменного дела на Урале были лучше, чем в тех европейских странах, где оно возникло. Изобилие и дешевизна сырьевых ресурсов сочетались с отсутствием жесткой цеховой регламентации. Строительство железоделательных заводов в этой ситуации давало возможность использовать лучшие достижения европейских доменщиков. Так что российские домны превосходили по размерам и производительности все печи, имеющиеся в Европе. Но даже на этом фоне тагильские домны, построенные в 1725 году, выделялись и поражали современников размерами и мощностью: высота 13 аршин (9,25 м), суточная выплавка чугуна в наиболее удачные дни достигала 400 пудов (почти 6,5 т). Это существенно превосходило показатели лучших английских, шведских или немецких домен того времени. Себестоимость производимого чугуна была ниже, чем на Невьянском заводе, что, по мнению исследователей, определило перемещение центра демидовской "империи" из Невьянска в Тагил.
    Что касается качества, то спрос за него был неизменно строгим. Если по следствию выяснялась какая-либо вина доменных мастеров в ухудшении свойств металла, то их полагалось "штрафовать вычетом из жалованья без упущения и держанием скованных. А ежели и от того не уймутся и худоба не перестанет, то мастера написать в подмастерья".
    Сегодня, несмотря на то, что прошли века и в цивилизованных условиях все потери "караются" финансовым состоянием предприятия, у тагильских металлургов остается неизменным внимание к качеству продукции. В последние годы было сделано все, чтобы прокат НТМК соответствовал лучшим отечественным и мировым стандартам, о чем свидетельствуют полученные комбинатом сертификаты качества TUF, Lloyd, Российского Морского Регистра судоходства, ЗС ФЖТ.

    Возвращенное лидерство
    У тагильских доменщиков за почти трехвековую историю было немало крупных успехов. В XVIII веке была освоена проплавка трудновосстановимого магнитного железняка. В XIX получен первый в России ферромарганец. В XX освоена технология плавки титано-магнетитовых руд, получены феррохром, ванадиевый чугун из руд Качканарского месторождения, отработана технология доменной плавки с вдуванием в горн угольно-мазутной смеси и т. д.
    В 1933 году доменный цех старого завода был признан лучшим доменным цехом страны, а печь № 2 постройки 1929 года – лучшей среди доменных печей СССР. Но производительность цеха не шла ни в какое сравнение со сверхмощными доменными печами Магнитогорска, вступившего в строй в 1932 году. Да и в Тагиле было намечено возведение нового металлургического гиганта. Поэтому домны демидовского завода все чаще стали использоваться для проведения опытов, освоения новых доменных технологий, а также для производства высокачественного литейного чугуна.
    Отслужив отечеству 262 года и выдав 14 млн. т чугуна различных сортов, цех был полностью остановлен, и сегодня силуэты двух его домен служат своеобразным символом славы тагильского металла.
    ... В мае 1946 года при прорыве прореза плотины Висимо-Уткинского завода, входившего в состав Нижнетагильского округа, была обнаружена прикрепленная к брусу плотины массивная железная цепь с чугунным цилиндром на другом конце. Внутри этого цилиндра оказалось еще два – свинцовый и из красной меди. Из медного цилиндра извлекли документы, заложенные в 1872 году: "Записка о состоянии Висимо-Уткинского завода", "Статистическая ведомость", "Штат служащих", "Рекламный листок", чертежи заводских устройств и машин. Там же лежали образцы листовой меди, железа и сопроводительное письмо для потомков, подписанное управляющим тагильскими заводами Евстафием Карловичем Нитте. В письме говорилось, что "... сведения эти при будущих перестройках плотины должны показать картину настоящего положения заводов, показать, насколько и в чем именно будущее поколение ушло от нас вперёд".
    Сравнивая то, что было раньше, с тем, что есть теперь и появится в недалеком будущем, можно сделать вывод об определенных закономерностях.
    В последние десятилетия НТМК не раз подтверждал былую славу своей марки. Например, в 50-е годы здесь впервые в мире был применен в мартеновских печах сжатый воздух, на термопечах листового стана впервые в СССР освоен выпуск термообработанных низколегированных листов. В 60-х на комбинате впервые в мире пущена кольцевая подача слитков на блюминге "1150", на коксохимпроизводстве появилась первая в стране установка по утилизации химических отходов. В 70-е начался прокат широкополочных балок и колонных профилей. В 80-е впервые в стране в мартеновском цехе № 1 опробована технология микролегирования рельсовой стали ванадием с использованием ванадиевого чугуна. В тот же период на базе завода имени Куйбышева создан уникальный завод-музей. В 90-е на НТМК началась крупномасштабная реконструкция.
    Из множества ярких побед флагмана уральской и отечественной металлургии названы лишь некоторые. К числу самых последних следует отнести и ввод в строй трех МНЛЗ, и пуск новейших в стране комплексов: по переработке техногенных образований, по выпуску высокостойких огнеупоров, по обжигу извести. Сегодня на НТМК ведется демонтаж выработавшей ресурс шестой доменной печи, и скоро на ее месте появится новая, созданная по последнему слову техники.
    Однако самым масштабным стал проект по строительству на базе НТМК завода по производству труб большого диаметра.
    За последние десятилетия в российской и зарубежной металлургии не было проекта, сопоставимого по масштабам с возведением в Нижнем Тагиле завода ТБД. И дело не только в больших вложениях, которые оцениваются в 700 млн. долл., и быстрой их окупаемости. Проект – по всем позициям – достаточно сложен, ведь производителей труб большого диаметра в мире можно пересчитать по пальцам. Через несколько лет в Тагиле полноценно заработает новый трубный завод, сотни миллионов долларов в год будут укреплять российскую экономику.
    Первым объектом для нового предприятия станет МНЛЗ-4. Машина непрерывного литья заготовок должна обеспечивать стан 5000 металлом, из которого и будет прокатываться лист. В июне 2001 года в Москве и Вене состоялись совещания-презентации по обсуждению финансово-экономического механизма строительства МНЛЗ-4. В отличие от трех предыдущих машин, комбинат впервые возводит крупный объект, используя не столько собственные источники, сколько кредиты. По плану, реализация проекта МНЛЗ-4 стоимостью 86 млн. евро может начаться уже нынешней осенью. Основным партнером Нижнетагильского комбината является известная австрийская компания "Фест-Альпине".
    Тагильские металлурги не сомневаются в успехе намеченного дела. Уверенности в этом прибавляют не только взвешенные подходы, твердый уральский характер, но и знание истории. На заре становления металлургии Нижний Тагил прославился и стал лидером в производстве листового железа. Теперь НТМК словно бы возвращается к тому, с чего когда-то пошла слава империи промышленников Демидовых: твердо намерен занять место лидера отрасли и в третьем тысячелетии.

Статья:   
1
2

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение