Алексей Воробьев
Председатель правительства Свердловской области
Уральская металлургия началась с пуска Каменского и Невьянского казенных чугуноплавильного и железоделательного заводов в 1701 году. Это, казалось бы, событие местного значения дало могучий толчок развитию металлургического производства и хозяйственному освоению богатейшего края. Уже в XVIII веке Урал становится основным производителем чугуна, железа, меди. Около 200 металлургических предприятий края давали тогда России почти 70 % черных металлов и до 90 % меди. Государство не только освободилось от дорогостоящего импорта металлов из Европы, но и стало крупнейшим поставщиком высококачественных железа и меди в Англию, Швецию, а позднее и в Америку. Экономическое благосостояние и слава России, мощь ее армии и флота ковались на предприятиях, которые мы сегодня называем "старыми уральскими заводами".
Далеко не все из них сохранились до нашего времени. Уже к началу XX века оставалось лишь 82 железоделательных завода из тех, что были основаны в XVIII веке. А старые медеплавильные заводы в большинстве своем ликвидированы еще в XIX столетии.
Сегодня во всем мире, вступившем в эпоху так называемого "постиндустриального" развития, растет общественный интерес к объектам ушедшей "индустриальной" эпохи. Старые заводы становятся музеями. Изучается история создания и развития этих предприятий, создается инфраструктура, позволяющая превратить промышленные объекты в исторические памятники, реликвии, в центры туризма, которые охотно посещают и граждане своих стран, и зарубежные гости. Люди проявляют живой интерес к истории производства, условиям труда, технике и технологии минувших веков.
Среди самых известных промышленных музейных районов, таких, как Рур в Германии, Бирмингем в Англии, Бергслаген в Швеции, достойное место должен занять и наш старопромышленный Урал. Сегодня на его территории находится около ста металлургических заводов, которые по критериям ЮНЕСКО должны рассматриваться как памятники, объекты индустриального наследия страны.
Эти производства, как правило, располагаются в центре уральских городов, поскольку большинство их и возникли как города-заводы. Старинное оборудование домны, горны, плющительные машины и прокатные станы нередко заброшено, продолжает разрушаться. Пришло время позаботиться об этих памятниках промышленной культуры. Их необходимо сделать экологически безопасными, отреставрировать, привести в порядок как говорят специалисты, музеефицировать.
Бесспорно, они стоят такой заботы. Мало того, что старые заводы создали Уралу славу "опорного края державы", ее щита, кузницы оружия и только за одно это заслуживают почтительного отношения. Но ведь заводы-памятники остаются еще и зримыми свидетельствами технического прогресса, накопления опыта металлургического производства, взаимосвязи технологий и в России, и в других странах. Известно, что первые уральские заводы создавались по образцу олонецких и тульско-каширских, которые, в свою очередь, строились под влиянием шведского и германского опыта. Последнее обстоятельство особенно привлекает к старым уральским заводам внимание европейцев, которые готовы сотрудничать с нами в научном плане, в деле музеефикации государственных объектов.
Каждый из сохранившихся уральских памятников промышленной истории показывает, как использовалась энергия воды, пара, электричества. Сохранились прекрасные заводские пруды носители энергии для механизмов XVIII XIX веков. Можно увидеть старинные паровые двигатели XIX начала XX столетий. Наконец, на наших заводах представлены электрические машины конца XIX и всего XX века.
Мы просто обязаны продолжить дело сохранения памятников индустриальной культуры, которое было начато здесь же, на Урале, созданием сначала выставки, а в 1840 году музея моделей заводских устройств: "Горнозаводского музеума Нижнетагильских и Лупьевских заводов". В наше время, в 1987 году, учрежден Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала, которому были переданы закрытые цехи Нижнетагильского, Нижнесалдинского, Кушвинского заводов и карьер Высокогорного рудника.
Есть и другие примеры. Созданы мемориальные промышленные зоны на Мотовилихинском заводе в Перми, на Каменском заводе в Каменске-Уральском, заповедная зона Златоустовского завода, Исторический сквер в Екатеринбурге. На Сысертском заводе (ныне "Уралгидромаш") сохранена часть старой фабрики, на Северском (в г. Полевском) в экспозиционное состояние приведена старая доменная печь.
Отрадно, что к изучению и сохранению памятников индустриального наследия обратилась академическая наука. Уже несколько лет идет большая работа по специальной программе, сформированной в Институте истории и археологии УрО РАН, "Индустриальное наследие Урала". Выявляются и изучаются памятники индустриальной культуры, принимаются меры для их сохранения.
Масштабность задач, которые предстоит решить в этой сфере культурной жизни, требует не только усилий металлургов, историков, архитекторов, экологов, архивистов, но и активного участия органов государственного управления, местных муниципальных властей. Мы считаем весьма перспективным делом осуществление комплексных проектов. Таковым, например, видится проект Национального горнозаводского парка Среднего Урала. Указом губернатора и постановлением правительства Свердловской области этому проекту придается особый статус, позволяющий в полном объеме реализовать меры, необходимые для выявления, реставрации, сохранения и использования исторических промышленных объектов на значительной части территории Среднего Урала от Кушвы до Новоуральска по меридиану и от Висима до Невьянска и Нижней Салды по широте (см. рисунок).
Создание такого парка, само по себе очень нужное в историческом, познавательном смысле дело, должно, на наш взгляд, способствовать решению насущных задач экономики Среднего Урала. История прекрасный учитель для тех, кто хочет у нее учиться.
Трехвековая история уральской металлургии свидетельствует об основополагающей роли этой отрасли в экономике региона. Ведущую роль традиционно играли предприятия черной металлургии, но в последние годы в хозяйственной структуре Свердловской области черная металлургия отстает от цветной. За 2000 год в объеме выпуска промышленной продукции доля черной металлургии составила 23,8 %, а цветной 28,5 %. Причин тому несколько. В частности, в черной металлургии низка доля продукции третьего, четвертого переделов. Насущно необходимы модернизация, техническое перевооружение производства. Напомню, что этим активно занимался на Нижнесалдинском заводе еще В.Е. Грум-Гржимайло: благодаря его инициативе здесь использовалось бессемерование. Владимир Ефимович первым решился применить электромоторы на рельсопрокатном стане. Другим важным направлением для укрепления позиций на рынке является развитие минерально-сырьевой базы. Такого правила придерживались еще первые Демидовы. А в XX веке приращиванием сырьевых запасов активно занимался легендарный директор Магнитки Г.И. Носов.
Конечно, сегодня время иное, нужно формировать современные структуры и создавать экономические механизмы, которые бы позволяли эффективно вкладывать средства в развитие сырьевой базы, осуществлять комплексную модернизацию, внедрять прогрессивные технологии, осваивать производство конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. Руководители предприятий цветной металлургии пошли по пути создания вертикально-интегрированных компаний, где сопряженно развиваются все переделы от добычи сырья до выпуска конечной продукции. А в черной металлургии осуществляется "проект века" создается завод по производству труб большого диаметра. Это будет предприятие, технология и оборудование которого не только не уступит западным аналогам, но по некоторым позициям превзойдет их. Примечательно, что завод создается в Нижнем Тагиле, где более 200 лет назад родилась знаменитая сталь марки "старый соболь", не превзойденная по качеству ни на одном тогдашнем заводе Европы.
Во главу угла сегодня ставится комплексное развитие отрасли, повышение ее эффективности. Наша металлургия вновь должна выйти на передовые позиции. Так было и будет. В этом смысле старые уральские заводы тоже дают опору современному поколению металлургов, показывая поистине безграничные возможности сил и ума человека, если предан он своей профессии и действует во имя блага своей страны.
|