Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Атомная промышленность Вторичное сырье Наука и технологии Международное обозрение Искусства и ремесла История
№5' 2001 версия для печати
Статья:   
1
2
3

ИНВЕСТИЦИИ БЕЗ ПОДДЕРЖКИ
МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТАЛЛУРГИИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА



Леонид Шевелев
Департамент металлургии Минпромнауки РФ

    Металлургический комплекс России имеет в своем составе около 3000 предприятий и организаций, объединенных в 24 подотрасли, с численностью трудящихся около 1,3 млн. человек. Многие предприятия металлургии являются градообразующими, и результаты их работы определяют социальную стабильность большинства промышленных регионов страны. Металлургия играет важную роль в формировании макроэкономических показателей. Ее доля составляет: в объеме промышленной продукции – 17 %, в численности промышленного персонала – 11,6 %, в основных промышленно-производственных фондах – 12,1 %, в объеме налоговых поступлений промышленности в консолидированный бюджет – 14 %, в объеме валютной выручки России – 16 % (второе место после топливно-энергетического комплекса), в объеме потребления топлива – 14 %, в том числе в объеме потребления угля – 25 %, в объеме потребления электроэнергии – 35 %, в объеме грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, – 25 %. На долю металлургии приходится 95 % всех производимых в стране конструкционных материалов, т.е. комплекс в значительной мере определяет уровень загрузки производственных мощностей большинства базовых отраслей экономики.
    Без развитой металлургии невозможен технический прогресс ни в одной отрасли. Мировой опыт показывает, что перестройка экономики многих стран начиналась, как правило, с модернизации базовых отраслей, в том числе металлургии, при активном участии государства. В 2000 году в российской экономике происходил рост объемов производства, потребления и экспорта продукции, повысилась инвестиционная активность. По сравнению с 1999 годом валовой внутренний продукт увеличился на 7,7 %, объем промышленной продукции – на 9 %, объем инвестиций в основной капитал – на 17,7 %, реальные доходы населения – на 9,1 %, объем внешней торговли – на 32,1 %, объем прибыли – на 35,3 %, сумма налоговых поступлений – в два раза.
    По итогам 2000 года рост физического объема продукции черной металлургии составил 15,6 %, цветной – 11,3 %. Эти показатели – одни из самых высоких среди отраслей промышленности. Инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах возросли в металлургии на 15,3 %. Износ основных фондов составил: в черной металлургии – 51,3 %, в цветной – 53,1 %. Уровень полностью изношенных фондов в черной металлургии – 18,5 %, в цветной – 16,4 %. Продолжают снижаться коэффициенты обновления основных фондов (табл. 1).
    Рост производства основных видов продукции черной металлургии таков: руда – 5,9 %, кокс – 6,6 %, чугун – 11,7 %, сталь – 14,8 %, прокат – 14,9 %, трубы – 46,4 %. Опережающими темпами увеличивается выпуск продукции более высокой степени обработки: прирост производства проката термообработанного составил 46 %, проката низколегированного – 34,6 %, ленты стальной холоднокатаной – 27,9 %, металлокорда – 42,4 %, проволоки стальной – 32,5 %. Уровень использования производственных мощностей в черной металлургии повысился, составив 85 % против 70 % в 1999 году. Следует отметить, что среди ведущих мировых прозводителей металлургической продукции Россия добилась наибольшего увеличения производства стали – свыше 10 млн. т, или почти 20 % мирового прироста за 2000 год.
    Экспорт продукции черной металлургии в 2000 году возрос на 22 % и составил около 28 млн.т. В общем объеме производства проката доля экспорта в 2000 году составила 55,1 %. Вместе с тем, в структуре экспорта продукции черной металлургии значительную долю по-прежнему составляют полуфабрикаты – около 40 %. В связи с ограничением поставок на рынок США российский экспорт переориентировался в основном на рынки Юго-Восточной Азии и, частично, стран ЕС. Поставки черных металлов в США уменьшились с 6 млн. т в 1999 году до 2 млн. т в 2000 году, т.е. в три раза, а их экспорт в страны Юго-Восточной Азии увеличился с 5,3 млн. т до 10,5 млн. т, в страны ЕС – с 2,1 млн. т до 3,8 млн. т.
    Увеличилось потребление черных металлов на внутреннем рынке, в том числе проката – на 46,9 % (22,9 млн. т), стальных труб – на 38,4 % (5,1 млн. т). Этот рост обусловлен увеличением спроса в базовых отраслях экономики – машиностроении, строительстве и др. Так, продукции машиностроения в 2000 году по сравнению с 1999 годом выпущено на 15,5 % больше. Изменилась структура потребления стали за счет увеличения поставок прогрессивных видов металлопродукции. В частности, выпуск листового проката возрос на 19 %, в то время как сортового – на 11,4 %. В структуре производства трубной продукции более высокими темпами растет выпуск: бесшовных труб – на 37 %, электросварных – на 59 %, обсадных – на 72 %, насосно-компрессорных – на 51 %, бурильных – почти в 2 раза, сварных большого диаметра – на 45 %. Несомненны успехи цветной металлургии. Производство алюминия в 2000 году возросло на 3 %, при этом загрузка мощностей составила 99,7 %. Выпуск основных видов алюминиевого проката увеличен на 25 %, хотя использование мощностей пока остается низким – около 28 %. Производство меди возросло на 12 %, никеля – на 7 %, цинка – на 4 %, олова – на 3,6 %, титана губчатого – на 16 %. Снизился выпуск свинца (на 7 %), при этом практически весь он (96 %) произведен из вторичного сырья.
    Федеральной программой развития металлургии России на 1993 – 2000 годы предусматривалось провести поэтапную реструктуризацию предприятий отрасли. Основные цели программы – выпуск конкурентоспособной продукции, снижение издержек производства, существенное улучшение экологической ситуации, обеспечение социальной стабильности. Однако уже на первом этапе осуществления программы (1993 – 1995 гг.) произошел существенный сбой: уровень выполнения составил 31,1 %, при этом ввод 30 объектов перенесен на более поздние сроки, а на 20 предприятиях реализация программы приостановлена. Основная причина – резкое снижение амортизационных отчислений на инвестиции.     В 1996 – 2000 годах ситуация с финансовым обеспечением еще более ухудшилась. Рентабельность отрасли снизилась с 16,6 % в 1995 году до 4,4 % в 1998 году. Предусмотренные федеральными инвестиционными программами на 1997 – 2000 годы бюджетные средства металлургическим предприятиям не выделялись, в результате чего образовалась кредиторская задолженность за выполненные, но не профинансированные работы в объеме 225,8 млн. руб., а по высокоэффективным конкурсным проектам – 101,3 млн. руб.
    В целом за счет всех источников финансирования федеральной программы в 1993 – 2000 годах вложено около 140 млрд. руб. (деноминированных), в том числе собственных средств предприятий (амортизация, прибыль, инвестиционный фонд) – 98 %, средств государственной поддержки – 2 %. Между тем, программой предусматривались инвестиции в сумме около 400 млрд. руб. (деноминированных) в таком соотношении: собственные средства – 80 %, привлеченные средства (займы, кредиты) – 10 %, бюджетные средства – 10 %. Кредиты отечественных банков для инвестирования в металлургию практически не привлекались из-за высокой процентной ставки (180 – 200 % в 1993 – 1995 годах, 36 – 60 % в 1996 – 2000 годах). Общее выполнение программы за 1993 – 2000 годы составило около 30 %. Начиная с 1998 года, инвестиции в металлургию возросли почти в 2 раза. Однако в целом они пока остаются на низком уровне, составляя в среднем по черной металлургии России 17,8 долл./т стали, в то время как в странах ЕС при проведении аналогичной реструктуризации – 25 долл./т стали.
    Хотя федеральные программы не удалось выполнить в полном объеме, тем не менее в металлургической промышленности России произошли существенные структурные изменения, что видно на примере сталеплавильного производства (табл. 2). Объем производства стали в 2000 году почти достиг уровня 1992 года, при этом значительный удельный вес заняли наиболее прогрессивные способы производства – кислородно-конвертерный и электросталеплавильный, а также разливка на МНЛЗ, доля которых возросла почти в 2 раза. Подчеркнем, что доля кислородно-конвертерного и электросталеплавильного способов производства оказалась даже выше, чем было намечено программой, – на 2,3 %, а доля непрерывной разливки – на 1,7 %.
    Определенную тревогу вызывает отставание в реализации природоохранных мероприятий. Экологическая программа выполнена лишь на 60 %. При заданном программой сокращении вредных выбросов в атмосферу на уровне 2200 тыс. т фактически выбросы уменьшились на 1420 тыс. т. Не достигнуты запланированные показатели по экономии материальных и энергетических ресурсов: вместо намеченных 26 % фактическая экономия составила около 10 %.
    Целый ряд начатых с государственной поддержкой инвестиционных проектов нуждается в дополнительных бюджетных средствах в 2001 и в последующие годы. Необходимы также законодательные гарантии.
    Предусмотренное федеральной целевой программой "Руда" строительство Средне-Тиманского бокситового рудника в ОАО "Боксит Тимана" с новой железнодорожной линией позволит сократить импорт сырья для алюминиевой промышленности и создать дополнительные рабочие места в Республике Коми. Для этого, в частности, требуется включить программу "Руда" в приложение к закону "О федеральном бюджете на 2001 год" и обеспечить финансирование из бюджета в сумме 250 – 300 млн. руб., что позволит своевременно ввести в действие мощности по добыче 500 тыс. т бокситов в год.
    Строительство на базе ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" комплекса по выпуску электросварных одношовных труб диаметром 1420 мм даст возможность отказаться от импорта аналогичных труб или хотя бы резко снизить их закупки за рубежом. Для реализации проекта требуется решение о форме и размере государственной поддержки.
    В связи с истечением в 2000 году срока действия ранее принятой программы технического перевооружения металлургии необходимо разработать и утвердить новую федеральную целевую программу государственной поддержки металлургических предприятий на основе Стратегии развития металлургической промышленности России до 2005 года, одобренной Правительством Российской Федерации 12 декабря 1999 года. Адресная государственная поддержка инвестиционных проектов по развитию производства конкурентоспособной продукции с привлечением иностранных инвестиций и связанных кредитов предполагалась в рамках Бюджета развития РФ на конкурсной основе. Однако разработка порядка проведения конкурсного отбора приоритетных проектов Минфином России до настоящего времени не закончена. Министерство считает возможным привлекать только финансовые кредиты.
    Значительным шагом, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стало решение Правительства РФ о предоставлении гарантий крупным предприятиям черной металлургии по кредитам банка "Кредитанштальт фюр Видерауфбау" (Германия), используемым на оплату авансов по контрактам на поставку современного оборудования для реализации приоритетных инвестиционных проектов, соответствующих "точкам роста" реального сектора экономики. К ним относятся следующие реализуемые проекты, по которым еще сохраняется ряд нерешенных вопросов:
    – комплекс стана 350 в ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат" по производству 1 млн.т в год средне- и мелкосортного проката, применение которого позволит увеличить срок службы конструкций, изделий и деталей на 30 – 50 %. Требуется предоставление государственной гарантии по кредиту Сбербанка России в сумме 90 млн. долл.;
    – комплекс реконструкции сталеплавильного и прокатного производства для выпуска листовых заготовок газонефтепроводных труб больших диаметров в северном исполнении в ОАО "НОСТА", применение которых позволит организовать на незагруженных мощностях трубных заводов выпуск импортозамещающей продукции. Требуется продлить срок возврата кредита, а также включить в программу государственных внешних заимствований на 2001 год недоиспользованную в 2000 году сумму кредита банка "Кредитанштальт фюр Видерауфбау" (Германия) в размере 15,6 млн. марок (7,25 млн. долл.);
    – травильное отделение комплекса стана холодной прокатки 2000 мощностью 2 млн.т в год стального листа в ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" для автопромышленности, строительства, бытовой техники и сельхозмашиностроения, ввод которого позволит в дальнейшем значительно сократить закупки аналогичной продукции по импорту. Требуется подтвердить возможность использовать зарезервированные 136,6 млн. марок из кредита банка "Кредитанштальт фюр Видерауфбау" (Германия) для оплаты оборудования травильных линий. Участие зарубежных стран в инвестиционных проектах металлургических предприятий России обусловлено рядом технических, экономических и политических факторов.
    К техническим факторам можно отнести уровень соответствующих металлургических технологий, обладание "ноу-хау" в их практическом применении, специализацию машиностроительного производства. Передовые позиции традиционно занимают: в черной металлургии – фирмы Австрии, Германии, Италии, Великобритании, Швеции, Японии; в цветной металлургии – фирмы Германии, Норвегии, Финляндии, Франции, Швеции.
    Экономические факторы обусловлены наличием свободного банковского и частного капитала, уровнем учетных ставок на кредитных рынках, соотношениями курсов ведущих валют и степенью государственной экономической поддержки экспорта технологий, оборудования и капитала в странах-донорах, стабильностью экономики и курса правительства в отношении импорта технологий, "ноу-хау" и оборудования в странах-реципиентах. Например, государственная страховая компания Германии "Гермес" не принимает к страхованию контракты и кредитные соглашения на сооружение в России объектов на условиях "под ключ" из-за обложения строительно-монтажных работ и услуг налогом на добавленную стоимость, поскольку считает, что в этом случае 20 % суммы кредитов являются скрытым финансированием российского бюджета. Значительные проблемы создает повышение таможенных пошлин на импортное оборудование после оформления контрактов, составления бизнес-планов, заключения кредитных соглашений и выдачи Правительством РФ "комфортных писем" о неизменности финансово-экономических условий на весь период реализации инвестиционного проекта. Только по двум проектам – стан 350 на ОЭМК и завод горячебрикетированного железа на Лебединском ГОКе – в связи с отменой льгот, предоставленных распоряжением Президента РФ, дополнительные затраты на уплату таможенных пошлин и НДС составляют около 130 млн. марок.
    Политические факторы, как правило, тесно связаны с экономическими и отражают "вес" России в торгово-экономических отношениях. Главным среди этих факторов является протекционистская политика зарубежных государств, направленная на защиту национальных товаропроизводителей от конкуренции извне. Примером тому могут служить многочисленные антидемпинговые расследования, ведущиеся в странах-импортерах российской металлопродукции.
    Сочетание экономических и политических рисков вложения капитала в российскую экономику обуславливает одно из последних мест России в кредитных рейтингах и необходимость авансирования предприятиями 15 % импортной стоимости оборудования для вступления контрактов в силу (вместо 5 % для бывшего СССР).
    Для улучшения инвестиционного климата и повышения кредитного рейтинга России необходимо, в частности, продолжить совершенствование законодательной базы, в первую очередь, – принять федеральные законы "О концессионных договорах, заключенных с российскими и иностранными инвесторами", "О государственных гарантиях зарубежным и отечественным инвесторам, принимающим участие в развитии российских предприятий".
    Техническое перевооружение горнодобывающих предприятий, где большие объемы вскрышных, добычных и погрузочно-доставочных работ выполняются с помощью дорогостоящих самоходных машин, установок и агрегатов большой единичной мощности (буровые станки, экскаваторы, мобильные дробильно-погрузочные комплексы, погрузочно-доставочные машины для подземных работ, карьерные автосамосвалы и бульдозеры), является наиболее перспективным направлением использования финансового лизинга. Учитывая значительную капиталоемкость и длительную окупаемость инвестиционных проектов в горнодобывающей отрасли, а также высокие ставки по кредитам коммерческих банков, в нынешних экономических условиях практически нет возможности реализовать такие проекты с приобретением отечественного оборудования на условиях лизинга. Отказ от предоставления государственных гарантий по связанным иностранным кредитам и отсутствие межправительственных соглашений не позволяет использовать механизм лизинга и в случаях приобретения современного импортного оборудования для горнодобывающих предприятий. В данных условиях целесообразно распространить опыт кредитования инвестиционных проектов реального сектора экономики Сбербанком России, реализуемых на основе лизинга, с соответствующим снижением процентов за пользование кредитом и удлинением срока его погашения применительно к нормативному сроку службы оборудования. При этом необходимо также организовать кредитование отечественных предприятий, изготавливающих оборудование, способное служить объектом лизинга.
    Подведем итоги. Инвестиционные проекты металлургических и горнодобывающих предприятий в соответствии с приоритетами модернизации российской экономики и задачами в области макроэкономической политики должны получить необходимую государственную поддержку, которая может быть оказана в следующих формах:
    1. Законодательное обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. В первую очередь, следует ускорить принятие федеральных законов, изменений и дополнений к ним в части стимулирования инвестиций. Это – законы "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ", "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами", "О несостоятельности (банкротстве)", "О соглашениях о разделе продукции", "О Российском Банке развития", "О государственных гарантиях зарубежным и отечественным инвесторам, принимающим участие в развитии российских предприятий", "О лизинге", "Об ипотеке", "О государственном оборонном заказе", "Об обеспечении экономической безопасности РФ", "О продаже земельных участков и права аренды земельных участков в городах и других поселениях", "Об оценке земли".
    2. Внесение изменений в Налоговый кодекс. Проблему создает практика обложения налогом на добавленную стоимость импортного технологического оборудования, аналоги которого не изготавливаются в России. Поскольку добавленная стоимость создается зарубежными предприятиями и облагается в этих странах налогом на предпринимательство, взимание "импортного" НДС противоречит международным обязательствам России об избежании двойного налогообложения и пункту 3 статьи 3 части I Налогового кодекса, устанавливающему, что "налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными". Произвольно фискальную сущность "импортного" НДС иллюстрируют закупки оборудования за рубежом при 100 %-ном бюджетном финансировании, когда 20 % таможенной стоимости оборудования возвращается в бюджет в виде НДС, а затем подлежит возврату импортеру при постановке оборудования на учет в составе основных фондов.
    3. Уточнение действующих законов "Об иностранных инвестициях" и "Об инвестициях, осуществляемых в форме капитальных вложений". Речь идет о защите инвесторов от возможных последующих изменений государством экономических условий реализации инвестиционных проектов с установлением четкого механизма компенсации финансовых потерь инвесторов из федерального бюджета.
    4. Уточнение критериев и порядка (необходимость дополнительной эмиссии акций, общая доля государственного участия в уставном капитале, методы контроля государства за инвестиционным процессом) оформления передачи акций негосударственных организаций на сумму государственной поддержки.
    5. Выделение из федерального бюджета централизованных государственных капитальных вложений в объемах, не обеспеченных собственными ресурсами инвесторов и заемными средствами банков, с учетом необходимости соблюдения проектных сроков строительства и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе за счет сокращения количества одновременно финансируемых из бюджета строек по соответствующим отраслям промышленности.
    Внимание государства к инвестиционным проблемам металлургов позволит ускорить реализацию федеральных целевых программ, заменить на предприятиях морально устаревшие агрегаты, ввести новые мощности и увеличить выпуск конкурентоспособной продукции.

Статья:   
1
2
3

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение