Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Горное дело Черная металлургия Нефть-газ=трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Экология Международное обозрение Искусство и ремесла История
№5' 2000 версия для печати
Статья:   
1
2

ЗАЩИТА ПОЗИЦИЙ, СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ
ГОДОВОЕ СОБРАНИЕ АССОЦИАЦИИ МЕТАЛЛУРГОВ РОССИИ





    Состоялось годовое собрание членов Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса России. В нем приняли участие представители 32 предприятий и организаций-членов и ассоциированных членов АМРОС, 10 предприятий – не членов АМРОС, а также представители законодательной и исполнительной власти. Утверждено решение совета директоров АМРОС о приеме в ассоциацию новых ассоциированных членов – ОАО "Кузнецкий металлургический комбинат" и АО "МАИР".
    С отчетом о работе совета директоров за 1999 год выступил президент АМРОС, генеральный директор ОАО "Богословский алюминиевый завод" А.В. Сысоев.


    Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России – АМРОС – была утверждена собранием учредителей 11 декабря 1997 года. Ассоциация создавалась в период, когда отчетливо проявилась необходимость более энергично заявить федеральным органам власти о насущных проблемах металлургов России, налаживать партнерство между работодателями, правительством и профсоюзами. Отсюда вытекают главные цели и задачи АМРОС:
    – защита интересов работодателей в органах исполнительной и законодательной власти;
    – участие в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
    – разработка и заключение отраслевого тарифного соглашения между АМРОС и Центральным советом горно-металлургического профсоюза России и контроль за его выполнением;
    – законодательный мониторинг в вопросах налогового права;
    – конкретные меры по налаживанию социального партнерства.

    Организационная работа совета директоров АМРОС
    За отчетный период проведено 3 расширенных заседания президиума и одно заседание совета, рассмотрено 23 вопроса. Подготовлено и направлено в Правительство, в Государственную Думу, Президенту более 60 документов, обращений, заключений.
    Вот неполный перечень проблем, которые были рассмотрены на заседаниях президиума:
    – о выполнении отраслевого тарифного соглашения по итогам совещания с базовыми предприятиями отрасли;
    – о проекте закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на 2000 год";
    – о проекте закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи со снижением налоговой нагрузки предприятий горно-металлургического комплекса";
    – о работе ассоциации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
    – об участии ассоциации в работе координационного совета по рассмотрению Стратегии развития металлургической промышленности России до 2005 года.

    АМРОС в трехсторонней комиссии
    За период с октября 1999 года по апрель 2000 года было проведено 7 заседаний Российской трехсторонней комиссии, на которых, в частности, рассматривались следующие вопросы:
    – о подготовке генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000 – 2001 годы (подписано 16 декабря 1999 г.);
    – о проекте Федерального закона "Об объединениях работодателей";
    – о проектах постановлений Правительства РФ;
    – о порядке отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда;
    – о внесении изменений в Федеральную целевую программу содействия занятости населения на 1998 – 2000 годы;
    – о докладе Минтруда "О государственной политике в сфере труда и заработной платы";
    – о ситуации на Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате;
    – о мерах, принимаемых Правительством по реализации постановления от 18 марта 1999 года ь 309 "О повышении тарифных ставок и окладов единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы";
    – о заявлении профсоюзной стороны о ситуации, складывающейся в сфере формирования цен на потребительском рынке.

АМРОС по состоянию на 23.06.2000 г.

    Ассоциация направляла замечания к проектам нормативных актов. Так, по докладу Минтруда "О государственной политике в сфере труда и заработной платы" замечания и предложения касались проблемы районного регулирования зарплаты, снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, тарифов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти тарифы выросли в 4 – 10 раз, а по некоторым предприятиям – до 32 раз. Удалось снизить только с 14-го до 11-го класса риска. После наших обращений и обращений других ассоциаций и профсоюзов Фонд социального страхования провел семинар "О порядке определения класса профриска и отнесения отраслей экономики к классу профриска".
    Не поддержано предложение о включении в отраслевое тарифное соглашение доли зарплаты в валовой выручке от реализации продукции, так как предприятия очень разные – от металлургических и огнеупорных до ремонтных, – и, естественно, эта доля у них разная. Ее колебания – от 9,8 % до 21,5 %, а с начислением во внебюджетные фонды – до 30 %. Мы не согласились с тем, что тарифная ставка должна доходить до 70 – 80 % от среднего заработка, так как в постоянную часть фонда оплаты труда входят районные коэффициенты, оплата работы в вечернее и ночное время, при этом снижается размер премий, что не является достаточным стимулом. Высказаны возражения по включению в тарифное соглашение единой тарифной сетки, так как используется сетка с разным количеством разрядов на разных предприятиях.
    23 декабря 1999 года координатором Российской трехсторонней комиссии, заместителем Председателя Правительства РФ В.И. Матвиенко был утвержден состав постоянно действующих рабочих групп. В состав рабочей группы в области экономической политики включен президент АМРОС А.В. Сысоев, в состав экспертов этой группы – работник исполнительной дирекции С.Т. Виноградов.
    В рамках подписанного 16 декабря 1999 года генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000 – 2001 годы подготовлен план мероприятий по реализации основных направлений деятельности Российской трехсторонней комиссии в 2000 году. Этот план, утвержденный заместителем Председателя Правительства РФ В. И. Матвиенко, был разослан всем членам ассоциации. Для реализации положений этого документа совет директоров АМРОС утвердил план работы ассоциации с привлечением ведущих институтов отрасли и базовых предприятий для проведения квалифицированной экспертизы предлагаемых документов. Таким путем в рабочих комиссиях, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии можно реально влиять на формирование позиции Правительства по всему спектру вопросов экономической и социальной политики, затрагивающей интересы всех предприятий горно-металлургического комплекса России. Опыт участия ассоциации в работе 88-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда показал, что работодатели на Западе очень серьезно относятся к работе над законами, согласованию их с правительством и профсоюзами, понимая, что средства, затраченные на подготовку взвешенных, хорошо подготовленных законов, определяют социально-пропорциональное распределение нагрузки, сохраняют социальную стабильность, обеспечивают устойчивое развитие экономики и общества.
    Исполнительной дирекцией разработан утвержденный план работы АМРОС по тематике Российской трехсторонней комиссии. В нем представлены чрезвычайно важные проблемы, для решения которых необходимо подготовить квалифицированные предложения.

    Отраслевое тарифное соглашение
    Отраслевое тарифное соглашение между Ассоциацией промышленников горно-металлургического комплекса России и Центральным советом Горно-металлургического профсоюза России на 1999 – 2000 годы заключено 10 февраля 1999 года и прошло уведомительную регистрацию в Минтруде РФ 3 марта 1999 года. Текст соглашения был направлен более чем 450 предприятиям и организациям металлургического комплекса, ювелирной и золотодобывающей промышленности с общей численностью работающих более 700 тыс. человек.
    На основе предыдущих отраслевых соглашений, заключенных на 1995 – 1996 и 1997 – 1998 годы, и принятого на 1999 – 2000 годы около 90 % организаций заключили коллективные договора (КД). Количество коллективных договоров, заключенных или пролонгированных в регионах страны, колеблется в пределах от 50 до 100 % (Мурманская и Пермская области – 100 %; Кемеровская, Ленинградская, Новосибирская, Орловская, Ростовская области и Республика Северная Осетия – от 80 до 90 %; Липецкая, Свердловская, Челябинская области, Красноярский и Хабаровский края – от 70 до 80 %. В Красноярском крае коллективные договора заключены в 23 из 26 организаций. В то же время в Москве они действуют только в 24 из 43 организаций).
    Действует различная практика заключения коллективных договоров – ежегодное, на 2 года, на 3 года. Имелись случаи заключения коллективных договоров на 4 года (ОАО "Ковдорский ГОК" – на 1995 – 1998 г.; ОАО "Оленегорский ГОК" – на 1997 – 2000 г.).
    При заключении коллективных договоров часть положений была принята в редакции соглашения, а другая часть – с учетом его требований.
    Для выполнения отраслевого соглашения проделана следующая работа.
    1. С целью сохранения центрального отраслевого отделения Фонда социального страхования трудящихся горно-металлургической промышленности АМРОС и ЦС ГМПР дважды обращались в Правительство. В результате переговоров отраслевое отделение ФСС сохранено до согласования вопроса управления средствами государственного страхования с АМРОС и ГМПР. Отраслевые отделения сохранены еще только в двух отраслях – на железнодорожном транспорте и в атомной энергетике.
    На средства отраслевого фонда, а также средства работодателей в отрасли содержится 88 санаториев-профилакториев, домов и баз отдыха, пансионатов, оздоровительных лагерей. Затраты на содержание профилакториев на отдельных предприятиях доходят до 4 – 5 % от фонда оплаты труда.
    Нельзя допускать, чтобы фонды социального страхования вышли из-под влияния работодателей и профсоюзов. В противном случае необходимо определить механизм возврата денег.
    2. Продолжалась работа с государственными органами по вопросу снижения общей налоговой нагрузки для горнодобывающих предприятий до уровня средней по промышленности. Подготовлен и направлен в Правительство проект постановления "О мерах по оптимизации налогообложения горнорудных предприятий металлургической промышленности", поддержанный губернаторами Свердловской и Мурманской областей. Проблема снижения налоговой нагрузки для горнодобывающих предприятий начинает решаться на региональном уровне. Для ОАО "Севуралбокситруда" снижены ставки налога на имущество в части, касающейся горных выработок.
    Получили поддержку также позиция ассоциации о приведении действующей инструкции Госналогслужбы в соответствие с законом "О недрах", поскольку в этих документах даны разные толкования понятия налогооблагаемой базы для расчетов платы за недра, а также отчислений за попутные компоненты. Платежи при пользовании недрами (отчисления и плата за добычу) должны иметь единую налоговую базу (стоимость добытого полезного ископаемого), а отчисления за попутные компоненты взиматься не должны. В государственных органах положительно отнеслись к вопросу о применении для горнорудных предприятий гибкого налогообложения, учитывающего разные периоды их функционирования. После соответствующего финансово-экономического обоснования этих предложений, их предварительной юридической экспертизы и согласований с заинтересованными государственными органами они могут быть рассмотрены в установленном порядке.
    3. В ответ на обращение АМРОС в Правительство отменено решение Министерства путей сообщения об увеличении транспортных тарифов для предприятий алюминиевой промышленности.
    4. В целях создания экономических условий для активного обновления основных фондов и ускорения научно-технического прогресса в Правительство направлены следующие предложения:
    – разрешить руководителям предприятий по согласованию с государственными органами применять по отчету за 1999 год поправочный коэффициент к начисленным амортизационным отчислениям, учитывающий специфические условия использования основных фондов и индекс инфляции в инвестиционной сфере. Суммы дополнительно начисленных амортизационных отчислений для целей налогообложения включаются в себестоимость, если имеет место их целевое использование;
    – разрешить с 1 января 2000 года для создания собственного оборотного капитала считать инвестициями средства, направляемые из прибыли на пополнение оборотных средств и освободить их от налогообложения;
    – производить доначисление налога на прибыль на сумму расходов собственных оборотных средств.
    В рамках Российской трехсторонней комиссии исполнительная дирекция принимала участие в рассмотрении проектов законодательных и нормативных актов и методических материалов. При подготовке проекта закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год" и проекта постановления Правительства "Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска" АМРОС совместно с ЦС ГМПР выступили против объединения в одном классе профессионального риска предприятий цветной металлургии и предприятий по подземной добыче железной руды с предприятиями угольной и сланцевой промышленности с предлагаемым размером страхового тарифа 9 % и 8,7 %. В рабочей группе представители Минтруда и Фонда социального страхования согласились с позицией АМРОС и ЦС ГМПР.
    Были учтены возражения АМРОС и ЦС ГПМР против исключения Минтруда и Фондом социального страхования из совокупности отраслей народного хозяйства организаций бюджетной сферы при их распределении по классам профессионального риска.
    Вместе с тем следует отметить, что при доработке проекта закона и рассмотрении его в Государственной Думе замечания и возражения ассоциации о слишком большой и необоснованной нагрузке на реального производителя, к сожалению, не были учтены. Не поддержано предложение о сохранении надбавок и скидок к страховому тарифу, предусмотренных ст. 22 закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях", что позволило бы дифференцировать тариф в зависимости от фактических выплат по возмещению вреда, от затрат работодателя на улучшение условий и охрану труда, подготовку кадров, содержание профилакториев, медсанчастей, здравпунктов.
    В окончательной редакции закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" было учтено 10 поправок, высказанных ЦС ГМПР и АМРОС.
    Ассоциация принимала участие в подготовке Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000 – 2001 годы, которое было подписано 16 декабря 1999 года. Среди 27 объединений работодателей стоит подпись президента АМРОС А.В. Сысоева.

    Металлургический комплекс: итоги и прогнозы
    Доля металлургического комплекса в общем объеме промышленного производства России составила в 1999 году 16 %. Металлургический комплекс страны объединяет около 3 тыс. предприятий и организаций на самостоятельном балансе, в том числе 200 предприятий черной металлургии и 130 предприятий цветной металлургии, непосредственно производящих металлопродукцию. В комплексе занято около 1,2 млн. человек. Практически все предприятия преобразованы в акционерные общества открытого типа. По состоянию на 1 января 2000 года в государственной собственности находится менее 1 % от общего числа предприятий и организаций. Это в основном организации непроизводственного характера – научные, охраны окружающей среды и т.п. На государственных предприятиях в металлургии РФ занято менее 0,6 % общей численности работников и производится около 1 % стоимости товарной продукции, работ и услуг.
    Металлургический комплекс играет важную роль в формировании макроэкономических показателей экономики страны. В 1999 году в бюджеты всех уровней перечислено 46,6 млрд. руб., в том числе 8 млрд. руб. в федеральный бюджет.
    В 1999 году по сравнению с 1998 годом объем производства первичного алюминия увеличился на 3,8 %, никеля – на 5,1 %, рафинированной меди – на 20,6 %, цинка – на 18,2 %, свинца, включая вторичный, – на 67,5 %. Повысилось обеспечение металлургического комплекса российским сырьем: объем добычи бокситов увеличился на 10,3 %, производство глинозема – на 9 %, цинковых концентратов – на 36,9 %, свинцовых – на 31,2 %, оловянных – на 4,3 %.
    Наибольший прирост продукции в 1999 году обеспечили РАО "Норильский никель", акционерные общества "Красноярский алюминиевый завод", "Саянский алюминиевый завод", "Братский алюминиевый завод", "СУАЛ", "Уралэлектромедь", "Кыштымский медеэлектролитный завод", "Челябинский электролитный цинковый завод", "Дальполиметалл", "Севредмет".
    В 1999 году впервые за последние годы наблюдался ежеквартальный рост производства черных и цветных металлов в натуральном выражении. Этот рост объясняется начавшимся оживлением спроса на внутреннем рынке со стороны машиностроительных отраслей (автомобилестроения, энергетического и транспортного машиностроения и ряда других) и поддержанием на сравнительно высоком уровне экспорта металлопродукции. По сравнению с 1998 годом потребление на внутреннем рынке продукции черной металлургии возросло на 1,5 млн. т (рост 9,7 %), увеличился спрос практически на все цветные металлы (рост 3 – 5 %).
    В 1999 году произведено 51,5 млн. т стали, 40,9 млн. т готового проката, 3,3 млн. т стальных труб, 96,2 млн. т товарной железной руды, 25,7 млн. т кокса, 1,8 млн. т огнеупоров и 0,84 млн. т ферросплавов. Снизились экспортные поставки железорудной продукции и чугуна – на 25,2 % и 6,9 % соответственно. Ухудшилась структура экспорта из-за увеличения в нем доли чугуна, лома, стальных слитков. Снизилась доля листа и сортового проката. Изменилась география экспорта, в частности, из-за антидемпинговых процессов уменьшились экспортные поставки в США с 6,5 млн. т в 1998 году до 2,5 млн. т в 1999 году.
    Цветная металлургия традиционно поставляла на экспорт в основном первичные металлы. Доля продукции более высокой степени готовности составляет не более 10 %. Основными экспортными металлами, как и в прежние годы, остаются алюминий, медь, никель. Характерной позитивной особенностью 1999 года явилось сближение рентабельности внешних и внутренних поставок.
    По результатам 1999 года значительное число предприятий металлургического комплекса России оставалось убыточным. Их доля в общем количестве предприятий составила 33,6 % (28,3 % в черной металлургии и 37 % в цветной) против 49,1 % в 1998 году ( 44,9 % в черной металлургии и 51,7 % в цветной). Задолженность по налоговым платежам в бюджет и государственные фонды составила на 1 января 2000 года 11,2 млрд. руб., в том числе перед федеральным бюджетом – 6,7 млрд. руб.
    В настоящее время металлургический комплекс находится в сложном положении, в частности, из-за сложившихся ранее негативных тенденций отраслевого характера (старение основных фондов, низкий технический уровень производства, несопряженность основных переделов), но, главным образом, в результате неблагоприятного влияния общеэкономических факторов.
    Значительной проблемой, негативно повлиявшей на эффективность работы предприятий металлургии, явилась низкая конкурентоспособность ее минерально-сырьевой базы. Сравнение с зарубежными аналогами выдерживает только сырьевая база меди и никеля (сульфидные руды), сурьмы и, частично, молибдена.
    В промышленности сложилась диспропорция в налогообложении различных отраслей. Если налоговые нагрузки в целом по России по отношению к внутреннему валовому продукту составляют 35 %, то в металлургии – 40 – 50 %, а по горнорудным предприятиям – 55 – 70 %. Почти все горнорудные предприятия, поставляющие продукцию на внутренний рынок, убыточны. При таком положении дел сырьевая база по ряду цветных металлов будет исчерпана уже через 3 – 5 лет.
    Вопросы налогообложения предприятий металлургического комплекса, и в первую очередь снижения налогового бремени горнорудных предприятий, являются предметом постоянного внимания ассоциации. По ее поручению Институт экономики ЦНИИчермет им. И.П. Бардина с участием ЦНИИцветмет экономики и информации, АО "Рудпром" и предприятий отрасли ведет мониторинг налогового законодательства и готовит замечания и предложения, которые АМРОС направляет законодательным и исполнительным органам власти.
    В настоящее время продолжается реализация федеральной целевой программы развития рудно-сырьевой базы металлургической промышленности на 1997 – 2005 годы (программа "Руда"). Многие мероприятия этой программы не выполняются из-за крайне тяжелого финансового состояния горнорудных предприятий, которое не позволяет им за счет собственных средств осваивать новые месторождения и восполнять мощности на действующих рудниках.
    Следует особо подчеркнуть, что возможности предприятий консолидировать финансовые ресурсы на инвестиционные нужды постоянно снижаются.
    В 1999 году в металлургической отрасли был низок уровень использования мощностей. Из-за этого невозможно добиться снижения затрат на производство. Низкий уровень освоения мощностей говорит и о том, что практически нет инвестиций, а значит, не будет расширяться в должной мере внутренний рынок. Поэтому первое, что нужно, – создать условия для вложений капитала путем увеличения норматива амортизационных отчислений в 4 раза и в последующем индексировать этот норматив ежеквартально или раз в полугодие.
    Необходимо отработать механизм формирования оборотных средств с выдачей связанных кредитов под ликвидные материальные ресурсы. Это позволит не отвлекать прибыль и амортизационные отчисления на создание оборотных средств, а направлять их на инвестиции.
    Прогноз развития металлургического комплекса достаточно оптимистичен. В 2005 году ожидается производство готового проката в объеме 38 – 40 млн. т по сравнению с 34,1 млн. т в 1998 году. Производство алюминия по сравнению с 1998 годом составит 103,2 %, меди рафинированной – 113,6 %, никеля – 101,2 %, свинца, включая вторичный, – 134,4 %, цинка – 114,2 %, олова, включая вторичное, – 157,8 %, магния и его сплавов – 127 %, титана губчатого – 137,1 %, алюминиевого проката – 145,4 %, титанового проката – 131,6 %, проката тяжелых цветных металлов – 147,5 %. Рост объемов производства ориентирован на увеличение платежеспособного спроса.
    Для решения проблем металлургического комплекса необходима консолидация предприятий с целью защиты корпоративных интересов. Требуется создавать подотраслевые союзы металлургов, налаживать информационное обеспечение отрасли, отслеживать ситуацию в ней и прогнозировать ее развитие. Для этой цели и создана Ассоциация металлургов России. Надо искать союзников в решении проблем в Правительстве РФ, Госдуме РФ, в Союзе промышленников, Международном союзе металлургов и с их помощью концентрировать усилия на самых важных направлениях.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение