Алексей Быбочкин Профессор, заслуженный деятель науки и техники
Мировые запасы бокситов, составляющие, по данным на 1996 год, 64,5 млрд. т, позволяют обеспечить сырьем алюминиевую промышленность на длительный срок. Одна треть этих запасов находится на территории Гвинеи (20 млрд. т), далее идут Австралия (6,7 млрд. т), Бразилия (6,1 млрд. т), Индия (3,5 млрд. т), Вьетнам (3 млрд. т), Индонезия (2,1 млрд. т), Китай, Камерун, Мали, Суринам, Гайана, Ямайка (по 2 млрд. т). На долю России приходится немногим более 1 % (674 млн. т) общих запасов бокситов.
В доперестроечное время в России (СССР) были созданы крупные мощности по производству алюминия, вторые по величине после США. За последние 8 лет российские алюминиевые заводы произвели 22,5 млн. т первичного алюминия, из которых экспортировано 17,2 млн. т, или 76,4 %.
Следует отметить, что, несмотря на немалые разведанные запасы алюминийсодержащего сырья, российские алюминиевые заводы всегда испытывали дефицит глинозема и высококачественных бокситов. В 90-х годах диспропорция существенно увеличилась. В 1998 году по сравнению с 1990 годом добыча бокситов в России сократилась на 1,8 млн. т (32 %), а производство глинозема на 0,6 млн. т (20 %). В настоящее время отечественным глиноземом отрасль обеспечивается примерно на 40 %. Импорт глинозема из зарубежных стран возрос до 3,6 3,9 млн. т в год, на что расходуется ежегодно 700 800 млн. долл. В то же время производственные мощности отечественных глиноземных заводов недоиспользуются. Например, на Бокситогорском глиноземном заводе мощности загружены лишь на 50 %. На Урале дефицит бокситов для производства глинозема оценивается в 1 млн. т, а резервы близки к исчерпанию.
Анализ сырьевой базы Северо-Уральского бокситового рудника (СУБРа) свидетельствует о том, что еще в течение 10 12 лет здесь ежегодно можно добывать около 3 млн. т бокситов по себестоимости до 62 долл. за тонну. За счет ввода в эксплуатацию глубоких горизонтов и внедрения прогрессивных технологий СУБР может безубыточно функционировать до 2008 2010 годов. Но для этого требуется обеспечить безопасное ведение работ, учитывая, что на глубоких горизонтах нередко проявляются горные удары, а также снизить затраты на добычу 1 т товарной руды, в том числе и за счет ослабления налогового бремени.
Альтернативой действующей сырьевой базе может стать освоение бокситовых месторождений Среднего Тимана в Республике Коми. В 1999 году Министерство экономики РФ организовало экспертизу "Технико-экономического обоснования инвестиций в строительство Средне-Тиманского бокситового рудника с подъездной железной дорогой".
Средне-Тиманская группа представлена Вежаю-Ворыквинским, Верхне-Щугорским и Восточным месторождениями, обладающими крупными запасами. Открыты эти месторождения в начале 70-х, а затем детально разведаны и подготовлены для промышленного освоения. Запасы по наиболее крупному и экономически благоприятному для первоочередной разработки Вежаю-Ворыквинскому месторождению были утверждены ГКЗ СССР в 1977 году, а по месторождениям Верхне-Щугорскому и Восточному в 1989 году. Экспертиза оценила их как сырьевую базу для глиноземной и абразивной промышленности, а также для производства огнеупоров. Породы вскрыши, представленные базальтами, признаны годными для производства высокопрочного щебня, стекловаты и других строительных материалов. Были утверждены также запасы галлия и ванадия, содержащиеся в бокситах. Уровень рентабельности освоения утвержденных запасов оценивался тогда в 10 12 %. В современных экономических условиях прежние технико-экономические показатели разработки среднетиманских бокситов требуют корректировки с учетом действующих ставок налогов, тарифов на электроэнергию, транспорт и т.п.
Промышленное освоение бокситовых месторождений Среднего Тимана позволит решить одну из главных проблем обеспечить перспективную потребность в сырье Уральского и Богословского алюминиевых заводов, являющихся основными производителями отечественного глинозема и испытывающих острый дефицит в бокситах для полной загрузки производственных мощностей. Технологические схемы переработки бокситов на этих предприятиях ориентированы на использование высокомодульных бокситов СУБРа. Поставка среднеиманских бокситов не нарушит действующие здесь технологии.
Специалистами ВАМИ была обоснована возможность пересчитать тиманские запасы по новым кондициям в контурах, утвержденных ГКЗ СССР, не нарушая при этом первоначальную геологическую модель структуры месторождений и принципиальную оценку их экономического потенциала. Благодаря этой акции существенно повышается качество байеровских сортов бокситов до уровня, обеспечивающего рентабельность работы будущего Средне-Тиманского горнодобывающего комплекса и предприятий, производящих глинозем на Урале. А самое главное сохраняются прежние представления о возможности вести разработку открытым способом.
Вежаю-Ворыквинское месторождение представлено тремя залежами Центральной, Верхне-Ворыквинской и Западной, составляющими соответственно 85, 10 и 5 % общих запасов месторождения. Центральная залежь прослеживается в меридиональном направлении на протяжении 7 км при ширине до 3 км. При оконтуривании запасов она распадается на шесть самостоятельных рудных тел байеровских сортов, в промежутках которых залегают спекательные или огнеупорные сорта бокситов. Объектами первоочередного освоения упомянутое выше "ТЭО инвестиций..." рекомендует рудные тела ьь 1, 2 и 3, которые отличаются от других рудных тел более простыми горнотехническими и гидрогеологическими условиями разработки они залегают выше уровня грунтовых вод. Суммарные запасы этих рудных тел составляют почти 42 % общих запасов рассматриваемого месторождения. Рудные тела ьь 4 6, а также Верхне-Ворыквинская залежь будут отрабатываться после ввода в эксплуатацию второй очереди Средне-Тиманского рудника. Первая же очередь рудника производительностью 2,55 млн. т руды в год, по данным "ТЭО инвестиций...", обеспечена разведанными запасами на срок более 20 лет. Предусматривается и возможность увеличения производительности рудника.
Перевозка добытой руды на алюминиевые заводы Урала будет осуществляться по железной дороге протяженностью 156 км, которую предстоит построить от станции Тиман до станции Чиньяворык и далее по действующим магистралям до станций Бокситы и Каменск-Уральский, вблизи которых расположены заводы-потребители.
Анализ технико-экономических показателей свидетельствует, что для уральских алюминиевых заводов переход на среднетиманские бокситы является эффективным. Себестоимость глинозема на уральских заводах будет значительно ниже, чем из импортных бокситов, и производство алюминия из этого глинозема удешевится на 15 27 %. Для Бокситогорского глиноземного завода использование этого сырья также является перспективным, так как приведет к существенному снижению расходов топлива, электроэнергии, известняка, а также к заметному сокращению выбросов в атмосферу вредных примесей, особенно оксидов хрома и сульфатов. Себестоимость глинозема будет иметь тенденцию к снижению.
Учитывая сравнительно высокую эффективность проекта освоения новых месторождений, их стратегическое значение, Средне-Тиманскому бокситовому руднику безусловно необходима государственная поддержка, что вполне соответствует мировой практике при создании подобных горнодобывающих комплексов.
|