Евгений Савченко Губернатор Белгородской области
Прошло более 40 лет с начала освоения КМА. Каким вам видится сегодняшнее значение для экономики страны этого уникального железорудного месторождения в центре России и созданного на этой базе промышленного комплекса? Каковы перспективы его дальнейшего развития?
Поскольку большая часть Курской магнитной аномалии находится именно в нашей области и на ее долю приходится свыше 70 % разведанных запасов бассейна (а это более 40 % всех разведанных запасов железных руд России), думаю, вполне правомерно оценивать значение и перспективы КМА на примере горно-металлургического комплекса Белгородчины. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и такой немаловажный факт: в богатых рудах, залегающих здесь, содержание железа в среднем составляет 52 66 %, в кварцитах 32 37%.
Горно-металлургический комплекс области представлен такими крупными акционерными обществами, как Оскольский электрометаллургический комбинат, Лебединский и Стойленский ГОКи, комбинат КМАруда и строящийся Яковлевский рудник. В прошлом году действующими предприятиями произведено свыше 27 млн. т концентрата и аглоруды, что составляет 37,5 % от объема выпуска этого вида продукции в России. Производство окатышей составило около 10 млн. т, или 37 % общероссийского объема.
Всего за 40-летний период освоения богатств КМА предприятиями Белгородской области произведено 265 млн. т богатой железной руды, 477 млн. т концентрата, 187 млн. т окатышей, 16,4 млн. т проката, 21,4 млн. т литой заготовки. Эти данные, надеюсь, убедительно говорят о вкладе горно-металлургического комплекса области в экономику России.
При определении роли и значения КМА сегодня надо обязательно учитывать то обстоятельство, что большинство железорудных предприятий Сибири, Урала и северо-запада России из-за дефицита инвестиций на поддержание и развитие производственных мощностей обеспечены разведанными и готовыми к выемке запасами всего на 5 7 лет. А это значит, что в ближайшее время металлургическая отрасль этих регионов будет испытывать, да практически уже испытывает, дефицит железорудного сырья. В сложившейся ситуации к региону КМА проявляется особое внимание, на него металлурги возлагают свои надежды.
Перспективы у бассейна просматриваются неплохие. Назову в этой связи несколько цифр. Прогнозные ресурсы и промышленные запасы богатых железных руд составляют 40 млрд. т, а кварцитов 180 млрд. т. Этот минерально-сырьевой потенциал обеспечит работу действующих и строящихся горнодобывающих предприятий области на 150 200 лет.
Развитию горно-металлургического комплекса у нас уделяется первостепенное значение. Примеров тому немало. В частности, по инициативе администрации области и акционерных обществ (Лебединский и Стойленский ГОКи, Оскольский электрометаллургический комбинат) разработана и реализуется федеральная целевая программа развития горнометаллургической отрасли Белгородской области на 1996 2000 годы, которой присвоен статус президентской. Программа предусматривает структурную перестройку производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции, развитие производственных мощностей предприятий в соответствии с прогнозируемым спросом на их продукцию. Для достижения поставленных целей нам предстоит решить целый ряд задач. И они уже решаются. Вот лишь некоторые из них:
создать на Лебединском ГОКе производство горячебрикетированного железа мощностью 4 млн. т в год с ежегодным, начиная с 1999 года, вводом в эксплуатацию мощностей на 1 млн. т (в качестве одного из вариантов расширения ассортимента выпускаемой продукции параллельно со строительством III и IV очередей предполагается начать строительство электросталеплавильного и прокатного производств для выпуска листового проката, имеющего спрос на мировом рынке);
увеличить выпуск продукции за счет ввода мощностей по производству концентрата (IV очередь обогатительной фабрики) на Стойленском ГОКе и богатой железной руды на Яковлевском руднике;
завершить строительство среднесортно-мелкосортного стана 350 годовой мощностью 1 млн. т и осуществить модернизацию крупносортнозаготовочного стана 700 на Оскольском электрометаллургическом комбинате. Следующим этапом развития комбината рассматривается предложение о сооружении прокатного стана 5000 по выпуску толстого листа для судостроения и трубоэлектросварочного стана по выпуску труб для газопроводов диаметром 530 1420 мм.
Задачи, конечно, сложные, но поскольку в регионе сформированы высокопрофессиональные кадры горняков и металлургов, уверен, нам они по плечу. Необходимо лишь поддержать намеченное на государственном уровне, а меры поддержки со стороны Правительства РФ уже просматриваются, создать необходимые условия для притока инвестиций и можно с гарантией заявить, что планы развития горно-металлургического комплекса Белгородчины до 2010 года вполне реальны.
Что предпринимает администрация области для создания благоприятного экономического и инвестиционного климата на территории региона, прежде всего в отношении крупных предприятий?
По инвестиционной привлекательности Белгородская область на протяжении ряда лет неизменно входит в первую десятку российских регионов. Этому способствует то, что законодательными органами немало сделано и делается для создания здесь благоприятного инвестиционного климата. В частности, предусмотрен ряд льгот российским и иностранным предприятиям и компаниям, реализующим инвестиционные проекты. Недавно, например, в областную думу направлен на рассмотрение проект новой редакции закона "Об инвестициях в Белгородской области", который заметно упрощает порядок предоставления льгот инвесторам. В нем учтены практика работы по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику области за 1995 1998 годы, а также положительный опыт других регионов.
Что касается гарантий возврата средств, то здесь Белгородская область в числе надежных. У нас есть серьезные основания рассчитывать, что и в нынешнее непростое время степень доверия инвесторов к нашему региону будет возрастать. Это подтверждают конкретные факты. За первое полугодие 1999 года поступление иностранного капитала в экономику области составило почти 52 млн. долл. При этом наибольший объем инвестиций в валюте, почти 97 %, приходится на долю черной металлургии. Расширяется объем внешнеэкономической деятельности: более 2 тыс. белгородских предприятий уже имеют связи с зарубежными рынками. Основное место в структуре экспорта занимают продукция черной металлургии, металлизованные окатыши и железорудный концентрат.
На предприятиях горно-металлургического комплекса с участием российских и зарубежных финансовых структур успешно реализуются проекты на общую сумму около 1 млрд. долл. Некоторые я уже называл ведется строительство завода металлизованных брикетов на Лебединском ГОКе, стана 350 на Оскольском электрометаллургическом комбинате, освоение Яковлевского месторождения железных руд. В 1998 году на этих объектах освоено около 80 млн. долл. А в целом на развитие экономики области с начала 1999 года направлено, включая бюджетные средства, почти 3 млрд. руб. инвестиций, что больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На территории области активно работают коммерческие банки, в том числе московские через филиальную сеть, что способствует увеличению объема финансовых ресурсов в регионе и успешному выполнению наших экономических программ. Только за первое полугодие 1999 года коммерческими банками и финансово-кредитными организациями в реальный сектор экономики направлено около 143 млн. руб. долгосрочных кредитных ресурсов (за 1998 г. 117,5 млн. руб.).
В первом полугодии 1999 года в области создано 17 совместных предприятий (в 1998 году 20). Прямые инвестиции в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями составили более 1 млн. руб. А всего у нас зарегистрировано 550 предприятий с иностранными инвестициями. Совместные предприятия организованы с фирмами 38 стран. Среди них Украина, Казахстан, Молдавия, Белоруссия, Германия, Турция, США, Болгария, Великобритания, Кипр и другие государства. Общая сумма вкладов российских и иностранных участников в формирование уставных капиталов СП на территории области около 115 млн. руб., в том числе более 83 млн. руб. зарубежные.
Разработаны совместные инвестиционные программы с участием администрации области и ОАО "Газпром". Заключено трехстороннее соглашение между администрацией области, банками и страховыми компаниями о направлении резервных фондов страховых компаний на реинвестирование в нашу экономику. В настоящее время создано 5 страховых компаний, которые осуществляют накопление резервных страховых фондов. Это позволит привлечь дополнительные средства на краткосрочные инвестиционные программы, пополнение оборотных средств предприятий. Целый ряд проектов реализуется за счет собственных средств предприятий. Так, только за первую половину текущего года они направили на эти цели свыше 800 млн. руб. Это позволяет проводить реконструкцию и модернизацию производства, последовательно переходить к выпуску более качественной продукции, не только сохранять, но и создавать новые рабочие места.
Оскольский электрометаллургический комбинат, одно из самых современных предприятий отрасли, сегодня находится в трудном положении. Что, по вашему мнению, можно реально сделать для вывода ОЭМК из кризиса и обеспечения его устойчивой работы?
Думаю, сегодня в России нет таких предприятий, которые не испытывали бы на протяжении последних лет те или иные трудности. И Оскольский электрометаллургический комбинат в этом смысле, конечно же, не исключение. Но к ситуации, в которой он сегодня находится, вряд ли применимо слово "кризис". Факты, результаты производственной деятельности комбината говорят об ином. В течение всего периода так называемых рыночных реформ загрузка мощностей прокатного производства находилась на уровне 95 102 %.
Сегодня ни для кого не секрет, что стагнация российского рынка металлургической продукции предопределила экспортную ориентацию предприятий металлургии. Десять лет назад начал работать на внешнем рынке, причем успешно, и Оскольский электрометаллургический комбинат. Это позволило ему за счет получаемой прибыли осуществлять обширную инвестиционную программу, начать строительство среднесортно-мелкосортного стана 350, пуск которого устранит существенный недостаток отсутствие на предприятии конечного передела. В настоящее время годовой объем экспортной выручки комбината составляет около 250 млн. долл. География экспорта представлена практически всеми регионами мира. Среднегодовой объем инвестиций в производственную деятельность за счет собственных средств предприятия составляет около 25 млн. долл.
Правда, было время, когда из-за установленного Правительством России валютного коридора и нарушения в стране ценовых пропорций на материальные и энергетические ресурсы по сравнению с мировым рынком комбинат столкнулся с проблемой низкой рентабельности внешнеторговых операций и был вынужден несколько сократить производство стали и проката. Но с августа прошлого года экспорт металлопроката снова стал рентабельным, что позволило предприятию значительно поправить свое финансовое состояние. Не последнюю роль в стабилизации положения сыграли и усилия комбината, его целенаправленная работа по расширению сбыта металлопродукции на внутреннем рынке. Уже к середине нынешнего года ОЭМК погасил задолженность по краткосрочным валютным кредитам и заметно снизил по рублевым. По сравнению с прошлым годом возросло производство основных видов продукции: окисленных и металлизованных окатышей, литой заготовки, проката.
В оздоровлении ОЭМК положительную роль сыграло и государство. В частности, введение в апреле текущего года вывозных таможенных пошлин на лом и отходы черных металлов в какой-то степени переориентировало экспортные поставки основного металлургического сырья на внутренний рынок. Это позволило в третьем квартале на 70 % обеспечить комбинат металлоломом, а в прошлом году его в электросталеплавильном производстве примерно столько же (и даже больше) недоставало.
После завершения строительства стана 350 следующим этапом развития ОЭМК станет создание комплекса по производству труб большого диаметра и толстого листа для судостроения с одновременным развитием существующего электросталеплавильного производства. Шаг этот тем более важен, что в настоящее время названная металлопродукция в России не производится, а спрос на нее прогнозируется высокий.
Сказанное, надеюсь, свидетельствует о том, что ОЭМК, если и был в кризисном состоянии, то уже вышел из него, и в последнее время немало сделано и делается для обеспечения его устойчивой работы и дальнейшего развития.
Борьба за передел собственности не обошла стороной и предприятия горно-металлургического комплекса Белгородской области. Какое место и какая роль в управлении этими предприятиями сегодня принадлежит государству?
Предприятия горно-металлургического комплекса области были приватизированы в 1992 1993 годах в числе первых. Инициатива исходила от трудовых коллективов они и стали первоначальными владельцами своих предприятий, получив контрольные пакеты акций (более 51 % от уставного капитала). Это касается Лебединского и Стойленского ГОКов, комбината "КМАруда".
Оскольский электрометаллургический комбинат приватизировался путем выкупа его трудовым коллективом всего имущества ОЭМК, и все 100 % акций перешли в руки тружеников предприятия, пенсионеров, работников бюджетных организаций Старого Оскола. Но со временем в результате перераспределения и скупки акций крупными инвесторами в структуре собственности произошли заметные изменения. Причем как-то повлиять на этот процесс, воспрепятствовать ему административными мерами было невозможно реализация акций осуществлялась исключительно самими акционерами и в соответствии с действующим законодательством.
Но по какому бы варианту ни проводилась приватизация и как бы потом ни перераспределялись акции, суть менялась мало государство резко ослабило свои позиции в контроле за деятельностью предприятий горно-металлургического комплекса. И все потому, что федеральные органы власти не приняли в свое время необходимых решений по закреплению части акций в государственной собственности.
В то же время я не склонен считать, что государством в этом плане утеряны все рычаги влияния. Пусть не в том объеме, как это было раньше, но российское законодательство позволяет делать это и сегодня. А поскольку предприятия горно-металлургического комплекса являются основой налоговой базы области, мы эту возможность стараемся не упускать. В частности, кроме надзора за развитием отрасли, используем все доступные властным структурам денежно-финансовые регуляторы, включая тарифы на энергоносители, жесткий контроль соблюдения налогового законодательства, лицензирования прав пользования недрами и другие. Остается добавить: коль мы всерьез решили создавать рыночную экономику, то к этому, думаю, надо привыкать и активно использовать доступные властям рыночные рычаги влияния.
Какую позицию занимает Совет Федерации (особенно губернаторы тех областей, где разрабатываются крупные месторождения сырья) в вопросе снижения налоговой нагрузки для горнодобывающих предприятий и обеспечения своевременного возобновления выбывающих мощностей?
С моей точки зрения, Совет Федерации занимает здесь государственную позицию. Вопрос снижения налогового бремени назрел и уже давно. Это проблема всей нашей экономики. Однако сделать это не так просто очень уж сложный и тонкий вопрос. Но его надо решать. Как только это будет сделано, у предприятий, в том числе и горно-металлургических, появится больше возможностей для обновления производственных фондов, для наращивания выпуска продукции, в конечном счете для роста благосостояния работающих на них людей, всего населения регионов.
|