Владимир Беляков (Каир)
В Египте сейчас два металлургических комбината, каждый из которых производит свыше миллиона тонн стали в год: в Хелуане под Каиром (см. "Металлы Евразии", № 2, 1996 год) и в Дихейле неподалеку от Александрии (см. № 4, 1997 год). Однако потребности страны давно уже превысили их суммарную мощность. Растущий спрос на металл призваны обеспечить два новых комбината в Асуане и Суэце.
Стройка посреди пустыни
На юге Египта, неподалеку от Асуана разворачивается стройка, ненамного уступающая по своим масштабам возведению в 60-е годы знаменитой Асуанской плотины. Прокладываются шоссе и железнодорожная ветка, бурятся колодцы, подводятся линии электропередачи в 65 км юго-восточнее Асуана. Прямо посреди пустыни начинается строительство металлургического комбината.
Выбор места предопределила находка египетских геологов, которые обнаружили здесь крупное месторождение железной руды. Содержание железа в нем составляет 48 56 %, разведанные запасы 90 млн. т, что должно обеспечить комбинат сырьем по крайней мере на четверть века вперед. А общие запасы железной руды в этом районе оцениваются в 300 млн. т, причем руда залегает на поверхности, ее добыча будет вестись открытым способом. Оборудование железорудного карьера подходит к концу, весной он должен выдать первую продукцию.
Мощность первой очереди комбината в Асуане составит 1,42 млн. т стали в год. Его планируется ввести в эксплуатацию в мае 2001 года. 600 тыс. т слябов будет прокатываться в строительную арматуру. Основной потребитель арматуры расположен неподалеку, на другом берегу искусственного озера Насер Асуанского водохранилища. Там, недалеко от городка Абу Симбел, известного своими величественными скальными храмами фараона Рамзеса Второго, идет строительство крупного оросительного канала, с помощью которого будет освоено свыше четверти миллиона гектаров земель. На этих землях поселятся около 3 млн. египтян. Возникнут десятки деревень и целые города. Строительство канала тоже завершится в 2001 году.
Еще 420 тыс. т стальных слябов пойдут на экспорт. Их будет закупать немецкая компания "Маннесманн". Остальные 400 тыс. т планируется поставлять небольшим сталепрокатным заводам, расположенным в различных районах Египта.
Строительство комбината в Асуане обойдется примерно в 900 млн. долл. О том, каким он будет оснащен оборудованием, египетская печать сообщает скупо: самым современным. В капитале Асуанской металлургической компании по 10 % принадлежит американской "Ю. С. Стил" и немецкой "Маннесманн", по 5 % французской "Сижилью" и итальянской "Юмини". По-видимому, они и будут поставлять оборудование. "Ю. С. Стил", кроме того, разработала проект, будет осуществлять авторский надзор за строительством и в течение 10 лет с момента вступления комбината в эксплуатацию управлять им.
Египтянам принадлежат 70 % капитала новой компании. 50 % это частные инвесторы, 20 % три компании госсектора. Финансируется проект за счет кредитов ряда европейских банков.
Во время состоявшегося в декабре визита в Турцию президента Египта Хосни Мубарака турецкие бизнесмены заинтересовались строительством комбината в Асуане и выразили готовность покупать часть его продукции. Они рассматривают также возможность приобретения акций Асуанской металлургической компании.
Проект комбината в Асуане предусматривает его дальнейшее расширение. После завершения строительства второй очереди он будет ежегодно выпускать 400 тыс. т стальных труб, 300 тыс. т железнодорожных рельсов и 200 тыс. т строительных конструкций, используемых при возведении промышленных объектов и мостов. Но когда это произойдет, пока неясно.
Металлургический комбинат неподалеку от Асуана вместе с железорудным карьером даст работу 4 тыс. египтян. Рядом с комбинатом появится новый город. Уже сейчас на стройке заняты 3 тыс. рабочих. Для Египта, особенно для юга страны, где проблема лишних рабочих рук особенно остра, это решение актуальнейшей социальной задачи.
У самого синего моря
Второй металлургический комбинат строится на берегу Красного моря, между Суэцем и курортным местечком Айн Сухна. Размерами он несколько меньше, чем в Асуане. Комбинат должен производить 1,2 млн. т стального листа в год. Его продукция будет использоваться для производства самолетов, автомашин, судов, бытовой техники. Предполагается, что 40 % продукции пойдет на экспорт.
Комбинат в Суэце планируется пустить в эксплуатацию в октябре 2000 года. Его строительство обойдется в 740 млн. долл. Комбинат будет использовать новую итальянскую технологию горячего проката. 25 % акций комбината принадлежит итальянской фирме, названия которой каирская печать пока не раскрывает, 20 % у различных европейских инвесторов, 30 % проданы на Каирской фондовой бирже. А стратегическим инвестором, под руководством которого и осуществляется проект, стала египетская "Эзз груп" с 25 % акций. Она уже владеет двумя сравнительно небольшими, но современными, хорошо оборудованными сталепрокатными заводами общей мощностью 700 тыс. т стальной арматуры в год.
Металлургический комбинат станет ядром крупной промышленной зоны, создаваемой на северо-западном берегу Суэцкого залива. На нем будут заняты 2200 человек. О том, на каком сырье будет работать комбинат, каирские газеты умалчивают. Но, если учесть его расположение рядом с портом Адабийя, неподалеку от нового строящегося порта в Айн Сухне, можно сделать вывод, что комбинат рассчитан на привозное сырье. Он расположен недалеко от основных потребителей, сосредоточенных преимущественно в районах Каира, Александрии и новых индустриальных городов северной части Египта.
Строительству металлургических комбинатов в Асуане и Суэце в Египте придают очень большое значение. Ведь они позволят не только сэкономить, но и заработать валюту, будут стимулировать развитие смежных производств, создадут столь необходимые рабочие места. За ходом работ наблюдает специальная министерская комиссия по крупным проектам, созданная под эгидой президента Мубарака.
Египет вступает в XXI век, экономически обновленный удачными рыночными реформами, и дальнейшее его успешное развитие, конечно, трудно представить без прочной металлургической базы.
|