Андрей Шитов Корр. ИТАР-ТАСС специально для журнала "Металлы Евразии" (Вашингтон)
Как сделать, чтобы "и волки были сыты, и овцы целы"? Эту непростую задачу решает сейчас администрация США, вынужденная играть роль арбитра в споре между американскими сталелитейными компаниями и их иностранными конкурентами. С одной стороны, Вашингтон испытывает мощный нажим отечественного "стального лобби", не считаться с которым он не может не только по экономическим, но и по политическим соображениям. С другой декларируемая Соединенными Штатами приверженность принципам свободной торговли не позволяет им бесцеремонно опускать протекционистский шлагбаум перед продукцией таких стран, как Япония и Россия, оказавшихся к тому же в последнее время в тисках острого валютно-финансового кризиса. Все это порождает жаркие споры в вашингтонских "коридорах власти", причем не только между администрацией и конгрессом, но порой и между различными ведомствами в самом правительстве.
Импортерам выкручивают руки
Как известно, 30 сентября прошлого года ведущие производители стали и отраслевые профсоюзы в США инициировали антидемпинговые расследования против экспортеров горячекатаной углеродистой стали из Японии, России и Бразилии. Обвиняя компании из этих стран в недобросовестной конкуренции, американские лоббисты требовали резко ограничить или даже полностью пресечь их доступ на внутренний рынок США. В прессе была развернута шумная рекламно-пропагандистская кампания под ура-патриотическими лозунгами, к которой подключились губернаторы ряда штатов, влиятельные законодатели.
Одновременно была предпринята попытка развернуть против конкурентов своего рода "второй фронт" на уровне штатов. "Чужаков" попробовали вытеснить с помощью не федерального законодательства, а законов штата Огайо. Суд, однако, быстро подтвердил главенство федерального права в подобных спорах и тем предотвратил создание крайне опасного для экспортеров прецедента.
Что касается "направления главного удара", по первоначальному плану антидемпинговые расследования должны были продлиться ровно 12 месяцев вполне обычный срок для такого рода разбирательств. Однако в данном случае нажим на администрацию оказался столь силен, что та согласилась ускорить работу и, соответственно, усилить следственный аппарат министерства торговли.
Минторг вынес предварительное постановление о том, что импорт горячего проката из России и Японии создавал так называемые "критические обстоятельства" на внутреннем американском рынке. Тем самым он открыл возможность введения против поставщиков из этих стран карательных тарифов, имеющих обратную силу.
Фактически это уже было почти равносильно лишению доступа экспортеров на рынок США. Хотя формально предлагалось ждать середины февраля и очередного вердикта министерства на сей раз предварительного решения о том, действительно ли компании этих стран пытались сбывать свою продукцию в Америке дешевле себестоимости, сути дела это не меняло. Ясно было, что под угрозой санкций (а наиболее ретивые протекционисты говорили, что их размер может достичь 100 %) японский и российский металл вряд ли будет пользоваться спросом. Возможность производить начеты задним числом означала, что под их действие попадали все поставки с середины ноября.
Не случайно один из юристов, представляющих интересы американских истцов, выразил тогда полное удовлетворение принятым решением. "Мы считаем, что импортеры не захотят идти на финансовый риск, связанный с уплатой антидемпинговых тарифов, сказал Роджер Шагрин. Мы предполагаем, что импорт из этих двух стран практически прекратится". Как впоследствии выяснилось, он был не очень далек от истины.
Примечательно, что ноябрьское решение минторга не распространялось на Бразилию. По официальной информации, доводы против этой страны были сочтены недостаточно убедительными. Наблюдатели, однако, высказывали предположение, что причиной снисходительного отношения к латиноамериканскому государству было нежелание официального Вашингтона дополнительно осложнять и без того непростую экономическую ситуацию, в которой оно тогда оказалось. Буквально за считанные дни перед этим Бразилия получила от международного сообщества огромный пакет помощи для борьбы с докатившейся до нее финансовой бурей.
"Соглашатели" глобалисты
Дальнейшее развитие событий подтвердило, что в споре между протекционистами и сторонниками свободной торговли в администрации США чаша весов пока чаще склоняется в пользу последних. Кстати, по имеющимся сведениям, лидер этой "фракции" в правительстве министр финансов Роберт Рубин, наиболее обеспокоенный поддержанием глобальной экономической стабильности. Противостоят же ему в основном те, кто по долгу службы обязан отстаивать прежде всего торговые интересы США.
Наиболее наглядным свидетельством того, что позиция "глобалистов" пока сильнее, стал доклад об импорте стали, подготовленный правительством по заданию конгресса и представленный на его рассмотрение в январе после некоторых проволочек. Вопреки требованиям "стального лобби", этот документ не предусматривал немедленного введения дополнительных ограничений в отношении иностранных поставщиков. Авторы отстаивали ту точку зрения, что уже принятых мер пока достаточно, хотя и не исключали в принципе их ужесточения в будущем. Они предлагали облегчить положение национальной промышленности за счет предоставления налоговых льгот сталелитейным компаниям, а также целенаправленной помощи городам и районам, пострадавшим в результате обострения отраслевой конкуренции. Лоббисты сталелитейных корпораций немедленно заклеймили позицию авторов доклада как "слабую" и "соглашательскую".
Согласно докладу, импорт стали в США вырос в 1998 году до рекордного уровня, увеличившись за первые 10 месяцев года на 30 %. Это было следствием успешного развития американской экономики на фоне острого финансового кризиса в ряде других стран и регионов, в том числе имеющих сильную металлургию. Доля импорта на американском рынке выросла с января по октябрь 1998 года до 29,5 % против 24,2 % за такой же период предыдущего года. Наибольший вклад в этот прирост внесли Япония (42 %), Южная Корея (18,5 %) и Россия (17,5 %).
Усилившийся приток стали из-за рубежа негативно отразился на внутреннем производстве. По данным Американского института железа и стали, загрузка производственных мощностей уменьшилась с 90 % в 1997 году до 74 % в 1998 году, а занятость в отрасли с ноября 1997 года по ноябрь 1998 года снизилась на 10 тыс. человек, тогда как в 1993 1997 годах в среднем за год она уменьшалась на 1225 человек.
В чужом глазу соринка...
Из приведенных выше цифр видно, что крупнейшим "обидчиком" США в сфере торговли сталью оказалась в 1998 году Япония, занимавшая годом ранее лишь третье место по этому показателю. И, забегая вперед, можно сказать, что со времени представления доклада американская администрация именно Токио предъявляет наиболее серьезные претензии. Высшие руководители от президента Билла Клинтона до министра торговли Уильяма Дейли и постоянного представителя на торговых переговорах Шарлен Бершефски регулярно грозят Стране восходящего солнца суровыми карами, если поставки ее металла не возвратятся на "докризисный" уровень. Правда, и японские официальные лица не остаются в долгу: они не идут на уступки, а отвечают ударом на удар, так что перепалка между союзниками порой начинает напоминать самые острые периоды их прежних "торговых войн".
Еще одной излюбленной мишенью для администрации служит Европейский Союз. В докладе выражалась тревога по поводу того, что "квоты ЕС на импорт стали из нескольких бывших советских республик, в особенности России, могут вызывать отток российского стального экспорта в США". Чуть позже высказался на эту тему и президент Клинтон. В ходе поездки в "автомобильную столицу" США Детройт он отметил, что в 1998 году США допустили на свой рынок примерно в 20 раз больше горячего проката из других государств, чем Европа, хотя европейский рынок "на 30 % больше" американского.
Что касается России, она, согласно докладу, за первые 10 месяцев 1998 года увеличила поставки своей стальной продукции в США на 47 %, т.е. на 1,3 млн. т по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. На долю горячего проката приходился 91 % этого прироста 1,1 млн. т.
США считают эти цифры чрезмерными, и призыв Клинтона к восстановлению "докризисных" показателей относился не только к Токио, но и к Москве. Вместе с тем нельзя не заметить, что посвященный России раздел доклада был в целом выдержан в спокойном, почти сочувственном тоне. Приводились данные ОЭСР о том, что из-за кризиса и спада промышленного производства внутреннее потребление стали в России сократилось до 26 % от уровня 1992 года и что страна в 1998 году экспортировала 51 % стальной продукции против 12 % в 1992 году. Со ссылкой на ту же ОЭСР отмечалось, что "зачастую неэкономичное ценообразование" в России связано с "отсутствием стандартных принципов бухгалтерского учета, использованием бартера и незнакомством производителей с... экспортными рынками". Пожалуй, в подобном перечне вполне органично смотрелось бы и стандартное для российских отраслевых профсоюзов упоминание о том, что лишение доступа на американский рынок было бы чревато утратой примерно 10 тыс. рабочих мест на Череповецком, Новолипецком и Магнитогорском комбинатах.
Уступка за уступку?
В докладе вашингтонской администрации содержался недвусмысленный намек на то, какой исход торгового спора с Москвой кажется ей наиболее предпочтительным. "Законы о демпинге позволяют правительству Соединенных Штатов заключать с такими странами с нерыночной экономикой, как Россия, соглашения... об ограничении импорта продукции, по поводу которой ведутся антидемпинговые процессы, указывалось в документе. В подходящих условиях такие соглашения могут быть наилучшим и наиболее эффективным способом выполнения требований наших законов".
Речь идет о добровольном самоограничении, т.е. по существу о согласованных квотах. Ранее Россия уже успешно прибегала к подобному способу урегулирования разногласий с США в схожих обстоятельствах когда речь шла о поставках толстолистовой стали. Теперь, насколько известно, Москва опять не прочь использовать лазейку, которая у нее имеется, благодаря "непрестижному" нерыночному статусу.
Изначально Россия категорически отвергала обвинения в демпинге. Вместе с тем в конфиденциальных беседах российские официальные лица признают, что наводнение американского рынка в 1998 году горячим прокатом было ошибкой со стороны отечественных предприятий-производителей. "Жадничая", они губили собственный экспортный бизнес. Теперь, после начала антидемпинговых расследований, договариваться гораздо сложнее.
Тем не менее попытки такие предпринимаются и, насколько известно, небезуспешно. К настоящему времени состоялись уже как минимум два раунда переговоров как и предлагала Москва на межправительственном уровне. Итоги парижского раунда, который прошел во второй половине января, держатся в секрете; известно лишь, что надежды на достижение на нем окончательной договоренности не оправдались.
Что касается стартовых дискуссий, которые проходили в декабре в британской столице, некоторые их подробности стали известны корр. ИТАР-ТАСС из неофициальных источников. В частности, есть сведения о том, что там шла речь о снижении поставок российского металла в США в 2000 году до 500 тыс. т.
Вместе с тем, по имеющейся информации, и американская сторона проявляла готовность идти на уступки. Так, представители министерства торговли США первоначально добивались введения моратория на поставки горячекатаной стали из России на американский рынок на весь 1999 год. К концу переговоров они уже готовы были обсуждать вдвое меньший срок. Смягчили они жесткость своих требований и по ценам: если сначала называлась сумма не менее 346 долл. за тонну, то потом она снизилась до 305 долл. (поставки СИФ).
Дядя Сэм себе на уме
Вашингтонские специалисты, от которых были получены эти данные, не исключают, что указанные цифры и сроки могут оставаться неприемлемыми для российских экспортеров. Однако в данном контексте, на их взгляд, важна готовность американских властей заниматься поисками компромисса. "Если бы такой готовности не было, не произошло бы и сдвигов на переговорах", сказал один эксперт.
Где и в каком формате могут быть установлены очередные контакты между представителями России и США по вопросу о стали, официально не сообщается. Однако легко предположить, что без обсуждения данной темы не обойдется предстоящая в конце марта в Вашингтоне очередная сессия двусторонней межправительственной комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству. Уверенность в этом вселяет хотя бы тот факт, что личный интерес к проблеме прежде уже проявляли сопредседатели комиссии глава Правительства РФ Евгений Примаков и вице-президент США Альберт Гор.
Какие аргументы могут найтись у российской стороны? Прежде всего, по-видимому, это разительный контраст между сегодняшним положением дел в сталелитейной промышленности двух стран. По последним подсчетам экспертов ООН, США в прошлом году опередили Японию и вышли на второе место в мире по производству стали после Китая. Американские металлурги выдали за год 97,5 млн. т продукции, а японские 93,6 млн. т. В Китае объем производства увеличился до 114 млн. т. Россия на этом фоне выглядит более чем скромно: производство стали у нее уменьшилось по сравнению с 1997 годом сразу на 10,1 % до 43,6 млн. т.
Кстати, приведенные цифры косвенно подтверждают и довод, выдвигаемый японскими специалистами. По их мнению, громогласно жалующиеся на "демпинг" американские компании на самом деле уступают часть своего внутреннего рынка, по существу, добровольно, ради роста прибылей. Один из японских отраслевых исследовательских центров указывал, что загрузка производственных мощностей в США сейчас гораздо выше, чем в Японии. Просто их владельцы предпочитают выпускать наиболее техникоемкие и дорогие виды продукции например, холоднокатаную и оцинкованную сталь. В этих условиях потребители волей-неволей вынуждены покупать горячий прокат у тех, кто его экспортирует.
Покупать, между прочим, во все меньших количествах. В конце января, значительно перекрыв все прежние рекорды по срокам подготовки такой отчетности, минторг США распространил предварительные данные о торговле сталью. По подсчетам специалистов, в декабре прошлого года поставки российского металла в США сократились сразу на 79 %.
Схожее по масштабам уменьшение поставок стали произошло и в торговле США с Японией. У этой страны экспорт в Соединенные Штаты сократился в декабре до 384597 т. Это на 47 % меньше ноябрьского показателя в 728478 т.
"Сирены" протекционизма у Капитолийского холма
Еще один важный для США аспект общей картины подсказывают действительно последовательные приверженцы принципа свободной торговли в самой Америке. В частности, эксперт из вашингтонского института Като Дэниел Грисуолд по этому поводу писал: "Снижение цен в результате роста импорта стали может быть плохой новостью для сталелитейных компаний, но это хорошая новость для подавляющего большинства американцев, которые производят и потребляют продукцию, в состав которой входит сталь. Как и все формы торгового протекционизма, введение тарифов или квот ведет к повышению заработков и прибылей в отрасли-фаворите за счет повышения расходов для потребителей стали, в том числе и в других отраслях экономики США".
Отстаивая свою точку зрения, либералы из института Като организовали целый симпозиум по проблеме международной торговли металлом. Однако и их идейные противники отнюдь не собираются складывать оружие. Напротив нажим на Белый дом с их стороны в последнее время, судя по всему, возрастает. Наглядное подтверждение тому события 20 января в Вашингтоне. В тот день около тысячи профсоюзных активистов под протекционистскими лозунгами устроили митинг у подножия Капитолийского холма, а затем маршем прошли до Белого дома. Между тем двое их сторонников в конгрессе сенаторы Арлен Спектер и Джей Рокфеллер с помпой объявили о внесении проекта резолюции, направленной на дополнительное ограничение доступа иностранных поставщиков стали на американский рынок. Предусматривалось, в частности, лицензирование импорта и упрощение процедуры рассмотрения торговых споров между иностранными и местными производителями в интересах последних.
Наконец, еще один активист пропагандистской кампании, конгресмен из Огайо Боб Ней выступил в столичной "Вашингтон пост" со статьей, в которой обвинил президента Билла Клинтона в предательстве интересов национальной промышленности. Он также недвусмысленно предупредил вице-президента Альберта Гора, не скрывающего намерения бороться в 2000 году за президентский пост, что тот недосчитается на выборах множества голосов, если вовремя не уступит протекционистскому нажиму.
Справедливости ради стоит сказать, что шансы на прохождение через конгресс США резолюции Рокфеллера/Спектера расцениваются здесь невысоко. Но в умении сплоченно и организованно отстаивать свои интересы "стальному лобби" США все равно не откажешь. У него, кстати, в этом отношении можно многому поучиться. Вода камень точит. Лишь под лежачий камень вода не течет.
|