Андрей Нарышкин
Корр. ИТАР-ТАСС специально для журнала «Металлы Евразии» (София)
Cовет министров Болгарии подготовил законопроект, призванный обеспечить к 2002 году структурную перестройку национальной сталелитейной промышленности. Речь идет о рассчитанных на 5-летний период мерах по оздоровлению отрасли, на которых настаивает действующая в рамках Европейского Союза Комиссия по углю и стали. Как известно, эта комиссия должна оказывать поддержку металлургии стран Центральной и Восточной Европы, предоставляя им техническую помощь и инвестиции. Условием получения помощи ЕС является наличие национальной программы оздоровления металлургии, а также твердые гарантии готовности выполнять действующие в Европе законы, регулирующие производство и торговлю металлами.
Национальная программа структурной перестройки сталелитейных предприятий была принята правительством Болгарии еще в ноябре прошлого года. Она получила одобрение Комиссии по углю и стали и консалтинговой компании «Ви Эс Аткинс», курирующей вопросы приватизации болгарских металлургических предприятий. Нынешний законопроект подвел под программу нормативную базу.
Как пояснил вице-премьер Александр Божков, сначала этот документ пройдет экспертизу в Брюсселе и, если европейская комиссия даст «зеленый свет», поступит на рассмотрение болгарских законодателей.
Оздоровительная программа потребует жестких и непопулярных мер. Ее реализация, как показывают расчеты, приведет к сокращению объемов производства черных металлов на 50 60 %. Правительство и производители, сталкивающиеся с ограничениями на торговлю сталью в ЕС и сокращением спроса на других рынках сбыта, вынуждены выполнить это условие.
Снижение объемов производства, как указано в законопроекте, приведет к увольнению 10 тыс. работников металлургической отрасли. Иными словами, потеряет работу почти половина из 24 тыс. рабочих и служащих, занятых на трех крупнейших предприятиях отрасли столичном металлургическом комбинате «Кремиковци», предприятии «Стомана» в Пернике, а также на заводе «Промет». Однако для погрязших в долгах гигантов болгарской металлургии, похоже, нет иного, менее болезненного выхода. Как подсчитали специалисты, для того, чтобы спасти отрасль от краха, на 1998 2005 годы потребуется порядка 455 млн. долл. В том числе на модернизацию очистных сооружений и повышение экологической безопасности трех предприятий 139,7 млн. долл., на мероприятия по улучшению условий труда 15 млн. долл., на решение социальных проблем, связанных с сокращением рабочих мест, около 20 млн. долл. Часть этих средств Болгария получит от ЕС, остальное придется изыскивать самостоятельно.
Основным источником получения средств правительство считает приватизацию обособленных производственных структур комбинатов «Кремиковци» и «Стомана» отдельных цехов, складов, вспомогательных производств и т. д. Завод «Промет», вероятно, будет полностью приватизирован. Как утверждают в министерстве промышленности Болгарии, приватизационный агент, подыскивающий для «Промета» покупателя, уведомил, что сделка уже подготовлена. Название фирмы-посредника и потенциального покупателя пока держится в тайне.
Что касается «Кремиковцев» и «Стоманы», задолжавших государству, банкам и смежным предприятиям соответственно 80 млн. долл. и 18 млн. долл., то правительство намерено списать долги и переоформить их как государственный долг. На соответствующую сумму будет увеличена доля государства в акционерном капитале этих предприятий. В долгосрочном плане государство сможет вернуть себе, по крайней мере, часть этих средств, если оба комбината будут полностью приватизированы.
В качестве дополнительной меры, направленной на финансовое оздоровление двух металлургических гигантов, законопроект предлагает освободить их на 5-летний срок от уплаты как НДС, так и таможенных пошлин, начисляющихся при ввозе в Болгарию сырья, комплектующих и оборудования. Эти средства, равно как и поступления от приватизационных сделок, будут оставаться в заводских кассах и распределяться в три основных фонда. Так, 80 % от этих сумм будут аккумулированы в фонде, призванном обеспечить структурную перестройку предприятия, по 10 % предназначены для нужд социального и экологического фондов.
Чтобы смягчить недовольство заводских коллективов в связи с предстоящими массовыми увольнениями, правительство намерено вдвое до 2 млн. левов (около 2 тыс. нем. марок) увеличить размер выходных пособий. Средства социального фонда также будут использованы для переквалификации и повышения квалификации рабочих, которых увольнения не коснутся.
Намерения правительства уже вызвали реакцию в прессе. Софийская газета «Сега» не преминула подчеркнуть, что реформа отрасли проводится под диктовку ЕС. Цель состоит в том, чтобы заставить Болгарию вдвое сократить объем производства стали. «Если нам придется, по сути, закрыть свои заводы для того, чтобы угодить конкурирующим предприятиям в Западной Европе, цена является непомерно высокой», отметила газета.
Обеспокоенность общественности столь жесткими мерами правительства легко объяснима. Сталелитейная промышленность здесь остается одной из немногих доходных отраслей. В Болгарии на ее долю приходится 27 % ВНП и свыше 50 % экспорта продукции национальной индустрии. Из-за слабого внутреннего спроса около 75 % металлургической продукции идет на экспорт, причем более половины объема экспорта чугуна и стали приходится на страны члены ЕС.
Если верить статистике, в 1997 году София резко на 38 % увеличила объем экспорта чугуна и стали. Это стало возможным благодаря уникальной экономической модели, действовавшей в этот период в Болгарии. Сравнительно низкие производственные расходы, проволочки в расчетах с поставщиками и смежниками, возможность получать у контролируемых правительством банков заведомо невозвращаемые кредиты позволили «Кремиковцам» и «Стомане» держаться на плаву и наращивать экспорт. Однако Запад быстро нашел ответ на болгарский металлургический демпинг, а плачевное финансовое и технологическое состояние флагманов национальной сталелитейной промышленности в конце концов вынудило правительство «поднять белый флаг».
Мастодонты болгарской металлургии, попавшие в зависимость от западноевропейских рынков сбыта, оказались перед дилеммой: пойти на жесткую структурную реформу и сокращение объемов производства либо готовиться к банкротству. ЕС дал ясно понять, что не намерен выделять кредиты на иные программы, кроме тех, которые ведут к свертыванию болгарского экспорта.
Здесь еще слишком свежи воспоминания о судьбе, постигшей акционеров завода «Металик», располагавшегося в промышленной зоне города Видина. Производство на нем было свернуто. А в один прекрасный мартовский день акционеры-заводчане обнаружили, что от их коллективной собственности ни осталось ни одного кирпича. Приватизированный прошлой осенью завод остался без охраны и «исчез аки дым». В списке без вести пропавшего движимого и недвижимого имущества производственные и складские помещения, станки и даже печь, в которой переплавлялся металлолом. Местные жители утверждают, что таинственное исчезновение «Металика» дело рук цыган, промышляющих кражами металлолома.
Конечно, такие гигантские производственные комплексы, как «Кремиковци» и «Стомана», не чета заводику в Видине и по гвоздю их так быстро не растащишь. Но, с другой стороны, где гарантии, что «видинский кошмар» не повторится? Все отчетливее слышны аргументы тех экспертов, которые утверждают, что Болгарии, находящейся в жесткой зависимости как от зарубежных поставок сырья и оборудования для сталелитейной промышленности, так и от внешних рынков сбыта, пришла пора отказаться от гигантов индустрии, ориентированных на потребности давно исчезнувшей экономической системы СЭВ.
|