Александр Шкурский
Руководитель Департамента анализа и прогнозирования товарных рынков Минэкономики России
Виталий Шумаев
Начальник отдела инфраструктуры товарных рынков Минэкономики России
Металлургия России является базовой отраслью народного хозяйства. Она производит 95 % конструкционных материалов, без которых невозможен технический прогресс в машиностроении, химии, атомной энергетике, оборонной промышленности, строительстве, производстве товаров народного потребления и в других отраслях.
По разведанным запасам большинства металлов Россия является одной из ведущих стран мира. В горнорудной промышленности разрабатываются около 200 месторождений черных и цветных металлов и десятки месторождений нерудного металлургического сырья. Сырьевая база металлургии по сравнению с зарубежными аналогами характеризуется более низким качеством добываемых руд, сложными горно-геологическими условиями разработки полезных ископаемых и суровыми природно-географическими условиями районов их освоения.
Характерными особенностями российской металлургии являются: тесная «привязка» к природно-сырьевому фактору, высокая капитало-, фондо-, материало- и энергоемкость большинства производств, влияние на окружающую среду, большая инерционность и затянутость цикла «строительство освоение производство» (в особенности горнодобывающих мощностей). Значительное число предприятий металлургического комплекса являются градообразующими, что требует больших затрат на обеспечение социальной сферы.
Финансовое состояние отрасли оценивается как достаточно сложное. Рентабельность товарной продукции уменьшилась с 30 % в 1991 году до 4 % в 1996 году. В 1997 году она составила около 6 %.
Основные причины такого положения следующие:
спад производства в обрабатывающих отраслях на 70 75 % привел к значительному снижению спроса внутреннего рынка;
опережающими темпами снижался платежеспособный спрос на металлопродукцию высокой степени готовности, на экономичные виды проката, труб и метизов. Падает спрос на наиболее дорогие виды продукции, такие как прокат из нержавеющих, высоколегированных марок сталей, прокат цветных металлов, калиброванная сталь, специальные виды труб, гнутые профили, прокат с покрытиями и др.;
высокая степень изношенности основного оборудования ( до 60%) вызывает повышенный расход топливно-энергетических, сырьевых и трудовых ресурсов, в результате продукция российских предприятий становится неконкурентоспособной;
недостаток у предприятий собственных оборотных средств.
В настоящее время около 70% продукции в металлургии поставляется по бартеру и взаимозачетам. Такие формы расчетов приводят к тому, что реализованная продукция и полученная прибыль не обеспечиваются поступлением реальных денежных средств на счета предприятий, необходимых для погашения задолженности по налогам и заработной плате. Для приобретения сырья и оборудования на условиях предоплаты предприятия вынуждены брать коммерческие кредиты по высоким ставкам. Сумма выплат за кредит в последние три года в 1,5 2 раза превышает величину получаемых новых кредитов.
На внутреннем рынке потребление готового проката черных металлов за 1991 1996 годы снизилось в 3,8 раза, алюминия, меди, цинка и свинца уменьшилось в 3 раза и более, а губчатого титана, вольфрамового и молибденового концентратов в 5 6 раз. В этих условиях для многих предприятий единственной возможностью сохранить производственный потенциал и поддержать уровень производства стал экспорт.
Объем экспорта стальной металлопродукции (готовый прокат, трубы, метизы и т.п.) в дальнее зарубежье вырос за 1991 1996 годы более чем в 5 раз. Экспорт цветных металлов из России за последние четыре года увеличился почти в три раза, однако готовые изделия составляют не более 10 % общего объема.
Изменилась и структура экспорта: сократилась доля стран ближнего зарубежья и существенно увеличились поставки в дальнее зарубежье.
Переориентация на внешний рынок произошла прежде всего на тех предприятиях металлургии, продукция которых оказалась конкурентоспособной.
Из черных металлов конкурентоспособны на западном рынке примерно 20 25 % российской металлопродукции. Так, ряд видов проката АО «НОСТА», АО «Северсталь», АО «Новолипецкий металлургический комбинат», АО «Магнитогорский металлургический комбинат» сертифицированы германским ТЮФом и британским Регистром Ллойда. Ряд видов труб Выксунского металлургического, Волжского трубного, Северского трубного, Первоуральского новотрубного, Синарского трубного и Челябинского трубопрокатного заводов сертифицированы американским нефтяным институтом (АРJ) и германским ТЮФом.
Из цветных металлов зарегистрированы на ЛБМ и имеют сертификат качества алюминий марки А7Э, никель марок Н1, Н1У, НО и олово марки О1 пч. Сертифицированы титановые полуфабрикаты: слитки, прутки под штамповку лопаток авиационных двигателей, штамповки некоторых деталей ракетных двигателей, слитки, заготовки и штамповки титановых сплавов, листы и плиты, лента из титановых сплавов, а также поковки по стандартам Великобритании (AS TMB265 и AS ТМ В348). Сертифицирована титановая продукция для котлов, сосудов и трубопроводов высокого давления в соответствии с требованиями фирмы АД «Меркблатт» (Германия).
Основное производство продукции черной металлургии сосредоточено на предприятиях Урала, Северного, Западно-Сибирского, Центрально-Черноземного и Центрального районов, а продукции цветной металлургии на предприятиях Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Уральского и Северного районов.
Предприятия-потребители металлопродукции размещены практически на всей территории России, во всех регионах страны, которые крайне неоднородны по социально-экономическим условиям. В противовес этому предприятия металлургического комплекса (третьего и четвертого переделов) тесно привязаны к источникам сырья, энергии, транспортным магистралям. В результате имеется дисбаланс между производством и потреблением металлопродукции внутри конкретных регионов.
Одной из причин низкой конкурентоспособности российской металлопродукции является высокая энергоемкость производства. Предприятия отрасли потребляют свыше 24 % объема производства электроэнергии. В 1997 году Правительством РФ принят ряд постановлений, конкретизирующих меры по совершенствованию регулирования и контроля за деятельностью естественных монополий в определении тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки. Меры, принимаемые Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях совершенствования деятельности естественных монополий и прекращения перекрестного субсидирования, должны привести к повышению конкурентоспособности российской металлопродукции на мировом рынке.
Действующая система тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в отношении металлургического комплекса предусматривает определенные льготы. Так, с 1 августа 1995 года введена дифференциация перевозимых грузов по тарифным классам. При этом руды металлические были отнесены к 1 тарифному классу, для которых в зависимости от расстояния перевозки предусмотрено понижение тарифов на 10 30 %. При отправлении грузов в отправительских маршрутах действует 10 %-ная скидка с тарифов.
С целью совершенствования ценообразования в металлургической промышленности необходимо:
снижать себестоимость металлопродукции за счет улучшения использования производственных мощностей, оптимизации их загрузки, ликвидации неэффективных и нерентабельных производств;
повышать долю использования вторичных ресурсов, в частности, лома черных и цветных металлов, снижая на этой основе издержки производства;
дифференцировать тарифы на электроэнергию с учетом дальности передачи, сменности и сезонности работы;
восстановить оборотные средства предприятий за счет необлагаемой налогом части прибыли, направляемой на эти цели;
частично освободить металлургические предприятия от содержания социальной сферы городов.
Решению проблемы задолженности могут способствовать следующие меры:
изменение действующего режима счета недоимщика при сохранении приоритетности обязательств по выплатам государству перед другими кредиторами;
развитие рынка срочных контрактов на поставку товаров (услуг) предприятиями отраслей естественных монополий, номинированных в натуральных единицах;
пересмотр порядка налогообложения при реализации товаров (услуг) ниже себестоимости, а также при продаже основных фондов ниже балансовой стоимости;
пересчет размера пени, начисленной на задолженность предприятий (организаций) федеральному бюджету за период до 1 января 1998 года;
разработка механизма проведения всеобщей инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности предприятий и организаций;
проведение конкурсных торгов по продаже акций предприятий с включением условий по покрытию имеющейся задолженности перед бюджетом;
расширение практики применения положений постановления Правительства РФ от 05.03.97 г. № 254 о передаче акций предприятий государству в возмещение их задолженности бюджету;
переход на квартальное рассмотрение динамики задолженности.
В настоящее время завершается разработка Федеральной целевой программы структурной перестройки металлургии Российской Федерации на период до 2005 года, которая включает в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на преобразование производственных и организационных структур комплекса с целью большего соответствия их требованиям рынка, повышение эффективности и решение социально-экономических проблем металлодобывающих и металлопроизводящих районов.
В целях усиления влияния государственной политики на развитие отрасли целесообразно осуществить следующие меры:
рассмотреть возможность снижения верхнего предела общей налоговой нагрузки на предприятие;
сохранить действующий порядок освобождения от НДС на импортное технологическое оборудование, необходимое для реализации федеральных отраслевых программ (по перечням, согласованным с соответствующими министерствами и ведомствами), так как взимание НДС при импорте такого оборудования потребует увеличения оплаты стоимости контрактов;
сохранить действующее законодательство в части взимания НДС при толлинговых и аналогичных экспортных операциях;
ограничить рост цен на продукцию и услуги отраслей-монополистов как в целом по стране, так и по отдельным регионам;
ввеcти компенсационные пошлины на импортную продукцию металлургии стран СНГ с целью выравнивания цен.
Проектируемые позитивные изменения в работе предприятий металлургического комплекса призваны привести к стабилизации их финансового состояния и наращиванию объемов финансовых ресурсов, направляемых на инвестиции.
Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий в виде амортизационных отчислений и прибыли. Важным фактором в создании дополнительных инвестиционных ресурсов может стать ускоренная амортизация, что предполагает совершенствование амортизационной политики в металлургии и создание рынка самортизированных (частично или полностью) видов высвобождаемого оборудования.
Наращивание объемов собственных ресурсов и внедрение высокоэффективных и быстроокупаемых проектов послужит основой для привлечения российских и зарубежных инвесторов. Одним из наиболее важных условий является активное задействование рыночного механизма привлечения инвестиций на конкурсной основе. Проведение такой политики позволит активизировать участие в реализации инвестиционных проектов кредитных ресурсов российских коммерческих банков и иностранных инвестиций.
Основой реструктуризации отрасли является обеспечение металлургических предприятий технологиями и оборудованием, коренным образом повышающими эффективность производства.
В черной металлургии предполагается совершенствование существующих технологических процессов в производстве чугуна, стали, проката путем выполнения комплекса прикладных приоритетных работ, в том числе по модульным технологиям, по глубокой переработке горнорудного и техногенного сырья. В перспективе предусматривается расширение производства прогрессивных видов металлопродукции: тонкого высокоэффективного холоднокатаного листа, жести и листов с покрытиями для автомобильной промышленности и товаров народного потребления, высокопрочного металла для сварных газопроводных труб большого диаметра, толстого листа из специальной стали.
В цветной металлургии предусмотрена разработка технологии измельчения руд с использованием поверхностно-активных веществ, технологии непрерывного и полунепрерывного конвертирования богатых медных штейнов, бескоксовая плавка окисленных никелевых руд, низкотемпературная плавка свинцового сырья, комбинированные обогатительно-металлургические способы переработки труднообогатимых руд; совершенствование автогенных процессов в металлургии меди, никеля; применение электролиза с обожженными анодами в производстве алюминия.
Технологическая концепция развития металлургии на период до 2005 года предусматривает модернизацию и реконструкцию производств на всех переделах. Основу технологического структурного сдвига в металлургии составляют ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии. Исключение устаревших технологий, агрегатов и оборудования обусловит сокращение доли мартеновского производства до 12 16 %, основное количество стали будет производиться в конвертерах (61 63 %), увеличится доля электроплавильного производства (до 23 25 %). На интегрированных заводах в шихте электропечей предполагается использование жидкого чугуна (до 30%), на неинтегрированных металлизованного сырья (40%).
В условиях низкого платежеспособного спроса, практически полного отсутствия оборотных средств и, как следствие, низкого использования мощностей предприятия выбирают следующие решения проблем.
1. Использование толлинговых операций. Особенно это относится к алюминиевой промышленности, где благодаря переработке давальческого сырья уровень загрузки мощностей составляет 97 98 %, при этом на экспорт поставляется свыше 80% производимого алюминия.
2. В черной металлургии ряд предприятий с целью повышения загрузки прокатных станов прибегает к сдаче их в аренду коммерческим структурам. В числе этих предприятий Магнитогорский металлургический комбинат (стан 1450 холодной прокатки листа и толстолистовой стан 2350), металлургический завод «Серп и молот» (сортовой стан 320/250 и листовой стан 1500) и др.
3. Консервация избыточного оборудования (металлургические заводы «Красный Октябрь», «Электросталь», Златоустовский печи по переплаву ВДП и ЭШП, Белорецкий металлургический комбинат мощности по производству специализированной микронной проволоки).
4. Ликвидация морально устаревшего и физически изношенного оборудования больших единичных мощностей («Красный Октябрь» стан 370, Нижнетагильский комбинат стан 2350, Магнитогорский комбинат стан 300, Златоустовский металлургический завод станы 400, 600 и др.)
В перспективе прогнозируется ускоренное развитие производства металлоемких видов техники: автомобилей, тракторов, комбайнов, химического, нефте- и газопромыслового оборудования, энергетических машин, грузовых и пассажирских вагонов и т.п.; повышение доли промышленного строительства и развитие инфраструктуры (дороги, мосты, аэропоты и т.д.).
Оживление внутреннего рынка черных и цветных металлов и рост спроса в период 1998 2000 годов можно ожидать темпами, составляющими около 7 11 % в год. В частности, в 2000 году видимое потребление металлопродукции из черных металлов может составить 18 млн.т.
К 2005 году ожидаются некоторые изменения структуры потребляемого проката доля листового проката увеличится до 52 %.
Развитие внутреннего рынка цветных металлов и прогрессивных видов металлопродукции в этот период будет связано с увеличением их потребления в наиболее важных, прежде всего социально значимых направлениях:
алюминия на производство тароупаковочных материалов, строительных конструкций, транспортных средств;
меди на создание энергосберегающего безопасного оборудования и приборов, теплообменных аппаратов, прогрессивных видов медного и латунного проката для автомобилестроения, авиации, производства товаров длительного пользования;
цинка на увеличение производства стальной оцинкованной продукции, резинотехнических изделий и лакокрасочных материалов.
В алюминиевой промышленности основным направлением следует считать сохранение переработки давальческого сырья. Это обусловлено низкой обеспеченностью предприятий оборотными средствами 20 % от необходимого уровня. В целях повышения эффективности производства намечено осуществить мероприятия по расширению применения обожженных анодов, увеличению единичных мощностей электролизеров на АО «Красноярский алюминиевый завод», АО «Братский алюминиевый завод» и АО «СУАЛ».
Прогнозируемое увеличение спроса на цветные металлы будет определяться прежде всего расширением потребности в продукции четвертого передела, особенно в алюминиевом и медном прокате (рост на 45 % к уровню 1995 года), титановом и латунном прокате (на 40 %). При этом намечается существенное увеличение выпуска конкурентоспособной продукции: тонкой алюминиевой ленты толщиной 0,18 0,20 мм для консервной тары, латунной ленты толщиной 0,05 0,06 мм для автомобильной промышленности, алюминиевых строительных профилей и конструкций уменьшенной металлоемкости с разнообразной защитой и декоративной отделкой.
Развитие этих тенденций приведет к увеличению спроса на цветные металлы к 2000 году на 13 15 %, к 2005 году на 29 35 % по сравнению с 1995 годом.
Анализ тенденций развития мирового рынка цветных металлов позволяет рассчитывать на увеличение спроса на цветные металлы в период 2000 2005 годов и сохранение высокой доли российского экспорта при достаточно устойчивом уровне цен. Однако сохранение высокого экспортного потенциала возможно только при условии существенного повышения конкурентоспособности сертифицированной отечественной продукции.
Тенденции развития территориально-отраслевой структуры промышленности характеризуются усилением ведущих отраслей специализации каждого района. Некоторые сдвиги в машиностроении и металлообработке в основном будут происходить в европейских районах страны. Увеличивается доля машиностроения в Поволжье, сокращается в Северо-Западном районе. В остальных районах, включая Центральный и Уральский, не произойдет существенных изменений.
В результате реализации мер по развитию металлургии России в период до 2005 года ожидается удовлетворение отечественного и мирового рынков конкурентоспособной металлопродукцией. Произойдет снижение расхода энергоресурсов на 15 20 %. Благодаря внедрению новой техники, организации новых производств и диверсификации предполагается организовать 50 тыс. новых рабочих мест, повысить использование производственных мощностей в металлургическом переделе до 80-85% против 60-65 % в 1996 году. Ряд неперспективных производств будет закрыт. В районах размещения предприятий металлургии предполагается обеспечить соблюдение действующих в настоящее время экологических норм и нормативов.
|