Павел Подлесный
Институт Европы РАН
На состоявшейся 8 9 июля 1997 года в Мадриде встрече глав государств и правительств стран НАТО было принято решение о приглашении Польши, Венгрии и Чехии начать переговоры о вступлении в НАТО с тем, чтобы оформить членство этих стран в Североатлантическом альянсе в 1999 году.
Такое развитие событий не стало неожиданностью для российской политической и научной элиты: дискуссия о расширении НАТО и его последствиях идет в России самым активным образом с конца 1993 года, однако ее итоги оказались неоднозначными. Можно говорить об определенном консенсусе, сложившемся в российских политических кругах, по вопросу оценки возможной трансформации Североатлантического альянса: расширение НАТО без участия России противоречит и ее национальным интересам, и интересам европейской безопасности в целом. Тем не менее конкретного ответа на вопрос о том, как именно будет проводиться политика ограничения ущерба после расширения НАТО, ведущие российские политики не дали.
Проблема стоимости расширения НАТО затрагивалась российскими экспертами еще в 1996 году. Согласно их расчетам, экономические возможности «вышеградской группы» значительно уступают Германии и сопоставимы с аутсайдером НАТО Турцией. Поэтому вхождение в НАТО ляжет тяжелым бременем на национальные экономики стран Центральной и Восточной Европы. Всего в 1996 2010 годах на развитие альянса потребуется от 60,6 до 124,7 млрд. долл. При этом европейские страны участницы НАТО должны будут выплатить от 13,8 до 54 млрд. долл., а вновь принятые государства 42 51,8 млрд. долл. Доля США может составить от 4,8 до 18,9 млрд. долл. Только на реорганизацию и перевооружение армии стран ЦВЕ необходимо свыше 42 млрд. долл., т. е. в этом случае расходы стран «вышеградской группы» должны возрасти с 1,7 2,5 % от ВВП до 10 % и выше, что препятствует экономическому движению к Евросоюзу. Таким образом, исходя из анализа военно-экономического и военно-технического аспекта расширения НАТО, эксперты полагают, что решение о расширении будет носить преимущественно политический и символический, но не военно-стратегический характер, а перестройка экономики стран ЦВЕ на рыночные отношения и их вхождение в мировое хозяйство растянется на долгие годы.
На встрече в верхах Североатлантического союза в Мадриде Б. Ельцин не присутствовал. Тем самым Россия еще раз подчеркнула свое негативное отношение к расширению НАТО. Однако был подписан Основополагающий акт, который в принципе позволяет обеим сторонам избежать новой конфронтации. Сам факт расширения Североатлантического альянса послужил российским ученым и экспертам поводом проанализировать современное положение России в Европе и мире. Вывод, к которому приходят большинство из них, неутешителен: Россию выслушивают, но делают по-своему.
Официальная позиция России после Мадридского саммита не изменилась: как заявил министр иностранных дел Е. Примаков, выступая на заседании Совета Евроатлантического партнерства, «мы сохраняем наше негативное отношение к расширению НАТО; но вместе с тем новая Россия не является больше противником НАТО, стремится к сотрудничеству со всеми странами и вправе того же ожидать от других».
На уровне практической политики осенью 1997 года была разработана рабочая программа деятельности Совместного постоянного совета (СПС) «Россия НАТО», первое заседание которого на уровне глав внешнеполитических ведомств и с участием Генерального секретаря альянса состоялось в конце сентября. Эта программа предусматривает совместные консультации по вопросам, связанным с ситуацией в Боснии, в Албании, мерами противодействия распространению оружия массового поражения и средств его доставки, военной стратегией, оборонной политикой и военными доктринами, миротворческими операциями, контролем над вооружениями, проблемой международного терроризма.
Кроме того, уровень участия России в программе «Партнерство во имя мира» до этого времени был весьма низок, поэтому обсуждалась также модернизация индивидуальной российской программы в рамках ПРМ. Важным является и представительский аспект, начало которому должно быть положено открытием соответствующих учреждений в Брюсселе и Москве, включая натовский центр документации, который уже работает в российской столице. Таким образом дальнейшая практическая работа Совместного постоянного совета должна дать ответ на вопрос о том, станет ли Основополагающий акт действенным документом и произойдет ли перелом в отношениях России и НАТО.
Точки зрения на будущее российско-натовского сотрудничества высказываются всеми участниками дискуссии с большой долей осторожности. Официальные круги озабочены в первую очередь продолжением переговоров о приобщении к альянсу прибалтийских государств и Украины. Литва, Латвия и Эстония отказались от поступивших от Президента РФ Б. Ельцина предложений о предоставлении гарантий безопасности со стороны России и подтвердили непоколебимость своего решения вступить в НАТО. Позиция России по этому вопросу до сих пор оставалась резко отрицательной. Тем не менее официальная точка зрения характеризуется сдержанностью: сохраняя негативное отношение к расширению НАТО, попытаться строить взаимоотношения таким образом, чтобы будущие действия этого блока в наименьшей степени затрагивали национальные интересы России.
Ответ на вопрос о том, как этого достичь, ожидается от российских экспертов и ученых. Несмотря на некоторый спад накала внутрироссийской полемики относительно расширения НАТО, эта проблема отнюдь не снята с повестки дня. В отношении оценки значения Основополагающего акта мнения практически совпадают: хотя он и является необходимым компромиссом и минимизирует ущерб для России от расширения НАТО, но отсутствие строгих обязывающих юридических формулировок допускает различные толкования и интерпретации. В частности, это касается «второй волны» расширения НАТО и вообще концепции расширения как постепенного процесса, не имеющего завершения, которой придерживаются американцы.
Многие исследователи обращают внимание на то, что речь идет не столько о безопасности, сколько об экономическом облике Европы в XXI веке. На этом фоне расширение НАТО предстает лишь как политическая предтеча оформления нового мощнейшего экономического гиганта. В связи с этим наиболее оптимальной стратегией для России была бы следующая: «используя парижские наработки», развивать сотрудничество с НАТО в целях отстаивания национальных интересов, наращивания возможности влияния на европейские и международные процессы, трансформации НАТО на выгодных нам условиях и создания предпосылок для вступления России в обновленную евроатлантическую организацию.
В принципе эта точка зрения разделяется и другими участниками дискуссии. Она подразумевает в качестве «сверхзадачи» российской политики получение реальной возможности «изнутри» влиять на ход событий, чтобы ограничивать те стороны расширения НАТО, которые в наибольшей степени затрагивают интересы национальной безопасности страны. Главное, что следует осознать российскому руководству: процесс расширения НАТО запущен, он может продвигаться переменными темпами, однако не будет повернут вспять.
Необходимо также учитывать, что использовать имеющиеся у России внешнеполитические возможности будет весьма непросто. Самая действенная тактика взаимодействие с НАТО через постоянный консультативный совет «Россия-НАТО» осложняется тем, что российские партнеры (прежде всего консервативно мыслящие американцы) постараются ограничить сферу компетенции совета, чтобы не дать Москве возможности влиять на его стратегические решения. В качестве других возможностей российского влияния на новый европейский порядок называются развитие отношений с европейскими странами, прежде всего с Германией и Францией; во-вторых, интенсификация политических аспектов в отношениях с ЕС; наконец, использование трибуны Совета Европы для ведения продуманной информационной внешней политики и апелляции к европейскому политическому мнению.
Кроме того, исследователи указывают на ряд проблемных, узловых пунктов, игнорировать которые нельзя без ущерба для России. Отмечается, что западная переориентация стран Центральной и Восточной Европы в значительной степени была спровоцирована крайне неудачной политикой России в этом регионе, граничащей с откровенным пренебрежением к нему. Следовательно, важной задачей российской политики является построение новых взаимоотношений с этими странами таким образом, чтобы присоединение первой группы этих государств к НАТО не сделало их передовым плацдармом для развертывания крупных вооруженных сил в случае, если развитие отношений пойдет по пути нарастания конфронтации. Напротив, следует активизировать все аспекты сотрудничества экономические, политические, военные и т. д. со странами, решение о вступлении которых в НАТО уже принято, и со странами, которые заявили о своем желании вступить в альянс.
К этому пункту примыкает и другой отношения с государствами ближнего зарубежья. От развития этих отношений в огромной степени зависит, захотят ли некоторые из наших соседей в будущем присоединиться к НАТО, чтобы получить гарантии безопасности ввиду непредсказуемости ситуации в России, или воздержатся от подобного шага. С этой точки зрения вопросом первостепенной важности является нормализация отношений с Украиной (а не интеграция с Белоруссией).
Немаловажное значение имеют и внутренние факторы внешней политики России ответственность политических элит при обеспечении эффективности функционирования политической и экономической систем страны, проведение военной реформы и внедрение гражданского управления вооруженными силами и армией, координация всей дипломатической деятельности в отношении Европы.
|