Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Рынки металлов Драгоценные металлы и камни Экология Наука и технологии Инвестиции и финансы Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История
Первая линия
№3' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2

ОАЗИС В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПУСТЫНЕ
НОВГОРОДЦЫ АКТИВНО ПРИВЛЕКАЮТ ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ



Михаил Прусак
Губернатор Новгородской области

Михаил Прусак    «Регион года» – такой титул по решению Американской торговой палаты присвоен нашей области за успехи в привлечении зарубежных инвестиций в экономику России. Официальное сообщение об этом было сделано и передано мне в Вашингтоне во время работы российско-американской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству в марте нынешнего года.
    А немногим ранее Московская межбанковская валютная биржа и Экспертный институт РФ опубликовали монографию «Регионы России: финансовые аспекты развития», где Новгородской области по динамике развития экономики в целом отведена третья позиция. Это же ранжирование определило лидерами Тюменскую область – нефтяной край – и республику Северная Осетия, на территории которой десятки винно-водочных предприятий. Естественно, возникает вопрос, за счет чего «выдвинулась» наша область, небольшая по площади и не обладающая сырьевыми богатствами. По своему ресурсному потенциалу она находится на 63-м месте в России. К тому же к началу реформ область подошла с тяжелым грузом на плечах в виде неперспективных предприятий оборонного комплекса, множества нерентабельных и отсталых сельских хозяйств, едва сводящих концы с концами в зоне так называемого рискованного земледелия, и традиционно дотационного бюджета. Вот почему, приступая в 1992 – 1993 годах к преобразованию экономики области, мы взяли курс на привлечение материальных и финансовых ресурсов прежде всего зарубежных инвесторов, потому как тогда нелепо было рассчитывать на отечественные инвестиции. При этом, естественно, шла наработка своих собственных подходов к решению стоявших перед нами проблем.
    Пожалуй, у каждого, кто начинает новое дело, возникает соблазн не оглядываться назад. Но это, убежден, не характерно для новгородцев – жителей края с особой исторической судьбой, потомков основателей отечественной демократии, людей с традиционной предпринимательской жилкой, поселившихся на некогда знаменитом торговом пути «из варяг в греки». Вот почему в своей работе мы учитывали новгородские традиции, выгодное географическое положение региона, находящегося между двумя столицами, искали оптимальную схему предоставления гарантий и льгот для потенциальных вкладчиков капитала на законодательном и административном уровнях в рамках компетенции, предоставленной области как субъекту Российской Федерации.
    Одна из привлекательных сторон Новгородчины сегодня, что, кстати, отмечают и наши соседи и гости из зарубежья, это политическая стабильность. А зиждется она на мудрой новгородской традиции – все важное обсуждать «гуртом». Роль современного «новгородского вече» выполняют, и, надо признать, небезуспешно, сразу несколько общественных институтов, с которыми у нас строится широкий, открытый диалог. Это и общественная палата, объединяющая представителей различных политических партий и движений, и трехсторонняя комиссия, координирующая деятельность администрации области, федерации профсоюзов и товаропроизводителей, и совет глав городов и районов, поселковых и сельских администраций, совет ветеранов исполнительной власти прежних лет и другие консультативные общественные органы, действующие при губернаторе области и областной Думе. Потому что главное, что работает на наши реформы, – не политическая окраска тех или иных групп, не имеющая под собой, как все мы прекрасно понимаем, социальной базы, а интеллект. Основной товар на рынке, считаю, есть и будет интеллект, профессионализм людей.
    Так что осуществляемая в регионе экономическая политика, выбор приоритетов и направлений развития – в определенной мере результат сотрудничества и взаимопонимания всех органов и уровней власти, команды квалифицированных управленцев, которую нам удалось сохранить, представителей общественности, товаропроизводителей вне зависимости от форм собственности. Уместно заметить, что глава администрации области и председатель областной Думы переизбраны на второй срок, успешно прошли выборы глав местного самоуправления. А сформированный орган законодательной власти области отличает не идеологическая окраска с преобладанием партийных цветов ДВР, ЛДПР или «Яблока», а созидательная деятельность сторонников одной партии – людей дела, профессионалов. При этом у новгородских парламентариев и исполнительной власти – единая задача, которая была определена шесть лет назад: преодолеть финансовую зависимость от центра, шаг за шагом двигаться к бездотационному бюджету области, обеспечивая условия, привлекая капитал для развития производства.
    В марте в Париже подписаны официальные документы о создании совместного российско-американского предприятия «ДС Контролс», учредителями которого стали новгородская промышленная компания «Сплав» и американская корпорация «Дрессер». Его регистрация должна состояться до 1 мая, а первую продукцию намечено выпустить в июне текущего года.
    На производственных площадях акционерного общества «Промышленная компания «Сплав» предполагается организовать производство трубопроводной арматуры для предприятий химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Эта арматура пойдет как на внутренний, так и на внешний рынок. Считаю этот проект важным и перспективным для предприятия, практически уже исчерпавшего свой потенциал по выпуску всей номенклатуры продукции, используемой на отечественных атомных станциях. Создание же нового совместного предприятия даст ему возможность развиваться дальше. Объединение интересов «Сплава» и «Дрессер» показывает, что к нам действительно идет серьезный инвестор, рассчитывающий не только на дешевую рабочую силу, доступные сырьевые ресурсы, но и на производственный и технологический потенциал российского партнера.
    Среди факторов, определивших решение фирмы «Дрессер» вложить свой капитал, были не только состоятельность и перспективность конкретного новгородского предприятия, выгодное географическое положение и развитая транспортная инфраструктура в регионе, но и экономическая политика органов власти, направленная на стимулирование производителя.
    Сейчас можно уже смело говорить о сложившейся у нас системе работы по привлечению отечественных и иностранных инвестиций, с которой, отмечу, подробно знакомились участники выездного заседания российского правительства в ноябре минувшего года.
    Логика наших наработок предельно проста: нельзя в полном объеме спрашивать налоги и другие платежи с тех предприятий, которые только встают на ноги. При этом, учитывая, что оптимальный режим налогообложения складывается тогда, когда большую долю налогов обеспечивают платежи физических лиц, мы создаем условия работодателям, которые, соответственно, заинтересованы в создании рабочих мест для новгородцев. Здесь нет открытия: везде люди стремятся заработать деньги, чтобы достойно содержать свою семью, иметь добротный дом, а на отчисляемые муниципалитету налоги получать качественные образовательные, медицинские, коммунальные и другие услуги.
    Собственно, с таких исходных позиций мы начинали 5 – 6 лет назад, не дожидаясь, когда в России появится новый Налоговый кодекс и будет создан благоприятный налоговый режим. Итак, что же конкретно сделано в области для создания благоприятного инвестиционного климата?
    С декабря 1994 года действует областной закон «О налоговых льготах предприятиям и организациям, расположенным на территории Новгородской области», согласно которому предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью и зарегистрированные на территории области, освобождаются до полной окупаемости вложенных средств от уплаты тех налогов в областной бюджет, по которым право льготирования принадлежит субъектам Федерации. Методика расчета периода полной окупаемости проектов подготовлена всемирно известной консалтинговой фирмой «Артур Андерсен» и имеет в масштабах региона силу закона. Немаловажно, что подобного нормативного акта, о котором в России давно и много говорят, на федеральном уровне до сих пор не существует.
    Кроме того, эти предприятия, независимо от суммы привлечения инвестиций, освобождаются от уплаты части налогов в территориальный дорожный фонд. Вновь созданным предприятиям с отечественными и иностранными инвестициями возмещается налог на добавленную стоимость в части, зачисляемой в бюджет области.
    Законодательством области также установлено, что организации, осуществляющие затраты на маркетинг, частично освобождаются от уплаты налога на прибыль. Такое же послабление имеют банки при условии, если вкладывают свои средства в прямые инвестиции. Кроме того, в практике администрации области утвердилось проведение налоговых амнистий – «прощаем» пени и штрафы тем организациям и предприятиям, которые рассчитались с текущими платежами в областной бюджет до определенного срока. В свою очередь, многие районы и города области предоставляют предприятиям с иностранными инвестициями дополнительные льготы по местным налогам.
    В общей сложности нормативно-правовая база, стимулирующая развитие производства, насчитывает более 300 актов. Взять, к примеру, малый и средний бизнес – направление, ставшее в экономике области одним из приоритетных. Помимо налоговых льгот для них создана упрощенная система учета и отчетности, действуют другие послабления. Статистическая отчетность показывает, что сейчас у нас в области зарегистрированы 8000 работающих малых предприятий. Если сопоставить это с численностью населения, то получается, что на каждые 100 жителей приходится одно такое предприятие. Ставка на поддержку именно этой сферы производства оправдывается: сейчас малый бизнес, будучи на 30 % прибыльнее крупного, приносит в областной бюджет почти пятую часть доходов, обеспечивает рабочие места 16 % трудоспособного населения.
    В процессе проводимых реформ мы столкнулись с тем, что стартовые возможности у наших районов различны. Особенно в сложной ситуации оказались четыре из них, по преимуществу сельскохозяйственные. Здесь с января 1997 года созданы зоны экономического благоприятствования с особым налоговым режимом. Эти районы на 60 % дотационны. Поэтому мы решили освободить все тамошние коммерческие организации, за исключением торговых, от уплаты всех налогов, по которым право льготирования принадлежит областной Думе. Это – налоги на прибыль и имущество, сборы на нужды образовательных учреждений, платежи за недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, земельный и транспортные налоги, лесные подати, плата за воду. Кроме того, налог на прибыль, уплачиваемый в федеральную казну, возмещается налогоплательщикам из областного бюджета.
    Год назад мы считали это рискованным мероприятием, но теперь убеждены в его необходимости. Надо сказать, что помощь в проведении нашего эксперимента оказал Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Между областью и Госкомитетом действует соглашение, которым предусматривается выделение 5 млрд. «старых» рублей на эти цели и создание в регионе с участием коммерческих банков гарантийного фонда для предоставления гарантий малым и средним предприятиям при получении ими кредитов.
    Итак, приезжая в Новгородскую область, потенциальные инвесторы уже не спрашивают, какой у нас налоговый режим, так как 49 % налогов, входящих в компетенцию субъекта РФ, просто не взимаются до полной окупаемости проектов. При этом действует правило о неухудшении законодательных условий деятельности предприятий, зафиксированных на момент принятия решений об инвестировании.
    При знакомстве с областью предлагается широкий выбор незадействованных производственных площадей, обеспеченных полным объемом необходимой инфраструктуры по техническому заданию инвестора (газ, водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения и т. п.). Создан банк данных «Свободные индустриальные площади» по всем городам и районам области.
    Кроме того, мы ввели в практику сопровождение перспективных проектов областной и местными администрациями и оказание содействия в разрешении различных проблем. Ведь не секрет, для иностранцев сложным бывает само «прохождение» через коридоры федеральной власти.
    Чтобы работать в едином ключе с регистрирующими и контролирующими органами, которые действуют в области, мы проводим для них презентации инвестиционных проектов. Добавлю, что считаю целесообразным назначать кураторов проектов из числа руководителей области и местных органов власти, которые для оптимизации процесса становления предприятия, не вмешиваясь во «внутренние» дела фирмы, работают с инвестором с момента принятия решения о реализации проекта и регистрации предприятия до начала производства, а впоследствии – и в период функционирования.
    Через специально созданное агентство мы обеспечиваем потенциальных инвесторов бесплатной информацией. Разработано руководство для бизнесменов, где представлены все местные и федеральные организации, с которыми столкнутся инвесторы в период организации предприятия с указанием реквизитов и контактных лиц. Сюда же включены основные аспекты взаимодействия и перечень действующих нормативных актов.
    Чтобы представление о формах работы органов власти по созданию инвестиционного климата было более полным, следует добавить следующее. Мы отчетливо понимаем, что большие возможности малого и среднего бизнеса могут быть использованы в полной мере только при наличии развитой рыночной инфраструктуры, которая, признаться, отстает от реальных потребностей. В первую очередь это касается финансово-кредитной, информационной сфер обеспечения рынка, системы подготовки кадров, в первую очередь менеджеров, бухгалтеров. Для этого при нашем долевом участии созданы восемь предприятий – лизинговая компания, учебный центр предпринимательства и другие, работающие на малый бизнес, оказывающие ему юридические, маркетинговые и прочие необходимые услуги. В настоящее время мы стремимся превратить весь региональный инфраструктурный комплекс поддержки предпринимательства в международный бизнес-центр с самым широким спектром услуг для бизнесменов.
    Параллельно ведется работа с банками и страховыми организациями Новгородской области по организации страхования рисков реализации инвестиционных проектов. Мы привлекаем для этой цели банки, страховые организации и коммерческие структуры крупных промышленно-финансовых центров России, международные зарубежные финансовые и страховые институты. С банком «Националь де Пари», «Дрезднер банком», Сбербанком России заключены соглашения о сотрудничестве. Аналогичные контакты осуществляются с лондонским Моснарбанком, Санкт-Петербургским отделением Промстройбанка, Автобанком, «СБС-Агро», Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития. В области функционирует около 10 инвестиционных фондов и компаний.
    Наш немноголетний опыт убеждает, что предоставлять льготы инвесторам очень выгодно по многим показателям. Появляются новые рабочие места, обеспеченные достаточно высокой и стабильной заработной платой, при этом, естественно, снижаются показатели безработицы и социальной напряженности. Экономится региональный фонд занятости, увеличивается финансовый оборот в области, ритмично отчисляются средства во внебюджетные фонды – пенсионный, социального страхования, занятости, обязательного медицинского страхования. И, наконец, как я об этом уже говорил, появляются дополнительные доходы в бюджете в виде подоходного налога с физических лиц. Отмечу, что в минувшем году этот налог стал главным источником пополнения доходной части новгородской казны.
    Смешно было бы утверждать, что наш путь – единственно возможный. Но в защиту новгородского варианта скажу, что мы уже ощущаем результаты от проделанной работы. На 1 января 1994 года привлеченные в область иностранные инвестиции исчислялись 153 млн. долл., а на начало 1998 года их объем составил уже 490 млн. долл. В области зарегистрировано 180 предприятий с иностранными инвестициями. Наиболее мощные из них созданы с участием капиталов фирм из стран Европейского Сообщества. Среди них такие известные в своих отраслях, как «Кюмене», «Шоман Вуд», «Рауте» и «Тхоместо» (Финляндия), «Кэдбери Швеппс» (Великобритания), «Данск тюггигумми фабрик» – торговые марки «Стиморол» и «Дирол» (Дания), «Зоммер», «Фляйдерер» (Германия), «Хольциндустри Прединг» (Австрия), «Мо До Ског АБ» (Швеция) и другие. В настоящее время в работе находятся инвестиционные проекты на общую сумму в 1,5 млрд. долл.
    В экономике области предприятия с иностранными инвестициями играют весьма значительную, если не определяющую роль: по результатам минувшего года в общем объеме промышленного производства на их долю приходилось свыше 55 %, в экспорте – 88,5 % и в импорте – 51,5 %. В установившемся инвестиционном сотрудничестве почти с 40 странами мира лидирующее положение занимают страны ЕС – Великобритания, Дания, Германия, Финляндия.
    Например, одна из ведущих компаний по производству кондитерских изделий и безалкогольных напитков «Кэдбери Швеппс» из большого числа предложенных для возведения фабрики в России мест выбрала город Чудово Новгородской области. В рекордный срок – за год – эта компания осуществила строительство и ввела в эксплуатацию высокотехнологичное, экологически чистое производство. Сумма привлеченных в область инвестиций составила 120 млн. долл. Это крупнейший инвестиционный проект компании, осуществленный за пределами Великобритании. Несмотря на то, что до 2001 года, т. е. до полной окупаемости проекта, «Кэдбери» в соответствии с областным законодательством освобождена от уплаты всех местных налогов в бюджет, эффект открытия нового производства уже ощутили многие: 350 жителей Чудова обеспечены высокооплачиваемой работой непосредственно на шоколадной фабрике, идут обязательные платежи в пенсионный и другие фонды. В том, что Чудовский район, до недавнего времени дотационный, стал донором, сыграло свою роль и английское предприятие. Отмечу, кстати, что, ориентируясь на российского потребителя, фабрика сейчас приступила к выпуску плиток горького шоколада «Золотой серии Кэдбери», открывают которую шоколадные 185-граммовые плитки с родным нам названием «Новгород».
    Говорю об этом проекте подробно потому, что он пока самый большой по объему вложенных инвестиций. Сейчас начато строительство производства датской компании «Данск тюггигумми фабрик» (торговые марки «Дирол» и «Стиморол»), куда инвестируется 150 млн. долл.
    Кто-то может усмехнуться: подумаешь, мол, нашли производства... Но при отсутствии в настоящее время финансовых возможностей для того, чтобы поднять на ноги или перепрофилировать самые «больные» предприятия, представляющие радиоэлектронную промышленность, мы ищем любые возможности для оздоровления экономики области в целом, стремимся влить в нее живые деньги, помочь людям пережить сложное время, дать им надежду на будущее.
    Впрочем, у нас есть предприятия, которые с помощью иностранного капитала начинают выпускать современную продукцию, используя сохранившиеся высокие отечественные технологии. Это, к примеру, радиокомпоненты нового поколения на базе аморфной ленты, герконовые реле, транзисторы на основе арсенида галлия, системы промышленного телевидения. Просматриваются хорошие перспективы и у совместного российско-американского предприятия «ДС Контролс», о котором я уже упоминал.
    В сферу внешнеэкономической деятельности области вовлечено 350 участников. Предприятия осуществляют внешнеторговые операции с 61 страной. В регионе сложилась устойчивая тенденция увеличения внешнеторгового оборота: в 1997 году он вырос на 33,1 %, при том что в России в целом его рост составил 5,2 %. Из общего объема экспорта 70 % приходится на товары химической промышленности, 15 % – на товары лесной группы и изделий из древесины. Кроме того, экспортируются металлорежущие станки, трансформаторы, лом и отходы черных металлов, огнеупорный кирпич, мебель и другие товары.
    При численности жителей, составляющей 0,5 % от населения России, Новгородская область занимает одно из первых мест в стране по величине привлеченных иностранных инвестиций на душу населения. Весьма важно при этом, что большая часть иностранного капитала, в отличие от общероссийской тенденции, поступает в производственный, а не в финансовый сектор, или непосредственно государству.
    По экспертной оценке Всемирного банка, Новгородская область входит в первую шестерку регионов России с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Результаты анализа показателей регионального развития последних лет позволили экспертам известных фирм «Мицуи», «Эрнст энд Янг», «БАСФ», «Бритиш Петролеум», «Марс», «Мобил корпорейшн», «Рено», «Сименс», «Фиат», «Кока-Кола» поставить Новгородскую область на первое место как регион с «максимально благоприятными законодательными условиями для иностранных инвесторов» и с «незначительным инвестиционным риском».
    Особо хочу остановиться на участии Новгорода в международных проектах. Наша область стала единственной в России, где началась реализация пилотного проекта «Партнерство во имя свободы», инициированного правительством США. Новая программа сотрудничества призвана отразить переход отношений Соединенных Штатов Америки с Россией от оказания помощи к партнерству и переориентировать направляемые ими ресурсы на обеспечение экономического роста стран СНГ, на укрепление контактов низовых организаций и учреждений двух стран.
    В настоящее время в Новгороде реализуется четыре международных инвестиционных проекта. Здесь следует назвать программу Всемирного банка по развитию жилищного строительства. Стоимость этого новгородского проекта 21 млн. долл. Кредит получен в результате победы на международном конкурсе. Сейчас уже реализована первая очередь проекта по инженерной подготовке территории, на что затрачено 7 млн. долл.
    Новгород в составе еще 14 городов России выдержал конкурсный отбор и стал участником проекта Международного банка реконструкции и развития «Городской пассажирский транспорт». Полученный городом кредит в 14 млн. долл. позволил обновить парк пассажирского автопредприятия 80 автобусами «Мерседес-Бенц» и произвести капитальный ремонт 40 машин, а также получить 10 троллейбусов для строящейся в Новгороде второй троллейбусной линии.
    Сейчас в моем кабинете установлен почетный знак «Регион года» со специальной гравировкой «Новгородская область. Россия». Не скрою, приятно, что такого признания мы удостоены вслед за Москвой. Но есть награда у Новгородской области, какой пока в стране нет ни у кого. Парламентская Ассамблея Совета Европы 25 апреля 1997 года приняла решение о награждении нашей области Почетным стягом. Этим стягом отмечаются усилия по объединению и взаимопониманию народов Европы. Его вручили нашей области 31 августа 1997 года в присутствии представителя Совета Европы, гостей из соседних регионов, ряда депутатов Государственной Думы, представителей городов и районов области, деловых кругов, иностранных бизнесменов.
    Конечно, проблем у нас не меньше, чем в других регионах, а может быть, и больше. Но многое определяется стартовыми возможностями. Мы их создаем сами – это благоприятный инвестиционный климат, законодательство, которое его обеспечивает, гарантии местных властей... Мы не делаем упор на вовлечение в экономику области только иностранного капитала, у нас успешно работает и отечественный – в минувшем году объем российских инвестиций составил свыше 165 млн. долл. Для отечественного капитала созданы такие же условия, как и для иностранного.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение