Рустам Сафаралиев
Заместитель руководителя Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю
Распространение оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и технологий их создания, прежде всего в сопредельных с Россией странах и близких к ней регионах, представляет серьезную угрозу жизненно важным интересам Российской Федерации. По этой причине вопросы обеспечения надежного экспортного контроля, который является одним из высших приоритетов государственной политики в сфере национальной безопасности, находятся под пристальным вниманием Президента и Правительства Российской Федерации.
События последнего времени, высветившие реальную опасность расползания ядерного и других видов оружия массового уничтожения в Азии и на Ближнем Востоке, поставили мировое сообщество, в том числе и Россию, перед необходимостью серьезно скорректировать подходы к проблеме нераспространения и решительно заняться усилением контроля за экспортом на национальном уровне. Сегодня, когда политические решения руководства страны реализованы в виде президентских указов и правительственных постановлений, составляющих нормативную базу российской системы экспортного контроля, на повестке дня стоит практическая работа по претворению в жизнь установленных директивными документами правил и ограничений. Однако никакая даже самая совершенная национальная система экспортного контроля не даст нужного результата, если она не подкреплена тем, что называется самоконтролем на уровне экспортеров, их ответственным отношением к заключению внешнеторговых сделок. Отсюда понятно то огромное значение, которое государственные органы придают работе с экспортерами, и в частности вопросам создания внутрифирменных систем экспортного контроля.
Постановлением Правительства от 22 января 1998 года введен принцип «всеобъемлющего» контроля. Суть его в том, что участники внешнеторговой деятельности должны обращаться за разрешением на экспорт товаров и услуг, не подлежащих в обычных условиях экспортному контролю, если у них есть основания полагать, что эти товары и услуги могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения или ракетных средств доставки.
Для того чтобы помочь российским предприятиям-экспортерам продукции двойного назначения правильно организовать работу по обеспечению соблюдения требований экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности, 12 мая с. г. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю утвердила Методическое руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля.
Методическое руководство содержит практические рекомендации и разъяснения важнейших правил и основных принципов осуществления контроля за экспортом на внутрифирменном уровне, выполнение которых в значительной степени могло бы способствовать предотвращению передач в зарубежные страны «чувствительных» товаров и технологий для использования при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств доставки.
Внутрифирменная система экспортного контроля это комплекс осуществляемых предприятиями и организациями мероприятий организационного, информационного, административного и иного характера, направленных на то, чтобы экспорт материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг и принятие решений в этой области осуществлялись в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предприятия и организации самостоятельно определяют необходимость внедрения у себя внутрифирменной системы экспортного контроля и принимают решения о ее создании с учетом профиля производственной деятельности, характера экспортируемой продукции, частоты осуществляемых внешнеторговых операций и других факторов.
Создание внутрифирменной системы экспортного контроля следует начинать с назначения должностного лица, которое будет непосредственно отвечать в рамках фирмы за вопросы экспортного контроля. Для эффективного выполнения этих функций ответственный за вопросы экспортного контроля должен назначаться из числа руководителей предприятия (организации). Исходя из имеющихся на предприятии (в организации) возможностей в помощь ему выделяется соответствующий персонал.
Важной составляющей работ по внутрифирменному экспортному контролю является подготовка и обучение персонала. Работники, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, обязаны знать положения законодательства по экспортному контролю, в том числе требования и ограничения, действующие в отношении экспортируемой продукции и конкретных зарубежных рынков сбыта. Для этого предприятие (организация) должно располагать полными текстами нормативных актов, регулирующих вопросы экспортного контроля, а также постоянно отслеживать вносимые в них изменения и дополнения.
Ключевым элементом внутрифирменной системы экспортного контроля является формирование механизма проверок (скрининга) предполагаемых экспортных сделок на предмет их соответствия требованиям экспортного контроля.
Скрининг включает классификационную оценку предметов экспорта и проверку их конечного назначения. Классификационная оценка производится с целью выявления товаров и технологий, включенных в контрольные списки, а также товаров и технологий, потенциально пригодных для использования при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки. Проверка конечного использования проводится с целью оценки надежности заказчика и конечных пользователей экспортируемой продукции, а также определения рисков, связанных с возможным отвлечением предметов экспорта для разработки, производства, испытаний либо эксплуатации оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки. При этом следует воздержаться от заключения сделки, если существует опасность того, что экспортируемые товары и технологии будут использованы для вышеназванных целей. В случае, когда экспортер затрудняется самостоятельно принять решение, ему надлежит обратиться с соответствующим запросом в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю.
Для того чтобы помочь экспортерам выявлять подозрительные заказы и правильно оценивать надежность покупателей и конечных пользователей поставляемой продукции, в Методическое руководство включены примерный порядок выполнения проверок экспортных сделок, а также примерный перечень признаков, указывающих на риск возможного отвлечения предметов экспорта на запрещенные цели.
Располагая мощным научно-техническим потенциалом, Россия является объектом повышенного интереса со стороны ряда иностранных государств, в том числе тех, чья политика в области нераспространения вызывает обеспокоенность у мирового сообщества. Используя тяжелое экономическое положение российских предприятий и организаций, эти страны стремятся получить доступ к российским «чувствительным» технологиям, и прежде всего в ядерной и ракетной сферах. Нашим ученым и хозяйственникам необходимо осознать, что якобы оправданный сегодня риск завтра может обернуться большим моральным поражением и огромными финансовыми потерями. Поэтому при всех сегодняшних трудностях лучше «играть по правилам», принятым всеми цивилизованными странами, воздерживаясь от участия в незаконных и сомнительных экспортных сделках. Содействовать этому призвано Методическое руководство по созданию на предприятии (в организации) внутрифирменной системы экспортного контроля. Данный документ является важным шагом в развитии и совершенствовании системы экспортного контроля Российской Федерации, направленным на дальнейшее повышение ее эффективности и укрепление режима нераспространения на национальном уровне.
Близится к завершению работа над проектом Федерального закона об экспортном контроле. Проводятся другие конкретные мероприятия административно-правового характера в указанной области. Все это нацелено на дальнейшее повышение эффективности российской системы экспортного контроля, которая в целом, как представляется, соответствует международно признанным стандартам.
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО СОЗДАНИЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ (В ОРГАНИЗАЦИИ) ВНУТРИФИРМЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
1. Настоящее Руководство разработано в целях обеспечения выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 57 и оказания организационно-методической помощи предприятиям и организациям Российской Федерации различных форм собственности, участвующим в международном обмене товарами, работами и услугами, в разработке и внедрении внутрифирменных систем экспортного контроля.
2. Внутрифирменная система экспортного контроля это комплекс мер, добровольно осуществляемых предприятиями и организациями и направленных на то, чтобы экспорт материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг и принятие решений в этой области осуществлялись ответственно при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации.
Основной целью создания внутрифирменной системы экспортного контроля является формирование на предприятии (в организации) механизма проверок для обеспечения легитимности внешнеторговых сделок с тем, чтобы содействовать более эффективному управлению внешнеэкономической деятельностью, облегчить выполнение процедур, связанных с получением экспортных лицензий, а также воспрепятствовать осуществлению передач материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, в результате которых может быть нанесен ущерб государственным интересам Российской Федерации либо нарушены ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.
Создание внутрифирменной системы экспортного контроля не освобождает экспортеров от уголовной, гражданско-правовой и иной ответственности в случае нарушения ими требований законодательства Российской Федерации, однако позволяет в значительной степени снизить риск подобных нарушений.
3. Создаваемая внутрифирменная система экспортного контроля должна быть адекватна сфере коммерческих интересов предприятия (организации), его экономическим возможностям и деловой активности на внешних рынках. При разработке внутрифирменной системы экспортного контроля и планировании организационных мероприятий, необходимых для ее функционирования, учитываются профиль деятельности и производственная структура предприятия (организации), наличие филиалов и дочерних компаний, потенциальная возможность использования экспортируемой продукции для создания оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, объемы и география экспортных продаж и другие факторы.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятие (организация), задействованное в работах по государственному заказу, должно учитывать необходимость их приоритетного выполнения.
4. На предприятии (в организации) назначается должностное лицо, ответственное за вопросы экспортного контроля. Ответственный за вопросы экспортного контроля непосредственно подчиняется руководителю предприятия (организации) и наделяется полномочиями, достаточными для эффективного выполнения возложенных на него функций, в том числе правом приостанавливать экспортные сделки в случае возникновения любых обстоятельств, которые могут привести к нарушению законодательства Российской Федерации или невыполнению ее международных обязательств. Ответственный за вопросы экспортного контроля по своему служебному положению должен быть независимым от структурных подразделений, отвечающих за коммерческо-сбытовую деятельность. Ответственный за вопросы экспортного контроля в процессе выполнения возложенных на него функций взаимодействует с военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, аккредитованным на предприятии (в организации).
Исходя из имеющихся возможностей в помощь ответственному за вопросы экспортного контроля выделяются соответствующий персонал и средства организационно-технического обеспечения. В зависимости от объема внешнеторговых операций работы по экспортному контролю могут выполняться одним или несколькими сотрудниками, на которых в дополнение к их основным служебным обязанностям возлагаются функции уполномоченных по экспортному контролю (для малых и средних фирм) либо специальным подразделением службой экспортного контроля (для крупных фирм с большими объемами экспортных продаж).
5. Служба экспортного контроля (уполномоченные по экспортному контролю) под руководством ответственного за вопросы экспортного контроля обеспечивает выполнение следующих функций:
организационно-техническое и информационное обеспечение работы внутрифирменной системы экспортного контроля;
комплексная проверка (скрининг) внешнеторговых сделок;
обеспечение выполнения требований экспортного контроля при осуществлении деятельности, связанной с участием в международных выставках, конференциях или семинарах;
обучение сотрудников предприятия (организации) по вопросам экспортного контроля;
подготовка и оформление документов, необходимых для получения в установленном порядке экспортных лицензий и иных разрешений, выдаваемых компетентными государственными органами;
ведение документации по экспортному контролю.
6. Права и обязанности персонала, осуществляющего функции экспортного контроля, регламентируются должностными инструкциями. По каждой должности указываются дублеры. Определяется также официальная схема и порядок взаимодействия службы экспортного контроля (уполномоченных по экспортному контролю) с другими структурными подразделениями предприятия (организации) в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.
7. Работники, занимающиеся вопросами внешнеэкономической деятельности, обязаны знать положения нормативных правовых актов по экспортному контролю, в том числе требования и ограничения, действующие в отношении экспортируемой продукции и ее конкретных зарубежных рынков сбыта с тем, чтобы обеспечить их выполнение.
С этой целью на предприятии (в организации) организуется обучение персонала, которое проводится службой экспортного контроля (уполномоченными по экспортному контролю) либо приглашенными со стороны специалистами, обладающими необходимыми для этого квалификацией и знаниями. Содержание учебных программ разрабатывается с учетом уровня подготовленности и специфики производственной деятельности обучаемого персонала.
Предприятие (организация) должно располагать полными текстами нормативных актов, регулирующих вопросы экспортного контроля. На службу экспортного контроля (уполномоченных по экспортному контролю) возлагаются обязанности по отслеживанию изменений и дополнений, вносимых в указанные нормативные акты, а также доведению их содержания до сведения всех работников, имеющих отношение к внешнеэкономической деятельности.
Справочную информацию о действующем в Российской Федерации законодательстве по экспортному контролю и необходимые разъяснения по его применению можно получить в Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю.
8. На предприятии (в организации) вводится процедура скрининга внешнеторговых сделок на предмет их соответствия требованиям экспортного контроля. Это необходимо для того, чтобы своевременно выявить подозрительные заказы и тем самым избежать участия в сомнительных сделках, которые могут повлечь за собой применение санкций к предприятию (организации) или негативно отразиться на его деловой репутации.
Организация и проведение скрининга внешнеторговых сделок, который включает классификационную оценку экспортируемой продукции и проверку ее конечного использования, возлагается на службу экспортного контроля (уполномоченных по экспортному контролю). В целях повышения объективности и достоверности проводимых проверок работникам предприятия (организации), имеющим отношение к внешнеторговым сделкам, вменяется в обязанности оказывать службе экспортного контроля (уполномоченным по экспортному контролю) содействие и предоставлять необходимую для этого информацию, которой они располагают.
Результаты скрининга оформляются документально и утверждаются ответственным за вопросы экспортного контроля.
9. Классификационная оценка экспортируемой продукции производится с целью выявления товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, на вывоз которых необходимо получить экспортную лицензию или иное предусмотренное законодательством Российской Федерации разрешение. Классификационная оценка проводится в отношении каждого предмета экспорта путем сопоставления и установления соответствия его характеристик техническому описанию товаров и технологий, включенных в контрольные списки.
В процессе выполнения квалификационной оценки следует также выявлять товары и технологии, потенциально пригодные для использования при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки. К указанной категории относятся товары и технологии, перечисленные в соответствующих контрольных списках, но по своим характеристикам не подпадающие под их действие.
Классификационная оценка экспортируемой продукции выполняется с участием специалистов технических подразделений, знающих технические параметры и конструктивные особенности проверяемого изделия (объекта).
10. Проверка конечного использования проводится с целью оценки надежности заказчика и конечных пользователей экспортируемой продукции, а также определения рисков, связанных с возможным отвлечением предметов экспорта на запрещенные цели или по любому иному несанкционированному назначению.
Указанной проверке подлежат товары и технологии, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен экспортный контроль, а также товары и технологии, потенциально пригодные для использования при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки.
До сведения работников, занимающихся вопросами внешнеэкономической деятельности и экспортного контроля, должны быть доведены признаки («индикаторы») риска для того, чтобы помочь им выявлять подозрительные заказы и оценивать надежность заказчика (конечных пользователей).
Примерные порядок проведения проверки конечного использования и перечень таких признаков приведены в приложениях № 1 и №2.
11. Для товаров и технологий, на вывоз которых в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получить лицензию или иное разрешение, служба экспортного контроля (уполномоченный по экспортному контролю) подготавливает согласно установленным правилам заявление на выдачу лицензии или иного разрешения, а также всю необходимую сопроводительную документацию и направляет их в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Представляемые для получения лицензии или иного разрешения документы должны быть тщательно проработаны, надлежащим образом оформлены, согласованы с ответственным за вопросы экспортного контроля и соответствующими службами предприятия (организации) и утверждены руководителем предприятия (организации).
Руководитель предприятия (организации) или любое другое должностное лицо не должны санкционировать отгрузку (передачу) иностранному заказчику товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, до тех пор, пока не будет получена экспортная лицензия либо иное предусмотренное законодательством Российской Федерации разрешение на их вывоз.
Внешнеторговые сделки с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, должны совершаться в сроки и на условиях, указанных в лицензии или ином разрешении. В случае если предприятию (организации) станет известно о том, что предметы экспорта используются в запрещенных целях или по любому иному несанкционированному назначению либо предпринята попытка таких действий, следует незамедлительно информировать об этом Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю и приостановить выполнение сделки.
12. До представления экспортируемой продукции для производства таможенного оформления на предприятии (в организации) осуществляется контроль за ее упаковкой и отгрузкой. Предотгрузочный контроль производится персоналом подразделения, занимающегося отправкой продукции, самостоятельно или с участием представителя службы экспортного контроля (уполномоченного по экспортному контролю). Целью предотгрузочного контроля является подтверждение соответствия фактически отгружаемых товаров и технологий тем, которые указаны в товаросопроводительных документах, а также в лицензии или ином разрешении, выданном уполномоченным государственным органом.
В случае выявления какого-либо несоответствия отгрузочные работы следует прекратить до выяснения всех обстоятельств и информировать о случившемся ответственного за вопросы экспортного контроля.
13. На предприятии (в организации) устанавливаются и доводятся до сведения всех сотрудников правила и процедуры, регламентирующие порядок организации работы с информацией и документами, относящимися к внешнеэкономической деятельности и экспортному контролю.
Все поступающие на предприятие (в организацию) заказы (коммерческие предложения) на экспорт продукции (выполнение работ, оказание услуг) подлежат регистрации и учету в хронологически прослеживаемой последовательности.
Коммерческая документация по внешнеторговым сделкам (контракты, протоколы о намерениях, переписка с заказчиком, счета-фактуры, отгрузочные и товаросопроводительные документы) хранится не менее трех лет, если законодательством Российской Федерации не установлены более длительные сроки хранения.
14. Ответственный за вопросы экспортного контроля осуществляет методическое руководство и контроль за внешнеэкономической деятельностью дочерних компаний и филиалов в части соблюдения ими требований экспортного контроля.
Персонал предприятия (организации), осуществляющий управленческие функции, обязан ставить в известность ответственного за вопросы экспортного контроля о содержании направляемых в адрес дочерних компаний и филиалов директив и указаний, касающихся внешнеэкономической деятельности.
15. Должностным лицам и служащим предприятия (организации) вменяется в обязанности информировать ответственного за вопросы экспортного контроля о любых ставших им известными нарушениях законодательства Российской Федерации, а также обстоятельствах, которые могут привести к таким нарушениям. Ответственный за вопросы экспортного контроля обязан немедленно провести проверку по каждому поступившему сообщению и в случае если факты подтвердятся, информировать руководство предприятия (организации) для принятия мер по их устранению и наказанию виновных.
16. В целях повышения эффективности внутрифирменной системы экспортного контроля работа подразделений и персонала, занимающихся внешнеэкономической деятельностью и экспортным контролем, подвергается регулярным проверкам.
Проверки проводятся ответственным за вопросы экспортного контроля. В процессе проверки контролируются наличие, полнота и правильность ведения документации, относящейся к экспортному контролю, регистрации и учета экспортных заказов, а также выполнение скрининга внешнеторговых сделок и документальное оформление его результатов.
Периодичность проверок устанавливается в зависимости от объемов и частоты осуществления экспортных операций, характера экспортируемой продукции и других факторов, но не реже одного раза в год.
Утверждаю
заместитель
руководителя Федеральной
службы России по валютному
и экспортному контролю
Р.А. Сафаралиев
12 мая 1998 г.
Приложение №1
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ КОНЕЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Работы, связанные с проведением проверки конечного использования, рекомендуется проводить в изложенном ниже порядке.
1. Определить, есть ли какие-либо признаки («индикаторы») риска. Следует обратить внимание на любые присутствующие в сделке детали и обстоятельства, указывающие на то, что экспорт может предназначаться для ненадлежащего конечного применения, конечных пользователей или места назначения. К таким признакам, называемым также «красными флажками», относятся заказы на товары и технологии, которые не соответствуют потребностям покупателя, отказ заказчика от услуг по монтажу, наладке и испытаниям, когда они включены в продажную цену или когда их обычно запрашивают, а также просьбы о поставке оборудования, не предназначенного для применения в заявляемом месте назначения (например, оборудования, рассчитанного на напряжение 220 вольт в страну, где принято напряжение 120 вольт).
2. Если в результате проведенной проверки не выявлено каких-либо признаков, указывающих на потенциальную возможность отвлечения предметов экспорта на запрещенные цели, экспортер может продолжить выполнение сделки, полагаясь на имеющуюся у него информацию, и не обязан запрашивать или выяснять каким-либо иным образом дополнительные сведения о заказчике, конечном пользователе и месте назначения. Однако в случае выявления в процессе анализа информации таких признаков («индикаторов») следует тщательно и объективно перепроверить все предварительные данные, сделать запрос о конечном применении, а также получить от заказчика (конечных пользователей) гарантии в отношении неиспользования предметов экспорта в незаявленных целях (для сделок с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, получение указанных гарантий является обязательным вне зависимости от результатов проведенной проверки на предмет выявления «индикаторов» риска). В необходимых случаях следует предусмотреть включение в контракт условий, предусматривающих предоставление конечными пользователями экспортеру права осуществления проверок использования предметов экспорта на соответствие заявленным целям.
3. Предприятие (организация) не должно отказываться от информации, поступающей в процессе обычного ведения дел с заказчиком. В частности, сотрудники, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью и осуществляющие контакты с потенциальными заказчиками, не должны получать указаний воздерживаться от обсуждения с ними вопросов, касающихся подлинного конечного применения, конечных пользователей и конечного места назначения продукции, которую предприятие (организация) желает продать. Стремление избегать получения «плохой» информации не снимает с экспортера ответственности за соблюдение требований экспортного контроля. В этой связи персоналу предприятия (организации), занимающемуся внешнеэкономической деятельностью, должны быть даны четкие инструкции, запрещающие сокрытие, неправильное или неполное изложение фактов, относящихся к сделкам, как при подаче заявки на получение экспортной лицензии или иного разрешения на вывоз товара или технологии, так и в процессе ведения документации по экспортному контролю.
4. Необходимо тщательно взвесить и оценить выявленные «индикаторы» риска. Если в результате проведенного анализа и последующей перепроверки информации возникшие подозрения в отношении заявляемого конечного применения экспортируемой продукции, надежности заказчика и конечных пользователях будут сняты, работа по сделке может быть продолжена. В противном случае необходимо воздержаться от заключения сделки. Если предприятие (организация) затрудняется принять решение, следует обратиться с соответствующим запросом в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, сообщив при этом причину своих подозрений. К обращению должны быть приложены необходимые для рассмотрения запроса материалы, содержащие описание предполагаемой сделки, характеристики экспортируемой продукции, сведения о заказчике, конечных пользователях и месте назначения.
Приложение №2
ПРИМЕРНЫЙПЕРЕЧЕНЬ ПРИЗНАКОВ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА РИСК ВОЗМОЖНОГО ОТВЛЕЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭКСПОРТА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЗАПРЕЩЕННЫХ ЦЕЛЯХ ИЛИ ПО ИНОМУ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
1. Заказчик не проявляет готовности или не желает предоставить информацию о конечном использовании и/или конечных пользователях приобретаемой продукции.
2. Заказчик не хочет давать четких ответов на коммерческие или технические вопросы, которые обычно задаются в ходе переговоров.
3. Характеристики и назначение заказываемой продукции не соответствуют заявляемым целям ее использования или сфере деятельности заказчика (конечных пользователей).
4. Объем и номенклатура заказываемой продукции не соответствуют характеру и техническому уровню производственных мощностей, которыми располагает конечный пользователь.
5. Заказчик (конечный пользователь) отказывается от обычных услуг по монтажу, наладке или техническому обслуживанию заказываемой продукции.
6. Заказчику не известны рабочие характеристики заказываемой продукции, но тем не менее он стремится ее приобрести.
7. Заказчик предъявляет чрезмерные требования о конфиденциальности в отношении конечного назначения, конечных пользователей или подробных данных о заказываемой продукции.
8. Заказчик (конечный пользователь) отказывает в доступе к своим производственным мощностям, которые не связаны с выполнением работ по контракту.
9. Заказчик просит провести модификацию заказываемой продукции, делающую ее в большей степени пригодной для использования при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.
10. Контракт на строительство или обновление завода разделен заказчиком без предоставления адекватной информации о полном объеме проекта, включая его конечное назначение.
11. Заказчик использует в качестве адреса для переписки абонентный почтовый ящик.
12. Упаковка заказываемой продукции не соответствует заявляемому способу транспортировки или месту назначения.
13. Заказчик указывает в качестве конечного места назначения адрес транспортно-экспедиционного агентства или фирмы-фрахтовщика.
14. Заказчик предлагает нетипично благоприятные условия платежа, например, проявляет готовность сразу оплатить наличными дорогостоящее оборудование по завышенной цене.
15. Маршрут транспортировки заказываемой продукции необычен для заявляемого места назначения.
16. Заказчиком сделан запрос на поставку непомерно большого количества запасных частей, а также деталей, которые не нужны или в отношении которых нет оправданной потребности (например, при отсутствии у конечного пользователя соответствующего оборудования, для которого заказчик пытается их приобрести).
17. Место использования заказываемой продукции находится в районе, который подлежит строгому контролю или доступ куда сильно ограничен либо который необычен для данного типа продукции.
18. Контракт на выполнение научно-исследовательских (опытно-конструкторских) работ или предоставление консультационных услуг оформлен заказчиком без определения четких задач и промежуточных целей.
19. В рамках контракта на поставку единичного образца материала или оборудования предусматривается передача технологической документации или проведение длительного обучения персонала заказчика (конечного пользователя).
20. Заказчик (конечный пользователь) участвует прямо или косвенно в любом следующем виде деятельности в ядерной сфере*):
а) проектирование, строительство, изготовление, эксплуатация или обслуживание ядерных реакторов или ядерных энергетических установок, их подсистем и компонентов;
б) производство и переработка ядерного топлива;
в) работы с ядерными отходами;
г) исследование, разработка, конструирование, изготовление, испытание или обслуживание любой установки для производства тяжелой воды, разделения изотопов исходного или специального расщепляющего материала, а также компонентов таких установок;
д) исследования в области физики высоких энергий.
21. Заказчик (конечный пользователь) участвует прямо или косвенно в каком-либо виде деятельности в ракетной области, включающей конструирование, изготовление, испытания, эксплуатацию или обслуживание**):
а) ракетных систем (баллистических ракет, ракет-носителей, исследовательских ракет), их подсистем, а также компонентов и оборудования для них;
б) атмосферных беспилотных летательных аппаратов (крылатых ракет, радиоуправляемых самолетов-мишений и разведывательных самолетов), их подсистем, а также компонентов и оборудования для них.
22. Заказчик (конечный пользователь) занимается научно-исследовательской или иной деятельностью в области***):
органического синтеза, в том числе синтеза высокотоксичных физиологически активных веществ;
разработки и производства вакцин;
разработки и производства инсектицидов, пестицидов;
токсикологии;
биохимии;
микробиологии;
иммунологии;
генной инженерии и биотехнологии.
*) Для продукции, потенциально пригодной для применения при создании ядерного оружия.
**) Для продукции, потенциально пригодной для применения при создании ракетного оружия.
***) Для продукции, потенциально пригодной для применения при создании химического, биологического и токсинного оружия.
|