Владимир Беляков (Каир)
Александрийская национальная металлургическая компания (АНМК) празднует свое пятнадцатилетие. Она была основана 29 июля 1982 года. Принадлежащий компании металлургический комбинат в Дихейле, в 15 километрах к западу от Александрии, выпустил первую продукцию в конце 1986 года.
Комбинат в Дихейле был призван закрыть мощную брешь, образовавшуюся на местном рынке стальной арматуры. В 1974 году при президенте Садате Египет начал переход к рыночной экономике. Спустя некоторое время это повлекло за собой строительный бум. Потребность в стальной арматуре росла на 14 % в год. К 1983 году она составила более 1 млн. т, а единственный металлургический комбинат страны Хелуанский выпускал всего 0,25 млн. т. Поэтому комбинат в Дихейле был ориентирован исключительно на выпуск стальной арматуры. Его проектная мощность 745 тыс. т в год.
Выбор места для комбината определили сразу несколько факторов. В Египте в ту пору было единственное разведанное месторождение железной руды в оазисе Бахрия, снабжавшее сырьем Хелуанский металлургический комбинат. Новый комбинат был вынужден использовать привозное сырье, поэтому его и решили построить на берегу Средиземного моря. В паре с ним в Дихейле был построен специализированный порт. На комбинате было решено использовать технологию восстановительного обжига окатышей, а для этого нужен газ. Восточнее Александрии, в Абу-Кире, были к тому времени оборудованы газопромыслы, так что доставка оттуда газа не представляла труда. И, наконец, близость Александрии "северной столицы" Египта означала, что набрать рабочую силу будет нетрудно и что значительная часть продукции найдет сбыт в этом большом городе.
Основное оборудование комбината в Дихейле японское. Это в первую очередь 65-метровая печь по восстановительному обжигу окатышей мощностью 716 тыс. т в год. Затем четыре 70-тонные электросталеплавильные печи общей мощностью 840 тыс. т в год. Три установки по непрерывной разливке стали производительностью 798,5 тыс. т в год выдают брусья сечением 130 х 130 мм. Из них изготавливаются арматура (мощность цеха 425 тыс. т в год) и проволока (мощность 320 тыс. т).
Строительство комбината обошлось в 672 млн. долл. АНМК была создана как смешанная. 87 % ее капитала принадлежало различным компаниям и банкам египетского госсектора, 10 % консорциуму японских фирм и 3 % Международной финансовой корпорации.
Уже через полгода после ввода в эксплуатацию комбинат в Дихейле достиг проектной мощности, а вскоре и превысил ее. В прошлом году производство стали составило 1119 тыс. т значительно больше проектной мощности. Я спросил президента АНМК Ибрагима Салема Мухаммедейна, что позволило добиться такого результата? "Исключительно повышение производительности труда", ответил он.
Одна из особенностей комбината в Дихейле малое число рабочих. Всего на АНМК трудится менее 2500 человек. Это в десять раз меньше, чем на Хелуанском металлургическом комбинате, мощность которого примерно та же. Отчасти это объясняется более современным оборудованием. Ведь комбинат в Дихейле построен полтора десятилетия спустя после Хелуана. Но не только. Комбинат в Хелуане строился тогда, когда социальный фактор в Египте считался едва ли не более важным, чем экономический. Кроме чугуна и стали комбинат в Хелуане был призван создать как можно больше рабочих мест. Комбинат в Дихейле строился уже в эпоху перехода к рынку, когда на первый план выдвинулись чисто экономические показатели.
| Директор АНМК Ибрагим Салем Мухаммедейн |
Большой объем производства, высокое качество продукции (она получила международный сертификат 9002) и малое число сотрудников дают хороший экономический эффект. В прошлом году прибыль АНМК составила 122,7 млн. египетских фунтов более 36 млн. долл.
Но, очевидно, компания была бы еще доходнее, если бы вместо окатышей, привозимых из далекой Бразилии и частично из Швеции, использовала местное сырье. В начале этого года в Египте объявлено о разведке крупного месторождения железной руды в Вади-Алляки, в 65 км юго-восточнее Асуана. Запасы превышают 300 млн. т. Причем, как утверждают геологи, содержание железа в Асуане выше, чем в Бахрии, а примесей меньше. Вот почему я спросил г-на Мухаммедейна, не планирует ли АНМК перейти на асуанскую железную руду? "Разведка месторождения это еще полдела, ответил он. Надо еще оборудовать карьер, пустить его в эксплуатацию. Вот когда на рынке появится готовая продукция, тогда и будем решать".
Между тем египетский рынок стальной арматуры продолжает быстро расти, и объем продукции комбината в Дихейле давно уже не соответствует его потребностям, тем более что часть ее идет на экспорт преимущественно в арабские страны. Поэтому в прошлом году АНМК приняла решение значительно расширить мощности комбината. Для этого сначала увеличили капитал компании исключительно за счет частного сектора. Процент капитала госсектора сократился до 65%. 14 % акций компании проданы на льготных условиях ее сотрудникам, небольшая часть акций выброшена на биржу.
Надо сказать, что проходящий в Египте в последние годы процесс приватизации госсектора начал захватывать и металлургическую промышленность. В мае правительство приняло решение продать через биржу 20 % акций Египетской алюминиевой компании (см. о ней "Металлы Евразии", № 4, 1996 год). Принято также решение о реорганизации Египетской компании чугуна и стали, которой принадлежит комбинат в Хелуане (см. "Металлы Евразии", № 2, 1996 год), после чего 20 % ее акций также будут проданы на бирже. Такой способ приватизации называют здесь "расширением базы собственности" и считают его наиболее эффективным для крупных компаний.
В будущем году проектная мощность комбината в Дихейле увеличится вдвое до 1,5 млн. т в год. Строится новая печь по восстановительному обжигу окатышей, появятся также новые сталеплавильные печи, УНРСы, цехи по производству арматуры и проволоки. Оборудование по-прежнему преимущественно японское, но кое-что поставят и немецкие фирмы.
Комбинат в Дихейле заметно отличается от своего старшего брата в Хелуане здесь более передовые технологии, да и экономическая эффективность выше. Но вот что интересно: многие из руководства АНМК выходцы из Хелуана. Г-н Мухаммедейн был в 1973 1974 годах министром промышленности. При нем первая очередь комбината в Хелуане была завершена и началось строительство второй. Помощник Мухаммедейна по связи с общественностью Махмуд аль-Бакри вообще проработал в Хелуане десять лет и приветствовал меня по-русски. Так что дорогу Дихейле проложил Хелуан.
|