Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Акционерное общество «Казцинк». Златые горы Казахстана
Искусства и ремесла
№4' 1997 версия для печати

ПРИЧУДЛИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ МЕЛОЧИ...



Людмила Дементьева
Заведующая отделом металла Государственного Исторического музея

    Среди бесконечного разнообразия предметов, окружающих человека, есть такие, без которых сама жизнь превратилась бы в тусклое существование. Это в первую очередь относится к предметам письменности – перу, чернилам, бумаге. Несмотря на кажущееся несходство вавилонских глиняных табличек, узелкового письма древних индейцев, берестяных грамот средневекового Новгорода и современного компьютера, суть этих предметов одна и та же: сохранение и передача информации, бесценного человеческого опыта. Не случайно основными атрибутами одной из девяти мифологических муз – музы истории Клио – являются принадлежности, необходимые для письма: грифельная палочка и свиток.
    Чтобы написать что-либо, необходимы острый предмет, емкость для красящего контрастного вещества и материал, на котором можно писать. Однако фантазия не желала идти по простому пути, она постоянно видоизменяла и совершенствовала столь нужные и любимые человеком предметы, ибо собранные воедино, замкнутые пространством письменного стола, они составляли особенный микрокосм, с которым человек был связан тысячами невидимых нитей.
    Письменный стол – место принятия важных решений и интеллектуальных занятий, свидетель раздумий и размышлений, надежд и разочарований. Письменный стол – это своеобразная крепость, хранилище, где сосредоточено все абсолютно необходимое и полезное, то что в любой момент должно быть под рукой. Принадлежности письменного стола должны были быть не только удобны, но и красивы, доставлять радость глазу и способствовать возвышенному настрою души.
Письменный прибор.
Письменный прибор. Россия, 1840-е годы. Бронза, литье, золочение, хрусталь, малахит
    Упорядоченность, практическая целесообразность организовывала рабочий стол российского государя. В XVII веке стол в комнате, где принимались доклады, обычно покрывался красным сукном. На нем размещали все необходимое для работы с бумагами. Центром стола был письменный прибор, состоявший из чернильницы, песочницы и трубки, в которой мочили перья. К перьям отношение было самое внимательное и трепетное. Способ затачивания птичьего пера определял удобство при письме и красоту почерка. Не случайно безвестным писцом русского средневековья был создан специальный трактат "О пере". Государь и российская знать предпочитали лебяжьи перья. Гусиными писали люди попроще.
Настольные колокольчики.
Настольные колокольчики. Россия и Западная Европа, вторая половина XIX в. Бронза, литье
    На государевом столе стояла и клеельница. Чистые листы бумаги обычно резались на столбцы, которые подклеивались один за другим. Для небольших заметок служили книжки пергаментные и каменные, а также грифельные доски. Известно, что у царя Михаила Федоровича имелась "книжка каменная в серебре", которую его внук, царь Федор Алексеевич в 1678 году перенес к себе в хоромы. У сына царя Михаила Федоровича – царевича Ивана Михайловича – каменная книжка имела золотой переплет, осыпанный драгоценными камнями, изумрудами и алмазами, а в верхней части переплета было расположено изображение Георгия Победоносца.
Печати и перочистки.
Печати и перочистки. Западная Европа, вторая половина XIX в. Бронза, литье, ткань, щетина
    Исследователь старинного русского быта Иван Егорович Забелин (1820 – 1908) в своей книге "Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях" привел следующее описание письменного стола царя Алексея Михайловича: "часы в собачке (т. е. в виде собаки – Л.Д.) немецкие, под ними в шкатулке черниленка да песочница, ножичек, ноженки. Далее: чернильница кизилбаская, а в ней две черниленки медных, 4 ножичка перочинных, перышко тростяное. Черниленка костяная высока, точена. Книжка, листье каменное, доски серебряны, камфарены; ... застежки серебряны ж, на переплетке четыре репейка на шурупах... Перо писчее с финифтом, у него черен королек, на верху изумрудец. Перо серебряно с карандашом".
    В числе предметов царского письменного стола обыкновенно находились свистелка, необходимая для призыва слуг, – прообраз колокольчика, а также "зуботычка" – зубочистка и уховертка – "вещь нужная в повседневной жизни".
Письменный прибор.
Письменный прибор. Франция, фабрики Барбитьен, 80-е годы XIX в.
    Предметам письменного стола галантного XVIII века нередко отводилась особая роль. Они должны были быть не столь практичны, сколь изысканно прекрасны. И появляется причудливый чернильный прибор, где чернильница и песочница спрятаны в крупной раковине, покоящейся на спинах веселых золотых дельфинов. Фантастические существа – Тритон-получеловек-полурыба и Гиппокамп – морской конь, на котором, согласно греческой мифологии, ездили морские божества, несут чашечки подсвечников. Управляет этой сложной композицией властитель океанов и морей величественный Нептун с трезубцем в руках.
    Пленительное сочетание жемчужно-белого и золотого в середине следующего XIX столетия сменило не менее изысканное соединение золотого и зеленого. В моду входит удивительный по своим декоративным свойствам камень малахит, который, согласно поверьям, изгонял меланхолию.
    Предметы письменного стола, украшенные малахитом, относятся к числу наиболее нарядных в коллекции отдела металла Государственного Исторического музея. Здесь и чернильный прибор, основа которого выполнена в технике знаменитой русской мозаики, подставка для часов или драгоценностей, которые подвешивались на маленькие крючочки, печать для оттиска на сургуче (письма необходимо было запечатывать), пресс-бювары, предохранявшие бумаги от возможного сквозняка.
Чернильница.
Чернильница. Западная Европа, 80-е годы. Бронза, литье, серебрение, стекло
    Напомним, такой бювар был в числе "безделушек письменного стола" Анны Карениной. Терзавшийся смутными подозрениями Алексей Александрович Каренин после светского раута у княгини Бетси зашел в комнату Анны, освещенную лишь двумя горевшими свечами. "Тут, глядя на ее стол с лежащим наверху малахитовым бюваром и начатою запиской, мысли его вдруг переменились. Он стал думать о ней, о том, что она думает и чувствует. Он впервые живо представил себе ее личную жизнь, ее мысли, ее желания".
    Обязательный атрибут письменного стола – маленький колокольчик. Трудно перечислить все разнообразие форм, в которых представлены эти небольшие бронзовые предметы: уменьшенные модели церковных колоколов и изящные опрокинутые головки цветов, фигурки молодой девушки и пожилой барыни со смешной собачкой в руках. Колокольчиком могло служить и скульптурное изображение Наполеона Бонапарта в императорской мантии. Хорошо известен колокольчик в виде фигурки кучера с калачом и штофом в руках, выполненный русским скульптором Е.А. Лансере в 70-х годах прошлого века.
Письменный прибор в «китайском» стиле.
Письменный прибор в «китайском» стиле. С.-Петербург, фабрика Геде, 1860-е годы. Бронза, литье, раскраски.
    Произведения Е.А. Лансере часто украшали письменные столы. Александр Бенуа так описал письменный стол, который стоял в "самой уютной комнате всей квартиры" – в кабинете его отца: "Посреди стоял сделанный по собственному рисунку папы крытый черной клеенкой письменный стол в готическом стиле. На столе, на специальном плато с желобами лежал набор циркулей, карандашей, резинок; тут же стояла бронзовая группа Лансере, изображавшая чумацкий воз. Чернильница у папы была необыкновенная, фарфоровая, со своеобразной системой наполнения и опорожнения того сосудика, в который макалось перо. Кроме плато и чернильницы на столе кабинета всегда находилось бронзовое "дупло" с воткнутым в него топориком для отрезания кончиков сигар и ящик с вышитым букетом под стеклом, в котором хранились марки, сургуч и стальные перья. Этот ящичек был привинчен к столу во избежание того, чтобы его уносили".
    Мода переменчива и непостоянна, однако в поисках нового она неизменно возвращается к прошлому. В середине прошлого века вновь появляются предметы, выполненные в "китайском стиле", так же, как в середине XVIII века европейские художники рококо, воодушевленные искусством далекого Китая, создали изысканный стиль шинуазри.
    И на письменном столе могли появиться яприбор в форме "китайской" лодки с высоким парусом и маленькими фигурками лодочников, колокольчик в виде изображения китайца, покачивающего головой, подсвечники, основа которых – стилизованная крыша китайского дома. В Петербурге производством предметов подобного рода прославилась фабрика Геде. Такой чернильный прибор мог украшать письменный стол романтика, человека с большой фантазией и широким кругозором. Любитель пышной роскоши, представитель новой русской буржуазии скорее обратил бы внимание на парадный письменный прибор в стиле ренессанс. "Я очень богат и значителен, я похож на своего владельца", – как бы говорит даже самый маленький предмет этого прибора.
Пресс-бювар.
Пресс-бювар. Россия, конец XIX в. Бронза, литье
    Подобный чернильный прибор мог состоять более чем из десяти предметов. Чернильный прибор по-прежнему содержит два резервуара, оба они предназначены для чернильниц. Песочница становится ненужной, ее заменил новый предмет – пресс-папье – прообраз более поздней промокательной бумаги. Стойка чернильного прибора, украшенная фигурками амуров, порт-визит – подставка для визитных карточек. Все в этом письменном приборе основательно: четыре подсвечника (два малых, два больших), нож для разрезания бумаги покоится в специальном лоточке, подставкой колокольчика служит изящная ажурная тарелка.
    В прошлое ушли птичьи перья. Их сменили стальные. Для них придумали специальные перочистки, которыми могли служить, к примеру, бархатные манжеты миниатюрной бронзовой женской руки или спинка фигурки летучей мыши, заполненная жесткой щетиной.
    Пронзительная эстетика рубежа веков могла предложить поэту-символисту или философу-мистику пресс-бювар в виде нежной тонкой женской руки, отлитой в изысканной темной бронзе.
    Причудливые предметы, необходимые мелочи... Как их порой не хватает в нашей нынешней стремительной повседневной жизни! Хотя, как знать, не захочется ли нам завтра поставить на письменный стол пресс-бювар из малахита?

Фото Алексея Лохова

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение