Андрей Степанов
Тегеран Москва
Из-за навязанной Исламской Республике Иран американской политической, экономической и информационной блокады эта крупнейшая страна Среднего Востока, вдвое превышающая по территории соседнюю Турцию, с населением около 65 млн. человек долгое время остается на периферии поля зрения мировых средств массовой информации, в том числе и российских, хотя значение многоплановых отношений с Ираном для сегодняшней России трудно переоценить.
Богатства значительны
Для более четкого представления о потенциале южного соседа России не обойтись без некоторых общих экономических и социально-демографических данных. Так, по прогнозам демографов, через 28 лет население Ирана составит 124 млн. человек, а России при сохранении нынешних темпов сокращения населения 138 млн. Уже это сравнение говорит о многом. Предполагаемый бурный прирост населения в Иране объясняется тем, что сегодня половина населения страны моложе 15 лет. Она-то и даст скачок в деторождении в начале следующего века.
Пойдем дальше. Ускоренная урбанизация привела к тому, что в середине
90-х годов горожане составили почти 60 % всего населения. Тегеран стал настоящим мегаполисом с 12-миллионным населением, а в промышленности нашла себе применение четверть рабочей силы. В сельском же хозяйстве пока занято 27 %.
Природные ископаемые, составляющие основу экономики, обеспечивают отличный задел на будущее. По разведанным запасам нефти 14 трлн. т или около 9 % мировых запасов Иран стоит на 5-м месте в мире и на 2-м по ее экспорту. Запасы природного газа составляют около 21 трлн. м3 или почти 15 % мировых запасов. Правда, возможности экспорта голубого топлива пока сильно ограничены из-за отсутствия магистральных газопроводов и морских терминалов с установками по сжижению газа. Есть в Иране и другой важный вид топлива каменный уголь, причем в существенном количестве. Доля республики в его мировых запасах достигает 3 %. Кроме того, страна может похвастаться значительными рудными ресурсами железной рудой (1,07 млрд. т), медью, свинцом, цинком, золотом, бокситами. Все эти руды разрабатываются, и часть продукции экспортируется.
Объемы совокупного национального продукта Ирана (134,2 млрд. долл.) и его валового внутреннего продукта (113,2 млрд. долл.) сопоставимы с саудовскими, несколько уступают турецким и намного превосходят показатели других стран региона. В структуре ВВП 36 % составляет промышленность, 21 % сельское хозяйство и 43 % услуги. В стране относительно развиты ткацкая, лакокрасочная и пищевая промышленность, производство различных нитей, ковров, некоторых видов оборудования и автомобилей. Началось производство каучука, бутадиона, каустической соды, серной кислоты, автопокрышек, нефтепродуктов, стального листа.
Тише едешь дальше будешь
Все это дает основание говорить об иранской экономике в переходный период от аграрно-индустриально-ремесленной с преобладанием нефтедобывающей отрасли в индустриально-аграрную с постоянным снижением роли нефти. До революции 1979 года нефть давала 90 % ВВП, теперь же благодаря диверсификации экономики ее доля опустилась ниже 20 %.
В начале 90-х годов политическое руководство Ирана и прежде всего умеренный прагматик президент А.А. Хашеми-Рафсанджани стали внедрять плановые начала в развитии экономики. Был принят и последовательно осуществлен первый пятилетний план (19901994). Прежде всего ставилась задача сделать уверенные шаги по преодолению отсталости, добиться финансовой и социальной стабильности при обеспечении экономической и финансовой независимости в условиях многоукладности хозяйства и приемлемого для большинства населения жизненного уровня. Судите сами: за пять лет рост ВВП составил 16,4 %, промышленной продукции 10,6 %, сельского хозяйства 18,1 %, инвестиции выросли на 16 %, а совокупное общественное и частное потребление на 14 %. Как видим, результаты довольно скромные, но они были достигнуты без серьезных перекосов и дисбалансов.
Осуществляемый ныне второй пятилетний план (19951999) более четко подчинен идее "третьего пути". Его суть в разумном сочетании административно-командных и монетаристских методов управления, т. е. директивности и индикативности. Фактически это план приоритетов при высокой степени свободы для субъектов хозяйствования. Роль государства весьма высока. Оно контролирует наиболее важные проекты в промышленности, нефтедобыче, по внедрению современных высоких технологий. Оно же крупнейший инвестор. Так, доля инвестиций в расходной части бюджета выросла с 33,7 % в 1993 году до 41 % в прошлом году и должна достигнуть 48 % в 1999 году, т. е. к концу второго пятилетнего плана. Кредитно-финансовая система также находится под жестким контролем государства.
Приоритеты планирования
Наша главная цель, сказал мне министр экономики и финансов Ирана Мортеза Мохаммедхан, опора на собственные силы, создание импортозамещающих отраслей. Естественно там, где это целесообразно, достижение продовольственного самообеспечения, а только в этом году мы закупим 6 млн. т пшеницы. Затем наращивание экспорта, прежде всего промышленного. В ходе выполнения первого и нынешнего второго пятилетнего плана упор делался и делается на создание инфраструктуры. На это выделяется 32 % инвестиций, на развитие транспорта 15,5 %, водного хозяйства и энергетики 9,1 %. Вопреки утверждениям Запада о тотальном огосударствлении нашей экономики частный сектор производит 27 % ВВП, в том числе почти всю сельхозпродукцию и дает до 30 % доходной части бюджета.
Правда, начало реализации второй пятилетки особенно удачным назвать нельзя темпы прироста ВВП в 1995 году снизились до 1,6 % и только в следующем году поднялись до 4,5 %. В формировании бюджетных доходов продолжают доминировать средства, получаемые от экспорта нефти и нефтепродуктов, 17 млрд. долл. в прошлом году и 18 млрд., по оценкам, в текущем.
В области налоговой политики принимались меры по улучшению прямого налогообложения. Продолжается кодификация экономической деятельности юридических и физических лиц. И как следствие объем поступлений от прямого и косвенного налогообложения уже сейчас составляет 18 % доходной части бюджета.
Особое внимание иранские власти уделяют социальным вопросам. И значительная часть населения по разным оценкам от трети до половины видит в этом непосредственный положительный результат революции 1979 года. Наряду со здравоохранением и образованием наиболее важной в социальном отношении и самой дорогостоящей является программа поддержки субсидий на основные продовольственные товары: хлеб, сахар, чай, растительное масло, брынзу, рис, а также мясо, молоко, минеральные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства. Дотации на потребление распространяются на нефтепродукты (цена литра бензина в Тегеране составляет примерно 300 руб), газ, электроэнергию, услуги связи. На социальные нужды в целом расходуется до одной трети всей расходной части бюджета.
Не все так безоблачно
Несмотря на меры, предпринимаемые государством для поддержания потребления, в течение последних лет темпы роста потребительских расходов населения в постоянных ценах вследствие инфляции и усиления неравномерности в распределении доходов постоянно снижались, а в прошлом году объем потребительских расходов сократился на 4,9 %. В этих условиях правительство было вынуждено разработать специальную программу борьбы с бедностью. Ее осуществление началось в этом году. В бюджете на эти цели предусматривается выделить почти 1,3 млрд. долл.
Финансовая система страны находится в довольно напряженном состоянии. В целях противодействия росту цен установлены лимит кредитования для банковской системы и лимит прироста денежной массы в обращении, сохраняется фиксированный курс доллара на рынке, усилен контроль за внутренним ценообразованием. Благодаря этим мерам, как ожидается, инфляция в текущем году сократится до 35 %.
Правительство пошло на ослабление валютного и внешнеторгового регулирования. В апреле 1996 года введены новые правила, по которым экспортеры промышленных товаров получили разрешение самостоятельно использовать 50 % валютной выручки для импорта товаров производственного назначения. А в августе того же года правительство приняло постановление о введении льготных условий для деятельности иностранного капитала в форме смешанных предприятий, включая перевод за границу прибыли иностранного инвестора.
На конец 1996 года внешний долг Ирана оценивался в 3032 млрд. долл. Но, по данным центробанка страны, ценой жесткой экономии успешно идет его погашение в среднем на 3,6 млрд. в год.
Но не все безоблачно на экономическом небосводе. Называя проблемы, с которыми столкнется избранный в июне президентом республики Мохаммед Хатеми, принадлежащий, как и его предшественник, к умеренно-прагматическому крылу иранского руководства, тегеранская газета "Иран дейли" перечислила среди них высокую инфляцию, вызванную монетаристской политикой поддержки государственных расходов и содержанием огромного госаппарата, хромающую банковскую систему, подорванную государственным заимствованием для строительства объектов инфраструктуры и беспроцентными займами, выделяемыми по распоряжению правительства, процветающую коррупцию, неравное распределение богатства, бегство из страны капиталов и мозгов из-за отсутствия места приложения и экономической безопасности, застой в промышленном производстве.
Флагман металлургии
Когда я попросил назвать одно из процветающих предприятий Ирана, мне указали на металлургический комбинат в Мубараке в Исфаганской промышленной зоне. Он поставляет прокатный лист для автомобильных прессов тегеранского предприятия компании "Иранходро". Построенный пять лет назад на базе новейших немецкой, итальянской и японской технологий комбинат использует непрерывную разливку стали и считается одним из самых современных. По объему производства он идет вслед за Иранской нефтяной компанией и автомобильным заводом "Иранходро" и дает 4 % ВВП.
Предприятие это возникло недалеко от старого металлургического комплекса, построенного еще при шахе с помощью СССР. Комплекс работает и поныне и производит 2 млн. т стали в год.
Новый комбинат возводили в нелегкие военные годы. И если бы не трудности с кредитом под строительство и перестроечная неразбериха в СССР, то этот контракт мог бы достаться нашей стране. В год новый комбинат выпускает 2,5 млн. т продукции. После доводки его производительность вырастет до 4 млн. т, а когда завершится сооружение третьей очереди, то выпуск продукции будет доведен до 6 млн. т. Тогда ему не будет равных на всем Ближнем и Среднем Востоке.
На комбинате трудится более 6 тыс. человек. Средняя зарплата составляет примерно 200 долл. Руду частично завозят с местных рудников, а частично из Индии. 28 цехов на площади 35 км2 образуют единую технологическую линию общей протяженностью 17,5 км.
Экскурсию по заводу, пройдя по всем его цехам и ознакомившись со всеми стадиями производственного цикла, мы завершили на складе готовой продукции. Там огромные рулоны катанки ждут отправки на автомобильный завод и на экспорт, объем которого постоянно растет.
Ставка на партнерство
Что касается отношений Ирана с Россией, то здесь существует, как единодушно констатируют представители иранского руководства, полное взаимопонимание и практически полное совпадение взглядов по широкому кругу проблем от Закавказья, Каспийского моря до Таджикистана и Афганистана, от борьбы с международным терроризмом до широкого регионального экономического сотрудничества. В Иране связи с Россией рассматривают как долговременные и стратегические. Товарооборот в прошлом году вырос вдвое против позапрошлого и достиг 400 млн. долл. Но это далеко не предел. Обе стороны хотят довести его до нескольких миллиардов в год. Россия сейчас завершает строительство двух теплоэлектростанций в Исфагане и Ахвазе (Рамине), а через три года закончит сооружение атомной электростанции в Бушехре стоимостью до 800 млн. долл.
В очередь могли бы выстроиться десятки проектов в промышленности и энергетике. Проблема лишь в том, что российская сторона пока не в состоянии выделять долгосрочные кредиты для их осуществления по государственной линии. Если не будет найдено решение, скажем, в форме кредитования со стороны крупных частных российских банков, то все эти весьма прибыльные проекты так и останутся на бумаге. Между тем конкуренты не дремлют. Так, предоставив долгосрочный кредит в 530 млн. долл., итальянцы фактически вытеснили Россию из иранской черной металлургии, а китайцы перехватили проект по тепловозо- и вагоностроению. Правда, лучик надежды блеснул, когда обе стороны недавно пришли к соглашению о создании совместных компаний с участием "Газпрома" в области энергетики, добычи и транспортировки нефти и газа.
Иран вообще выступает активным сторонником регионального сотрудничества. Это и понятно. С одной стороны, его промышленным товарам нужны защищенные рынки сбыта, с другой республика пытается противостоять американской блокаде. В перспективе же Иран мог бы стать одним из инициаторов формирования некоего евразийского экономического сообщества, которое включало бы Россию и СНГ, Китай, Индию, Иран и ряд других государств. Это было бы естественно в мире, где образовались и существуют мощные экономические блоки.
|