Алексей Быбочкин
Академик, заслуженный деятель науки и техники РФ
Интеграция минерально-сырьевого комплекса Сибири и Дальнего Востока России с прогрессирующим экономическим и технологическим потенциалом стран Азиатско-Тихоокеанского экономического региона веление XXI века.
В первой половине текущего года в Шанхае были проведены сессия социально-экономической комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и симпозиум, посвященный 50-летию этой международной организации. Участники сессии и симпозиума в своих выступлениях говорили о кардинальных изменениях во многих странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). За последние пятьдесят лет этот регион из отсталой окраины превратился в крупнейший центр мировой экономики и политики.
В настоящее время в мире формируются три центра экономической власти: один представляют Соединенные Штаты Америки, другой Объединенная Европа, а третий Азиатско-Тихоокеанский регион. На данном этапе экономика АТР развивается наиболее бурно, и, по расчетам группы ведущих аналитиков экономического совета при японском правительстве, через десять-пятнадцать лет регион будет опережать по валовому продукту как Объединенную Европу, так и США. По данным японских аналитиков, опубликованным китайской газетой «Чайна дейли», в суммарном валовом внутреннем продукте всех стран мира доля двадцати двух азиатских стран, преимущественно бывших колоний, возрастет с 25,4 % в 1990 году до 31 % в 2010 году. В то же время доля стран Объединенной Европы (бывших метрополий) снизится в тот же период с 29,7 до 26,1 %, а доля США с 27,3 до 23,6 %.
Эксперты отмечают, что среди стран, входящих в Азиатско-Тихоокеанский регион, также произойдут соответствующие подвижки: доля Китая в валовом внутреннем продукте мира возрастет с 1,7 % в 1990 году до 4,6 % в 2010 году, а доля Японии, наоборот, сократится соответственно с 4,3 до 2,2 %. Анализ приведенных данных об экономическом развитии стран АТР в стратегическом плане позволяет прогнозировать, что отношения как между тремя экономическими центрами, так и в границах каждого центра в отдельности будут развиваться неравномерно, а иногда весьма драматично. Следует ожидать неизбежных противоречий и конфронтаций, но при этом будет интенсивно происходить дальнейшая интеграция экономического и технологического потенциала государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Вероятно, XXI век станет веком глобального доминирования политики, экономики и культуры стран региона. Уместно в этой связи заметить, что реформируемая Россия в названном экономическом треугольнике занимает особое место. Россия связывает этот треугольник в единое целое. Такое положение нашей страны может и должно стать одним из важнейших источников ее экономического благополучия.
Реализация этого тезиса безусловно возможна, если Россия мобилизует в новых исторических условиях свой огромный природный, минерально-сырьевой, технологический, интеллектуальный потенциал и использует его в интересах процветания государства и его народа. Достаточно напомнить, что минерально-сырьевой потенциал России в несколько раз превышает потенциал США. Россия располагает 45 % мировых запасов природного газа, 13 % нефти, тогда как США имеют в своих недрах 3 4 % мировых запасов нефти и природного газа, хотя потребляют третью часть их мировой добычи.
Современный ресурсный потенциал России в расчете на душу населения в 22,5 раза превышает потенциал США, в 6 раз ФРГ, в 1820 раз Японии. Уникальные минерально-сырьевые ресурсы Сибири и Дальнего Востока России, соседствующих с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, могут являться долговременным стратегическим резервом для развития экономических связей с АТР. Как в ближайшей перспективе, так и в стратегическом плане экономическая независимость и государственная безопасность России, ее интеграция в мировую экономику во многом будут зависеть от эффективности дальнейшего сотрудничества с КНР, Индией, Японией, Индонезией, Малайзией, Вьетнамом, Таиландом, Южной и Северной Кореей и др.
Несмотря на огромные минерально-сырьевые ресурсы Сибири и Дальнего Востока (рыночная стоимость извлекаемых запасов из недр этих районов оценивается в десятки триллионов долларов), экономика России сейчас обращена в сторону Запада: 40 % внешней торговли России ориентируются на западные страны, тогда как, например, доля внешней торговли России с Китаем и Японией составляет около 6 %. А ведь только в недрах Дальнего Востока, по оценке экспертов, сосредоточено 30 % прогнозируемых запасов угля, нефти, газа бывшего Советского Союза. На территории Дальнего Востока и Сибири разведано более 73 видов полезных ископаемых, в том числе черных, цветных и редких металлов, платиноидов, золота, серебра, алмазов, плавикового шпата.
Инвестирование проектов промышленного освоения минеральных богатств Дальнего Востока странами АТР на взаимовыгодных условиях, несомненно, явилось бы мощным импульсом дальнейшего развития экономических связей России со странами региона.
Наиболее эффективным направлением в развитии экономических связей России в области минерально-сырьевого комплекса следует признать сотрудничество заинтересованных сторон на компенсационной основе. Такая форма сотрудничества России уже много лет развивается со странами Западной Европы Австрией, ФРГ, Италией и Францией. Эти страны поставляют России стальные газопроводные трубы большого диаметра, оборудование для обустройства газовых промыслов и строительства газопроводов, получая взамен природный газ. Таким же способом можно осуществлять инвестирование строительства горнодобывающих и перерабатывающих минеральное сырье комплексов на Дальнем Востоке и в Сибири, погашая кредиты стран-инвесторов поставками минерально-сырьевой продукции.
В АТР полезные ископаемые с давних времен активно влияют на характер межгосударственных отношений. Нередко они служат причиной конфликтов и прочно занимают важное место при определении политических и экономических интересов стран региона.
Взгляд на карту полезных ископаемых государств, входящих в Азиатско-Тихоокеанский регион, свидетельствует о неравномерности их распределения по отдельным странам и по минералогической специализации. Еще в тридцатых годах российский ученый академик С.С. Смирнов в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона выделил Тихоокеанский рудный пояс, в пределах которого известны крупные мирового класса месторождения вольфрама (Китай, Южная Корея), олова (Китай, Малайзия, Индонезия, Таиланд и др.), молибдена (Китай), сурьмы и ртути (Китай), золота (Индия, Индонезия, Китай, Филиппины и др.), цветных металлов (Бирма, Китай, Вьетнам, Япония, Северная Корея и др.). На протяжении многих десятилетий страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Южная Корея и другие) являются крупными производителями и поставщиками на мировой рынок оловянной, вольфрамовой, сурьмяной, ртутной продукции, а также ильменита, циркона, монацита и др. На территории региона известны также крупные месторождения мирового класса углей, черных металлов (Индия, Китай), месторождений меди, свинца, цинка, алюминия, никеля, золота, серебра, алмазов, титана, атомного сырья (Китай, Бирма, Таиланд, Кампучия, ДРВ и др.), нефти и газа (Индонезия, Индия, Китай, Бруней, ДРВ). Перечисленными полезными ископаемыми минерально-сырьевой комплекс государств АТР не исчерпывается, особенно если учесть неравномерность геологического изучения недр этих стран, масштабы их территорий и объемы собственного потребления минерального сырья в недалеком прошлом. Горнодобывающие отрасли стран региона в основном работали на экспорт. Таким образом, современную политическую карту региона нельзя «вслепую» накладывать на сформировавшуюся в течение десятков и сотен миллионов лет карту полезных ископаемых. Разумеется, Китай и Индия с их огромными территориями располагают большим числом месторождений мирового класса. Так, например, Китай обладает гигантскими месторождениями олова, ртути, сурьмы, молибдена, равных которым нет в мире. Вместе с тем, другие государства региона, имеющие небольшую территорию, оказались щедроодаренными природой крупными месторождениями одного или двух видов полезных ископаемых.
Общей проблемой стран Азиатско-Тихоокеансакого региона, в первую очередь для Японии и Южной Кореи, является дефицит природного газа и нефти. Несмотря на благоприятные прогнозы, решить проблему обеспечения энергоресурсами за счет открытия и освоения морских месторождений даже в дальней перспективе задача нереальная.
Другими словами, потребность самого динамичного по темпам развития экономики Азиатско-Тихоокеанского региона в минеральном сырье и в первую очередь в природном газе и жидком топливе в ближайшей перспективе не может быть удовлетворена. Поэтому правительственные и промышленные круги Южной Кореи и Японии еще в конце восьмидесятых годов изучали возможность использования природного газа и нефти Якутии и Сахалина в интересах своих стран. Мне в составе внешнеэкономической делегации Советского Союза довелось участвовать в переговорах с представителями южнокорейского концерна «Хенде» и министерства промышленности и экономики Японии на предмет совместного освоения месторождений нефти и газа Якутии и Сахалина. Этот проект по своему техническому, технологическому и экономическому содержанию не имеет аналогов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он предусматривает на первом этапе стабильную подачу до 30 млрд. м3 природного газа в год в этот регион.
Трасса трубопровода по территории России должна протянуться вблизи разведанных месторождений черных, цветных, редких и благородных металлов, фосфатов и калийных солей, других полезных ископаемых, способных стать в перспективе объектами совместной разработки с зарубежными инвесторами. Предполагается также, что трасса пройдет через Хабаровск, Благовещенск и Владивосток. Это позволило бы газифицировать указанные города и прилегающие к ним населенные пункты и тем самым улучшить топливно-энергетический баланс этого региона России, ощущающего острый дефицит в энергоносителях. Реализация проекта имела бы важное не только экономическое, но и политическое значение для дальнейшего развития процессов интеграции экономики Сибири и Дальнего Востока России с экономикой стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот проект явился бы мощным импульсом для развития добывающих и перерабатывающих минеральное сырье металлургических, горнохимических, лесообрабатывающих комплексов Сибири и Дальнего Востока.
|