Евгений Верников
АО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК) относится к числу крупнейших металлургических предприятий мира. Комбинат выпускает самый широкий ассортимент продукции среди предприятий России и СНГ, имеет более 250 клиентов на рынке стали в России и 270 в других государствах СНГ. С началом реформ АО "ММК" начало поставлять на экспорт металлургическую продукцию разнообразного назначения. Структура экспорта изменилась в сторону увеличения доли готовых видов проката (холоднокатаного листового, белой жести, холоднокатаной ленты, оцинкованного проката).
Существующие в настоящее время на АО "ММК" станы холодной прокатки в перспективе не смогут удовлетворять запросы отечественного автомобилестроения и машиностроения в листовой продукции с существенно лучшими техническими характеристиками и более привлекательным товарным видом. Именно поэтому стан 2000 холодной прокатки стал главным объектом реконструкции металлургического комплекса после пуска ККЦ и стана 2000 горячей прокатки. Стан будет крупнейшим не только в России, но и в Европе.
В конкурсе, организованном комбинатом, участвовало несколько фирм ведущих мировых поставщиков металлургического оборудования. После изучения коммерческих предложений заказ выиграла на закрытых торгах фирма "СМС Шлеман-Зимаг" (ФРГ).
В 1993 году АО "ММК" и фирма "СМС" подписали контракт на сумму 1023 млн. немецких марок о сооружении комплекса цеха со станом 2000 "под ключ". Основные характеристики производимой станом продукции: 1,2 млн. т отожженного холоднокатаного листа в рулонах и 0,8 млн. т нагартованного листа в год.
После ввода мощностей первого этапа стан 2000 должен производить более 1 млн. т низколегированных углеродистых сталей толщиной от 0,35 до 2,5 мм, шириной от 650 до 1800 мм в рулонах весом до 30 т и листах для автомобильной промышленности, машиностроения, промышленности стройматериалов, производства бытовой и промышленной техники (главные клиенты: ВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, АЗЛК, ЗИЛ, Ижсталь, Ульяновский автозавод, УралАЗ, Ликинский, Павловский, Курганский автобусные заводы и т. д.).
После подписания контракта немецкой стороной была проделана значительная работа: размещены заказы на изготовление основного технологического оборудования, создан консорциум по проектированию, поставкам и выполнению строительно-монтажных работ, начата разработка строительной документации. С трестом "Магнитострой" подписано соглашение, в рамках которого трест выполнил в счет выплаченного комбинатом аванса строительные работы (на сумму около 27 млн. немецких марок).
В 1994 году АО "ММК" вынуждено было приостановить работы по данному проекту. Главные причины нехватка оборотных средств, а также удорожание стоимости проекта на 30 % за счет роста налогов. Однако, учитывая большую важность проекта для обеих сторон, АО "ММК" и фирма "СМС" решили не прерывать сотрудничества. Они стали совместно искать пути выхода из кризисной ситуации.
Каково нынешнее состояние совместного проекта? На этот вопрос отвечает член правления фирмы "СМС Шлеман-Зимаг" господин Вильфрид Бальд:
Мы исходим из того, что осенью 1996 года новая программа финансирования строительства стана 2000 холодной прокатки должна быть готова и наша сторона сможет немедленно начать дальнейшую реализацию проекта в тех временных рамках, которые предусмотрены контрактом сдать объект "под ключ" через 36 месяцев. Этому благоприятствуют и нынешние отношения, которые сложились между нашими странами. В ФРГ очень заинтересованы в политической и экономической поддержке России. На наш взгляд, большую роль в осуществлении проекта сыграет и Указ Президента России о государственной поддержке инвестиционной программы АО "ММК".
В строительстве и пуске стана 2000 холодной прокатки в равной степени заинтересованы обе стороны. Во-первых, это позволит организовать дополнительные рабочие места, во-вторых, значительно повысить качество обработки листа, т. е. возрастет цена конечной продукции. Она станет более конкурентоспособной на мировом рынке. У магнитогорских металлургов есть очень хорошая техническая база для производства продукции высокого качества и ее надо использовать с высокой эффективностью.
Этот проект важен для российской стороны еще и потому, что позволяет привлекать к его реализации магнитогорских строителей, поддерживать заказами некоторые машиностроительные предприятия. У нас уже есть хороший опыт сотрудничества с трестом "Магнитострой". Мы считаем, что на основе этого опыта можно будет реализовывать проекты в третьих странах, поэтому у нас очень большой интерес к развитию партнерства. Нам нужны компетентные партнеры при изготовлении стальных конструкций и монтаже оборудования, так как наша фирма осуществляет в основном так называемые шеф-монтажные работы, надзор за качеством монтажа. Исходя из этого, мы уже провели предварительные переговоры с заводом "Марс" дочерним предприятием металлургического комбината о размещении на этом заводе заказов на изготовление некоторого оборудования. Мы вообще заинтересованы в том, чтобы большую часть сменного оборудования, простых узлов изготавливать в Магнитогорске.
Мы стараемся привлечь для участия в наших проектах и другие машиностроительные заводы России. Сейчас сотрудничаем с Новокраматорским заводом при реализации одного из наших проектов в третьей стране. Хотели привлечь к этому заказу и "Уралмаш", но, к сожалению, они не успевали в установленные нами сроки, хотя не сомневаюсь, что заказ был бы выполнен с высоким качеством.
Участвуя в проекте стана 2000 холодной прокатки, я сделал для себя один очень важный вывод, подчеркнул в заключение Вильфрид Бальд, реализация таких больших проектов в такое сложное время, как сейчас, способствует более тесным человеческим отношениям, лучшему взаимопониманию между нашими странами.
|