Владимир Печик
Главный специалист отдела экспортной политикиуправления внешнеэкономической деятельности Комитета РФ по металлургии
Светлана Степанова
Вице-председатель правления Союза экспортеров металлопродукции России
В последние годы производители и продавцы металлопродукции испытывают возрастающее давление, инициируемое международными экологическими организациями. Под гуманными и общепризнанными лозунгами охраны здоровья человека и окружающей среды, но без достаточных научных обоснований или ссылок на прецеденты эти организации пытаются ввести ограничения, в частности, в сферу трансграничной и транзитной перевозки металлургического сырья.
В Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением отсутствует четкое определение термина "опасные отходы". Здесь появляется широкое поле для толкования. Степень опасности тех или иных веществ оценивают национальные органы охраны окружающей среды.
Свой вклад в перечень опасных отходов решило внести и Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. В разработанном этим министерством проекте постановления Правительства РФ "О государственном регулировании трансграничных и транзитных перевозок отходов в Российской Федерации" были названы все категории отходов черных и цветных металлов, литейный чугун, зола и шлаки, содержащие цветные и драгоценные металлы, нефтяной кокс, каменноугольный пек, т. е. практически все сырье вторичной металлургии, для алюминиевой и углеродной промышленности, традиционно закупаемое по импорту из-за отсутствия или нехватки отечественного, попало в разряд опасных отходов.
Оформление трансграничной перевозки этих материалов в соответствии с Базельской конвенцией требует сложной и длительной бюрократической процедуры, включая письменное согласование между компетентными органами государств экспорта, импорта и транзита. Поэтому можно представить, какие трудности причем ненужные, искусственные возникнут в обеспечении металлургической промышленности сырьем.
По логике Минприроды РФ, алюминиевая банка из-под пива или шоколадная обертка превращаются не просто в отходы, а в опасные отходы, транспортировка которых через госграницу подлежит государственному регулированию.
Между тем, ежегодно в мире перерабатывается свыше 200 млн. т металлического скрапа, золы, шлаков и других остатков, в том числе свыше 50 млн. т металлического скрапа продается на мировом рынке. Так же, как и первичная металлургия, переработка вторичного металлургического сырья составляет основу мировой индустрии. Государство, обладающее эффективной технологией переработки вторичного металлургического сырья, сохраняет свои природные ресурсы и получает экономическую выгоду. С экологической точки зрения переработка вторичного металлургического сырья является более чистым процессом, чем первичная металлургия.
Легкость, с которой Минприроды РФ пытается наклеить ярлык "опасные отходы" на все без исключения вторичное металлургическое сырье, создает прецедент для дальнейшего распространения дискриминационных мер в отношении этих материалов. Такая попытка, например, была предпринята на проходившей в апреле 1996 года в Лондоне конференции Международной морской организации, созванной для доработки и подписания международной Конвенции об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем опасных и токсичных веществ. В параграф 5 статьи 1 проекта Конвенции, определяющей перечень веществ, транспортировка которых по морю подлежит обложению дополнительными страховыми сборами, были включены такие виды металлургического сырья, как уголь, нефтяной кокс, каменноугольный пек, концентраты цветных металлов, металлизированные окатыши и брикеты. Сюда же попали древесная щепа и опилки, рыбная мука и ряд других веществ растительного происхождения.
Перевозимые "навалом" перечисленные материалы были перенесены в проект Конвенции из Международного Морского Кода опасных грузов (IMDG), в котором они значатся как вещества с низкой степенью опасности. А объединяет их всех в качестве опасных способность поглощать кислород. Поэтому IMDG Код, не устанавливая каких-либо ограничений на их перевозку и размещение в грузовых отсеках корабля, предупреждает о необходимости контроля за воздушной средой в трюме при работе людей с этими грузами. Тем не менее, по формальной принадлежности к IMDG Коду эти вещества были включены в проект Конвенции теперь уже не просто как опасные, но еще и как токсичные.
Ежегодные морские перевозки этих материалов исчисляются десятками миллионов тонн. Налагая на их перевозку дополнительные сборы, разработчики Конвенции рассчитывали создать новый крупный страховой фонд. Энергичные протесты промышленных кругов возымели результат: официальные представители абсолютного большинства государств, представленных на этой конференции, проголосовали против включения в указанную Конвенцию низкоопасных веществ, перевозимых "навалом".
Мы отнюдь не сторонники превращения территории России в мировую свалку промышленных отходов, однако хотели бы предупредить о другой угрозе: необоснованное, огульное причисление к категории опасных всех веществ, поименованных в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности как отходы, шлаки, зола и т. п., может нанести ущерб металлургической промышленности и в целом экономике России.
По нашему мнению, за исключением отходов и веществ, отнесенных Базельской конвенцией к категории опасных, процедура контроля за трансграничной и транзитной перевозкой других отходов должна носить уведомительный характер с предоставлением в таможенные и природоохранные органы данных о химическом составе перевозимых отходов и их переработчиках.
Запретительный список отходов и опасных веществ может расширяться только по мере получения соответствующих научных обоснований. Формально-административный подход, который демонстрирует Минприроды РФ, в данном случае неприемлем.
|