Николай Курбатов
Яркие, как апельсин, тяжелые бульдозеры-трубоукладчики "Комацу" держат на весу изогнувшуюся нитку стальной трубы, на которой можно различить, глядя в иллюминатор вертолета, слово "Маннесманн". Летим вдоль трассы магистрального газопровода Уренгой Торжок. Под нами снежная пустыня, зимник, костры... Вскоре приземляемся в вахтовом поселке. Начальник "Главсибтурбопроводстроя" Николай Курбатов ведет полевую планерку в мехколонне. Колонна идет темпом два километра "трубы" в сутки, чтобы поспеть до первой оттепели.
Н. И. Курбатов один из самых ярких инженеров и организаторов, построивший на своем веку десятки тысяч километров трансконтинентальных газо- и нефтепроводов. Ныне он работает в Москве, на Житной, в АО "Роснефтегазстрой", в которое преобразовался бывший Миннефтегазстрой. Ведает вопросами технической политики.
Редакция журнала "Металлы Евразии", начавшая обсуждение проблем импортозамещения газопроводных труб в № 2 ("Не так-то просто перехватить подряд у "Маннесманна"), предложила Н. И. Курбатову высказать свой взгляд на эту актуальную для экономики страны тему.
Миннефтегазстрой в течение трех десятилетий был основным заказчиком и потребителем отечественных труб. Отрасль выполняла растущие из года в год объемы работ по созданию и наращиванию мощностей для добычи и транспортировки нефти и газа. Практически все эксплуатируемые в настоящее время магистральные нефте- и газопроводы, подавляющее большинство промысловых трубопроводов построены предприятиями нашего ведомства ныне АО "Роснефтегазстрой". В связи с этим наше сотрудничество с трубной промышленностью отечественного металлургического комплекса имеет не только многолетнюю практику, но и весьма интересный опыт.
Работали рука об руку
Кроме жестко установленного порядка на уровне отраслей об обязательном взаимном согласовании всех нормативно-технических документов, перспективных и текущих планов и программ, существовали неформальные доверительные отношения. На основных трубных заводах постоянно находились наши, подрядчиков, представители или назначенные самим заводом кураторы группы строительных организаций. С этими людьми строительные тресты и даже трассовые стройуправления оперативно (по телефонному звонку или телеграмме) могли решить практически любые технические и производственные вопросы, например, изменение марок стали, сортамента, сроков, адресов отгрузки труб и другие. Вместе с тем в наших взаимоотношениях с трубной промышленностью всегда существовал конфликтный вопрос, связанный с качеством выпускаемых труб. По моему мнению, вопрос этот сложный и неоднозначный даже в оценках.
С одной стороны, первые выходы в нефтяные и газовые регионы Западной Сибири с суровыми природно-климатическими условиями без какого-либо предшествующего опыта в отечественной и мировой практике были нами осуществлены с использованием труб отечественного производства. В 70-е годы впервые в мировой практике из отечественных труб и стали марки 09Г2С были построены трубопроводы в условиях Заполярья и вечной мерзлоты: трубопровод Мессояха Норильск, Таас Тумус Якутск Покров, Газ Сале Тазовский.
Из отечественных труб были построены также первые трубопроводы Западной Сибири: нефтепроводы Шаимь Тюмень в 1965 году, Усть-Балык Омск в 1967 году, газопровод Игрим Серов, Медвежье Надым Пунга и другие. Технические характеристики труб, используемых для этих трубопроводов, отвечали проектным параметрам и обеспечивали надежность магистралей. Большинство из указанных трубопроводов находится в эксплуатации и в настоящее время.
В последующие годы накапливалось отставание отечественной трубной промышленности от эксплуатационных требований, предъявляемых нами и заказчиками, а также от технического уровня и качества труб импортной поставки. Одной из основных причин отставания, по нашему мнению, явились изъяны существовавшей в те годы экономической системы. В связи с бурным развитием нефтяной и газовой промышленности в стране трубы оказались одним из самых дефицитных материалов. В 1980 1990 годы в стране выпускалось более 20 млн. т стальных труб. Этого огромного, по меркам любой страны, тоннажа все же не хватало народному хозяйству. Трубы дополнительно закупались по импорту.
Один лишь Миннефтегазстрой ежегодно потреблял 6 или 7 млн. т, в том числе до 3 млн. т импортных труб. При обосновании в правительстве закупок за границей в расчет бралось лишь одно обстоятельство: невозможность в ближайшее время освоить отечественной промышленностью производство труб, аналогичных по параметрам качества зарубежным. Кроме того, при согласовании технических условий на поставку труб с западными фирмами в контракты записывались жесткие и повышенные требования к качеству.
Каждое дополнительное требование к иностранным поставщикам стоило денег, и немалых. И страна их платила. Тем самым, за счет наших валютных средств осуществлялось техническое перевооружение экспортеров, реализовывались программы повышения технического уровня трубной промышленности основных сегодняшних конкурентов фирм Германии, Италии, Японии и других стран. В то время как российские трубные заводы работали на "вал", продавали продукцию по прейскурантам и фиксированным ценам, а инвестиции вкладывались в строительство новых маломаневренных трубопрокатных заводов. Так парадоксальным образом миллиарды выручаемых страной за экспорт нефти и газа долларов инвестировались в развитие не своих, а заграничных трубных производств. Сегодня мы пожинаем плоды тогдашней недальновидной политики. Сейчас многое изменилось.
Новый хозяйственный механизм на первом этапе открывал возможности по-новому подступиться к проблеме качеству и конкурентоспособности труб отечественного производства. И в самом деле, были предприняты крупные капитальные вложения, но... Последовавший за первыми преобразованиями всеобщий хаос в экономике нарушил положительные тенденции.
Откуда дороговизна?
Экономический кризис в равной степени поразил как строителей трубопроводов, так и их поставщиков и производителей труб. Так предприятия и организации "Роснефтегазстроя" в 1995 году построили и ввели в эксплуатацию 6540 км трубопроводов, в том числе магистральных газонефтепроводов 2970 км, распределительных сетей 1062 км, промысловых трубопроводов 1449 км, водоводов 59 км. Из крупных газопроводов, построенных из труб большого диаметра, участки магистралей Север Тюменской области Торжок (1400 мм), Тула Торжок (1200 мм), Торжок Долина (1400 мм) и газопровод Новосибирск Барнаул (720 мм). Много ли это? Масштабы строительства в сравнении с объемами работ, выполняемыми в этой области ведущими западными фирмами, остаются пока весьма крупными. Однако они составляют лишь 26 % от среднегодовых темпов строительства в 1986 1990 годы.
Примерно до такого же уровня упали объемы производства труб на отечественных заводах. Эти заводы имеют сейчас 30 %-ную загрузку, что не могло не сказаться отрицательно на стоимости труб. Хотя это и не главная причина роста цен, однако падение объемов производства при сохранении условно-постоянных расходов в сочетании со стремительным удорожанием всех других составляющих практически "съело" ценовое преимущество отечественных труб в сравнении с импортными. По нашим оценкам, в настоящее время отечественные трубы в среднем дешевле импортных всего на 10 %. Это обострило конкуренцию, которая и без того складывалась в последние годы не в пользу отечественных производителей труб. Продолжаются крупные закупки импортных труб. Причем они все более приобретают не только необоснованный, но и неорганизованный характер.
Труба "по-македонски"
Беда в том, что зачастую закупку осуществляют российские компании и фирмы, не имеющие опыта и необходимой квалификации. Вдруг на отечественном рынке появились трубы производства Греции, Аргентины, Македонии, Турции и других стран, которые раньше в нефтяной и газовой промышленности России не применялись, не проходили сертификации на соответствие отечественным стандартам и условиям эксплуатации.
Полигон для полномасштабных испытаний труб, который находится в составе ВНИИСТ (Всероссийского научно-исследовательского института строительства трубопроводов), в последние годы практически не имеет заказов на аттестации импортных труб. В этом году, например, ВНИИСТ имеет контракты на испытания спирально-шовных труб Волжского завода и аттестацию труб 1020 мм Новомосковского завода. На импортные трубы заказов на испытания нет.
Одновременно с экономическими трудностями возрастают технические требования. В последние годы освоение нефтяных и газовых ресурсов смещается в приполярные районы Ямал, Восточную Сибирь, глубоководные шельфы морей. Ухудшается внешняя среда. Другого качества нефть и газ.
Старые, работающие десятилетиями магистрали, по которым перекачиваются на огромные расстояния газ и нефть, в значительной степени изношены. Накопились огромные объемы отложенных капитальных ремонтов.
Для условий повышенного давления на забое глубоких скважин требуются высокопрочные трубы. При наличии агрессивного сероводорода в месторождениях нефти и газа требуются трубы, обладающие высокой стойкостью к сернистой среде, а для транспортировки охлажденного газа хладостойкие трубы.
В перспективе, по-видимому, будет увеличиваться спрос на трубы сложного качества, с комбинацией различных свойств. Российские металлурги пытаются поспевать за техническим прогрессом. И ряд перспективных технологий удалось реализовать.
Технологический сдвиг
Готовы ли российские производители труб ответить на запросы рынка, конкурировать с "Маннесманом" и другими иностранными поставщиками "Газпрома"? Ответ на этот вопрос отчасти положительный. Созданы электросварные трубы из стали 14ГБШ (шлаковый переплав), стойкие к сероводородному растрескиванию под напряжением. Для сероводородной среды разработана также технология производства бесшовных, устойчивых к коррозии труб из стали марок 12ГФ и 12ГФА. Полномасштабные испытания указанных труб показали соответствие их требованиям технических условий.
На Выксунском металлургическом заводе разработана технология производства труб в северном исполнении из сталей марок 10Г2БТЮ и 10Г2ФБТЮ. На Новолипецком металлургическом комбинате освоено производство стали для хладостойких труб. При прокатке на стане 2000 НЛМК использовались режимы с оптимизацией температуры и под контролем АСУТП. В результате комплексных исследований и полигонных испытаний указанные трубы проверены и признаны пригодными для сооружения газопроводов на рабочее давление 75 атмосфер с температурой эксплуатации до -40 oС.
Разработана и начата реализация программы создания на Выксунском, Челябинском и Волжском трубных заводах отделений по нанесению на трубы антикоррозионного покрытия из полиэтилена и эпоксидных материалов. Словом, технологический задел для конкуренции на равных, и это касается доброй половины всего сортамента труб, в российской металлургии создан. Реализовать этот потенциал мешают финансовая обескровленность заводов, нехватка оборотных средств и кредитов. Поэтому, на наш взгляд, правительству следует решить все проблемы, вставшие перед отечественной трубной промышленностью, безотлагательно. Вряд ли удастся без государственной поддержки и обоснованной защиты российских производителей решить задачу импортозамещения.
|