Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Письма в редакцию Первая линия Экономика Евразия, 2005 год Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Горное дело Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Конфиденциально Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла Инвестиции и финансы
Редкие и редкоземельные металлы
№2' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2

"ЯДЕРНЫЙ СИНДРОМ" СТАЛ ВОСПОМИНАНИЕМ
КТО СТАНЕТ ВЛАДЕЛЬЦЕМ УРАНОВЫХ КОПЕЙ В БОГЕМИИ?



Игорь Шамшин(Прага)
Корреспондент ИТАР-ТАСС в Чехии – специально для журнала "Металлы Евразии"

    Одним из программных обещаний лидеров "бархатной" революции, свалившей тоталитарный режим в Чехословакии, было прекращение добычи урана в республике и постепенный отказ от эксплуатации АЭС. Чехи и словаки, составлявшие до 1993 года единое государство, потрясенные размерами трагических последствий чернобыльской катастрофы, активно поддерживали экологические движения страны, требовавшие отказаться от "заигрывания с атомной стихией, грозящей человечеству глобальными катастрофами".
    В немалой степени благодаря своей "зеленой" озабоченности к власти в стране пришли демократические силы, нашедшие полную поддержку у населения республики. Но неумолимая экономика, отторгающая политические лозунги популизма, требует прагматичных решений. И остановленное было строительство АЭС "Темелин" (Южная Чехия) вновь было запущено на полные обороты в 1994 году в связи "с необходимостью получения дешевой энергии".
    Согласно планам правительства, к ныне действующей АЭС "Дукованы" (Южная Моравия) к началу 1997 года присоединится и "Темелин", обеспечив, таким образом, полное удовлетворение потребностей Чешской Республики в электроэнергии. А вот какова будет через два года схема их снабжения ядерным топливом – вопрос, остающийся открытым.

    Образуются излишки

    Дело в том, что правительство Чехии, в чьей исключительной компетенции остаются вопросы, связанные с добычей урана, месторождения которого в стране считаются самыми крупными в Центральной Европе, все еще не решило – сколько его необходимо добывать и для кого. Ответ на это следует искать в русле анализа двух факторов. Во-первых, какова перспектива развития ведущего разработку и добычу урана государственного предприятия "Диамо", ныне формирующего свою политику совместно с государственным объединением "Чешские энергетические заводы", являющегося его единственным покупателем. Во-вторых, станет ли производство отечественного урана, стоимость которого значительно выше, например, предлагаемого на мировом рынке российского, стратегическим ориентиром для чешской экономики, и будут ли найдены эффективные способы его удешевления в ближайшей перспективе.
    "Диамо", которое специалистам России и стран СНГ больше известно под своим прошлым названием – Главное государственное управление чехословацкой урановой промышленности, с конца 1989 года реализует долговременную правительственную программу сокращения добычи урана. Еще шесть лет назад, до "бархатной" революции, в Чехии ежегодно добывалось в среднем 3000 т урана. Практически все это количество экспортировалось в СССР.
    Целью правительственной программы, принятой под давлением Запада, было отказаться от экспорта стратегического сырья, необходимого для изготовления ядерных боезарядов, и сократить его добычу до размеров, необходимых для удовлетворения потребностей ядерной энергетики бывшей ЧСФР. Максимум ежегодного потребления АЭС Чехии и Словакии был тогда определен в 1100 т. С распадом Чехословакии "внутренние потребности" республики сократились до 700 т.
    В связи со срывом первоначально утвержденного графика ввода в эксплуатацию АЭС "Темелин" в 1995 году образовался избыток добытого урана в 400 т. В текущем году при сохранении прошлогодних темпов добычи этот излишек, возможно, увеличится до 900 т.

    Ситуация на шахтах

    Из-за убыточности производства возможности "Диамо" весьма ограничены. Согласно утверждению экспертов министерства промышленности и торговли Чехии, если бы предприятие прекратило добычу, это сэкономило бы значительные средства. Однако неоднократно обсуждавшаяся правительством после "бархатной" революции возможность его ликвидации была, по трезвому расчету, отвергнута как "абсурдная". Страна должна обеспечивать свои АЭС собственным ядерным топливом.
    Кроме того, если бы хотя бы на один год добыча урана была приостановлена, возникла бы реальная угроза того, что, в связи со специфическими особенностями чешской экономики, его дальнейшая разработка оказалась бы невозможна без огромнейших материальных затрат. В этой ситуации государство решило выделить дополнительные инвестиции "Диамо".
    Аргументы, которыми оперировало правительство, выделяя бюджетные средства предприятию, сводились к тому, что для казны выгоднее поддерживать убыточное производство, чем тратить большие средства на его дальнейшее сокращение. Кроме того, в качестве возможной перспективы, если политические интересы Чехии, стремящейся быстро войти в структуры Запада, не будут противоречить этому, излишки добытого урана можно будет продавать на мировом рынке. И компенсировать хотя бы какую-то часть финансовых затрат.
    Добыча урана в Чехии началась сразу же после ее освобождения Советской Армией в мае 1945 года. Уже в то время, когда существовала третья буржуазная республика, чья экономика была построена по рыночному принципу, его разработка и добыча осуществлялись полностью за счет государства. Все сырье, согласно договору между Прагой и Москвой за почти символическую цену, которая была установлена чехословацким правительством "в качестве одного из знаков признательности за помощь Советского Союза в восстановлении разрушенного войной хозяйства", экспортировалось в СССР. К началу 1961 года в республике добывалось 3000 т урана ежегодно. В отрасли было занято 56 тыс. человек.
    Все поставки в СССР прекратились в 1990 году (за послевоенный период в Советский Союз было вывезено 98 тыс. т урана). Большую часть дотаций из госбюджета на производство урана сняли в 1991 году. Ныне средства отпускаются лишь на "минимально достаточное поддержание жизнеспособности отрасли". Сегодня на шахтах и вспомогательных производствах "Диамо" задействованы лишь 7 тыс. рабочих и служащих. Из пяти шахт, где до 1990 года велась добыча, ныне эксплуатируются только две: "Дольни Рожинка" (Моравия) и "Страж-под-Ралскем" (Северная Чехия).
    В "Дольни Рожинке" на шахте занято 2 500 человек. Главная причина, по которой она пока не закрыта, – угроза социальных потрясений в районе, где практически каждая семья связана с работой на урановых копях.
    Единственной шахтой, которая, возможно, останется в ближайшие годы в Чехии, будет "Страж-под-Ралскем". Сырья хватит, как минимум, на 50 лет. В случае ее закрытия и постепенного истощения запасов урана, хранящихся ныне на секретных республиканских складах стратегического сырья, через 8 лет чешские АЭС станут полностью зависимы от импортного сырья.

    Чешский уран интересует французов

    Возможности экспорта урана из Чехии, чего не желает пока ее правительство, весьма ограничены. На мировом рынке предлагается уран по более низким ценам, чем та, за которую его могло бы продавать без убытка "Диамо". Если бы чешские АЭС находились в частных руках, то, как полагают эксперты, их владельцы, несомненно, покупали бы более дешевое импортное ядерное горючее.
    Понимая, что надо искать пути к удешевлению урана, руководители "Диамо" настаивают на крупных государственных инвестициях, которые должны быть направлены на приобретение современных технологий. По их подсчетам, в случае выделения бюджетом 3 млн. долл., уже в ближайшие месяцы после их освоения расходы на добычу 1 т уранового сырья сократятся на 30 %.
    Из подготовленного в прошлом году экспертами министерства промышленности и торговли Чехии доклада о ситуации на мировом рынке урана следует, что добыча этого стратегического сырья не поспевает за спросом. В 1994 году в мире было произведено 36 тыс. т урана, а потребности в нем, исключая запросы военно-промышленных комплексов стран атомного клуба, составили 54 тыс. т.
    Руководители "Диамо" с согласия правительства ныне пытаются возбудить интерес к чешской урановой промышленности у Запада. Сейчас ведутся переговоры с США, Германией и Францией о возможном участии фирм этих государств в добыче урана. По некоторым сведениям, просочившимся в местную печать, наибольшую заинтересованность к чешским предложениям проявляет Франция.
    В момент пуска в 1997 году на полную мощность АЭС "Темелин" внутренние потребности Чехии в уране возрастут до 900 т в год. Кроме постепенного увеличения его добычи, будут сокращаться хранящиеся на стратегических складах излишки ядерного сырья, считающиеся правительством республики чрезмерными.
    Теперь уже ясно, что разрыв деловых связей с Россией поставил урановую промышленность Чехии на грань катастрофы. Впрочем, по прогнозам министерства промышленности и торговли, с 1977 по 2000 год произойдет "гармонизация производства ядерного сырья с его потреблением в стране и возможностями бюджета, куда начнут поступать средства за производимую на АЭС "Темелин" энергию". Будем надеяться, что этот прогноз оправдается.
    Статья подготовлена на основе доверительных бесед в министерстве промышленности и торговли Чехии, а также сведений, предоставленных автору рядом достоверных источников, не желающих быть названными в прессе.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение