Владимир Зимич
Президент Союза маркшейдеров России
Константин Ворковастов
Главный редактор журнала "Маркшейдерский вестник"
Российская маркшейдерия зародилась на заре интенсивного развития отечественной горнодобывающей промышленности в годы реформаторской деятельности Петра I. Сознавая необходимость независимого становления Российского государства, Петр I активно поддерживал отечественную промышленность и систему образования. Специалистов горного и маркшейдерского дела стали готовить в школах, организованных В. И. Генниным в Петрозаводске (1713 г.) и В. Н. Татищевым на Урале (1720 г.). В. Н. Татищев совместно с В. И. Генниным в 1734 году составили "Заводской устав" с главой VI "О должности главного горного межевика или обермаркшейдера". В этом труде был четко очерчен круг основных работ, которые обязан был выполнять маркшейдер.
В советское время первое Положение о производстве маркшейдерских работ в горных округах РСФСР утверждено ВСНХ 10 мая 1922 года. В нем были определены функции маркшейдерского надзора, права и обязанности ответственных маркшейдеров, их помощников и окружных маркшейдеров. Была также разработана и утверждена первая "Инструкция для производства маркшейдерских работ".
В послевоенные годы страна не только восстанавливала разрушенное народное хозяйство, но и бурно развивалась. Создавались мощнейшие топливно-энергетический и минерально-сырьевой комплексы. Более широко стало осваиваться подземное пространство для строительства объектов различного назначения.
1956 1990 годы характеризуются большим подъемом маркшейдерии во всех сферах: научной, конструкторской, производственной, учебной и нормативной. Определился основной круг маркшейдерского дела. Дополнительно к традиционным вопросам построения и развития маркшейдерских опорных и съемочных сетей стали примыкать: выбор наиболее эффективных схем развития горных работ, обеспечение требований по рациональному использованию и охране недр, природной среды, планирование горных работ в зонах влияния на здания, сооружения и другие охраняемые объекты, обеспечение эффективного и безопасного ведения горных работ под водными объектами и в опасных зонах.
Маркшейдерская наука, сосредоточенная в научно-исследовательских и учебных институтах, решила целый ряд теоретических и практических задач. Многое было внедрено в производство и легло в основу нормативных документов, которыми руководствуются проектировщики, строители, эксплуатационники и контролирующие органы. Дважды пересматривалась Инструкция по производству маркшейдерских работ. Были разработаны Правила охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях, инструкции по наблюдению за сдвижением горных пород на угольных, сланцевых и рудных месторождениях, Инструкция по наблюдению за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости и др.
На основе теоретических и экспериментальных исследований и опытно-конструкторских работ разработаны и внедрены в производство гирокомпасы "Меридиан" и МВЦ-4, обладающие принципиально новыми свойствами. Для комплексного маркшейдерского контроля геометрических параметров и ориентировки вертикальных шахтных стволов созданы во ВНИМИ приборы и оборудование (станции СИ, ИЗП-2, СЗ-2), которые кроме возможности профилирования односторонних и двусторонних проводников позволяют одновременно регистрировать эксплуатационные зазоры и износ проводников. Широко стали применяться лазерные указатели направления ЛУН-9 и ЛУН-11. Созданы новые синтетические чертежные материалы, туши "Колибри" и "Пингвин". Маркшейдерская служба страны оснащалась в достаточной мере новыми гирокомпасами, теодолитами, нивелирами, лазерными и акустическими приборами, современным стереофотограмметрическим оборудованием и ЭВМ.
В настоящее время ученые маркшейдеры НИИ и вузов занимаются внедрением в практику спутниковых и инерциальных навигационных систем, современной технологии построения маркшейдерских сетей в выработках с проявлением горного давления, полной автоматизации обработки всех измерений и т. п.
Существенно изменился кадровый состав маркшейдерской службы. Стали значительно преобладать горные инженеры-маркшейдеры. В минувшем десятилетии в среднем в год выпускалось 566 горных инженеров-маркшейдеров. Увеличилось число специалистов-кандидатов и докторов технических наук. На российских горнодобывающих предприятиях различных отраслей, а также на строительстве метрополитенов, тоннелей и других подземных сооружений трудится более 10 тыс. специалистов-маркшейдеров. Среди них много специалистов экстра-класса.
Немалое внимание уделялось и правовому обеспечению маркшейдерской службы. Принятыми в 1975 году Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах маркшейдерской службе придавался особый статус. Типовое положение о маркшейдерской службе было утверждено постановлением Совета Министров СССР.
Отечественная маркшейдерия стала одной из ведущих в мире. СССР в 1976 году был принят в качестве полноправного члена в Международное маркшейдерское общество (ИСМ). Русский язык наряду с английским и немецким стал рабочим языком ИСМ. Следует заметить, что VII Международный конгресс ИСМ под девизом "Маркшейдерское дело в научно-техническом прогрессе" состоялся в Ленинграде в 1988 году.
Необходимо признать, что в годы, сегодня именуемые "застойными", мы обладали передовой методикой производства маркшейдерских работ и в ряде направлений (сдвижении горных пород, устойчивости бортов разрезов, гигроскопии, проверке состояния армировки стволов и др.) наши научные и практические работы соответствовали самым высоким мировым стандартам. Впрочем, имелись и недостатки. Это прежде всего организационные вопросы, вызывавшие большую текучесть кадров и недообеспеченность предприятий качественными приборами, инструментами и материалами.
Какие проблемы сегодня вызывают тревогу за состояние маркшейдерского дела в России? Уже давно у нас сложилось и по сей день существует явление, при котором с ростом объемов и сложности маркшейдерских задач маркшейдерской службе отводится роль второстепенной, а престижность профессии маркшейдера неуклонно снижается.
С началом рыночных реформ и в период им предшествовавший положение маркшейдерских служб стало ухудшаться. Начавшееся в 1987 1988 годах сокращение административно-управленческого аппарата еще более ущемило их роль в министерствах, ведомствах и на предприятиях. Под статус "обычной" маркшейдерская служба попала с принятием в 1987 году союзного Закона о государственном предприятии, что было подкреплено и Законом РСФСР "О предприятии и предпринимательской деятельности", принятым в 1991 году. Отношение руководителя предприятия к маркшейдерской службе с тех пор уже ничем не ограничивается. Невзгоды на маркшейдеров обрушились и во времена активизации советов трудовых коллективов и создания стачечных комитетов, которые, не зная сути маркшейдерской службы, часто требовали ее сокращения.
Сегодня ликвидированы вертикали в управлении народным хозяйством, в том числе и в горнодобывающих отраслях промышленности. Ликвидировано и управление по вертикали и маркшейдерскими службами. Маркшейдерские службы предприятий предоставлены сами себе. Сейчас руководителю предприятия дано 100 % полномочий по подбору и расстановке маркшейдерских кадров. Главный маркшейдер наемный специалист на контрактной основе у первого руководителя предприятия и не может решать, как прежде, поставленные задачи и функции. Увы, не восстановил статуса маркшейдерской службы и закон Российской Федерации "О недрах", принятый в 1992 году. Более того, он лишил маркшейдерские службы права осуществления ведомственного контроля за рациональным использованием недр.
Все это привело к недооценке роли и значения маркшейдерских служб руководителями шахт и разрезов. Службы не обеспечены в необходимом объеме современным оборудованием, приборами, транспортом, помещениями, а оплата специалистов чрезвычайно низка.
Учитывая эти обстоятельства, Госгортехнадзор России в качестве защитных мер ввел лицензирование маркшейдерских работ. Но насколько оно будет способствовать укреплению маркшейдерских служб, покажет время.
В последнее время обозначились и неизвестные ранее трудности. Почти полностью прекратился выпуск научной, технической, производственной и учебной литературы. Резко уменьшились тиражи периодических научно-технических и производственных журналов. Почти реликтовыми стали такие нормативные документы, как Инструкция по производству маркшейдерских работ, Условные маркшейдерские обозначения, Правила охраны зданий и сооружений на месторождениях с неизученным процессом сдвижения и многие другие.
Надо также упомянуть и о маркшейдерской науке. Лишившись источников централизованного финансирования, она впала в мелкотемье хоздоговорной тематики.
Современное горнодобывающее производство России характеризуется чрезвычайно сложными горногеологическими и горнотехническими условиями. Сложность эта будет возрастать. Уже сейчас каждый второй рудник эксплуатируется в экстремальных условиях: опасных по горным ударам, внезапным прорывам воды, газов и взрыво- и пожароопасным. Подземные работы ведутся на глубине до 1000 м, а открытые около 500 м. Только на рудных месторождениях накопилось свыше 350 млн. м3 заложенных пустот выработанного пространства. Целый ряд рудников расположен в высокогорных и сейсмических районах. Столь сложные условия при необходимости обеспечения рентабельности горного производства потребуют высококвалифицированного маркшейдерского обеспечения с применением сложной оптико-электронной измерительной аппаратуры, позволяющей решать ответственные задачи безопасного ведения горных работ. От маркшейдеров требуется высокая профессиональная и моральная ответственность.
Новые условия хозяйствования требуют повышения прибыльности горного производства. В то же время значительно снизился уровень технологической дисциплины. В погоне за высокой прибылью предприятия стали чаще допускать нарушения правил и норм безопасности и охраны недр, выборочную отработку месторождений, отклонения от проектов, что неизбежно ведет к росту числа аварий, травматизма, неоправданным потерям полезных ископаемых и нанесению вреда окружающей среде.
Современное состояние маркшейдерской службы осложняется тем, что Типовое положение (от 27. 10. 1981 г.) о ведомственной маркшейдерской службе и разработанные на его основе ведомственные положения утратили свою легитимность, вошли в противоречие с целым рядом законодательных актов Российской Федерации, хотя ими в определенной мере еще руководствуются. Назрела острая необходимость в разработке нового Положения о маркшейдерской службе РФ. Проект такого Положения имеется. Оно включает следующие моменты:
маркшейдерское обеспечение может осуществляться как маркшейдерскими службами, входящими в состав предприятий, так и специализированными маркшейдерскими предприятиями, осуществляющими свою деятельность на договорной основе, в том числе и отдельными физическими лицами;
маркшейдерская служба предприятия является его функциональным подразделением;
маркшейдерские работы могут выполняться только на основании лицензии, выдаваемой Госгортехнадзором России и его органами;
численность маркшейдерской службы определяется в соответствии со специальной методикой;
сокращение численности маркшейдерской службы и смена ее руководителя могут быть осуществлены только после пересмотра условий лицензии;
комплект маркшейдерской документации после ликвидации и консервации предприятия должен храниться в государственных архивах Российской Федерации;
задачи, обязанности и права маркшейдерских служб практически полностью соответствуют прежнему Типовому положению о ведомственной маркшейдерской службе.
Проектом Положения определяется также ответственность руководителя предприятия за состояние маркшейдерской службы.
В мае 1995 года в Москве состоялся III Всероссийский съезд маркшейдеров. На нем присутствовало более 300 делегатов, представлявших все горнопромышленные регионы России, видные ученые академической, вузовской и отраслевой науки, руководители маркшейдерских служб отраслей, акционерных обществ, горных предприятий, метрополитена, строительных организаций и органов Госгортехнадзора России. Заслушав и обсудив доклад председателя организационного комитета съезда маркшейдеров Российской Федерации, делегаты и участники съезда отметили, что Российская Федерация была и остается одной из главных горнодобывающих стран мира. Полезные ископаемые России являются главным богатством народа, поэтому они остаются в федеральной собственности и правильное, рациональное и безопасное извлечение и использование месторождений нефти, газа, угля, руд черных и цветных металлов, агрохимического и других видов сырья должны постоянно находиться под неослабным, пристальным вниманием государства и его исполнительных органов.
Во все времена, во всех развитых горнодобывающих странах маркшейдеры, наряду с обеспечением повседневных производственных задач, осуществляли ведомственный контроль за правильной, рациональной и безопасной разработкой месторождений полезных ископаемых, недопущением выборочной отработки, приводящей к порче запасов, преждевременному прекращению эксплуатации горных предприятий, нанесению государству невосполнимых экономических убытков. Уникальность маркшейдерской профессии заключается в том, что повседневным трудом специалистов создается достоверный, полный и объективный комплекс основной документации с начала разработки до закрытия предприятия. Она должна быть сохранена для будущих поколений, чтобы не допустить крупных экономических потерь, аварий и несчастных случаев, какие имели место в нашей стране. Именно за эти вопросы маркшейдер несет юридическую и моральную ответственность перед обществом и государством.
С целью объединения усилий по коренному улучшению маркшейдерского обеспечения горных предприятий, охраны недр и окружающей среды, повышения безопасности работ и социальной защиты специалистов III Всероссийский съезд маркшейдеров постановил считать первоочередными задачами:
адаптацию маркшейдерского обеспечения горных предприятий к новым формам собственности и рыночным отношениям;
создание нормативно-правовой базы, отвечающей современным условиям хозяйствования и отражающей в должной мере государственные интересы;
совершенствование маркшейдерского обеспечения горных предприятий в направлении более активного участия в решении комплексных задач производства с максимальным использованием имеющейся у маркшейдера информации о состоянии породного массива, горных выработок и других данных, необходимых для принятия правильных решений, учитывая, что именно маркшейдер обладает наиболее полной и достоверной информацией;
развитие методов оценки, прогноза и контроля геомеханического состояния породного массива, разработка и внедрение эффективных способов управления этим состоянием;
выбор наиболее рациональных и эффективных схем развития горных работ, обеспечение требований по рациональному использованию и охране недр, охране окружающей природной среды и поверхности, планирование горных работ в зонах влияния на здания, сооружения и другие охраняемые объекты, обеспечение эффективного и безопасного ведения горных работ под водными объектами и в опасных зонах;
максимальную автоматизацию обработки всех измерений, совершенствование технологии построения маркшейдерских сетей в выработках с проявлением горного давления, исследование возможности использования в практике маркшейдерского дела инерциальных и спутниковых навигационных систем;
пересмотр учебных программ горных и маркшейдерских специальностей в направлении максимального приближения их к реальным условиям, в которых будущим выпускникам придется решать сложные инженерные задачи; активнее привлекать к чтению лекций и проведению практических занятий работников производства, имеющих большой практический опыт;
организация ежегодных конкурсов на лучшие научные разработки в области маркшейдерского дела, геометрии недр и горной геомеханики; усиление работы по переподготовке маркшейдерских кадров, организация региональной системы переподготовки участковых маркшейдеров;
шире использовать научно-производственные журналы для популяризации маркшейдерской службы с целью показа истинной роли маркшейдера в решении сложных инженерных задач современного горного производства и преодоления бытующего устаревшего представления о маркшейдере, как лишь о съемщике выработок и учетчике объемов выполненных работ.
На съезде одобрен проект Положения о маркшейдерской службе в Российской Федерации. Учитывая, что Положение имеет целью значительное улучшение деятельности маркшейдерской службы в стране, укрепление ее организационных, технических и правовых возможностей, а также улучшение социальных вопросов, было принято решение просить Правительство Российской Федерации принять Положение о маркшейдерской службе в Российской Федерации.
В целях проведения единой научно-технической политики в области маркшейдерского дела, повышения эффективности использования природных ресурсов в национальных интересах, защиты экономических, юридических и социальных прав маркшейдеров решено учредить общественную организацию Союз маркшейдеров России и принять Устав этого союза.
|