Вячеслав Михайлов
Начальник управления инвестиций Комитета РФпо металлургии
Вячеслав Епифанов
Начальник отдела инвестиций Комитета РФ по металлургии
Итоги работы металлургической промышленности в 1995 году свидетельствуют о том, что предприятиям отрасли удалось увеличить объемы производства. Подъем прежде всего обеспечен за счет повышения спроса на металлопродукцию, поставляемую на экспорт в страны дальнего зарубежья, а также более широкого использования внутренних и внешних толлинговых операций. При этом среднегодовое использование производственных мощностей составило: по железной руде 87,2 %, коксу 83,1 %, чугуну 76,3 %, стали 63,9 %, прокату 67,3 %, стальным трубам 33,1 %, а по продукции цветной металлургии около 60 %.
Сталелитейная промышленность за три года совершила мощнейший рывок на внешний рынок. В 1994 году Россия стала самым крупным экспортером стали в мире, опередив Японию и 12 стран ЕЭС. В 1994 году экспорт стали составил около 20 млн. т, а в 1995 году увеличился еще на 10 %. Всего несколько лет назад весь СССР экспортировал 6 млн. т стали. Улучшилась и структура экспорта, в которой теперь преобладает прокат (70 80 %), а не чугун и заготовки. Достаточна широка и география экспорта. Примерно половина его приходится на страны Юго-Восточной Азии, а доля России в совокупном импорте Китая составляет примерно 30 %. Успеху экспортной политики способствовали меры государственной поддержки, предпринятые по инициативе и ходатайству Роскомметаллургии. Поступления от реализации экспортных поставок дали возможность предприятиям направить значительные средства на реализацию инвестиционных программ.
Проводимая Правительством России инвестиционная политика позволила начать в 1995 году проведение широкомасштабных работ по реконструкции и модернизации основных фондов предприятий отрасли. Основные направления государственной инвестиционной политики претворяются в жизнь в рамках Федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии на 1993 2000 гг. Предусмотренные ею мероприятия прежде всего направлены на восполнение выбывающих мощностей по добыче руд, повышение технического уровня производства, снижение материальных, энергетических и трудовых затрат, повышение конкурентоспособности металлопродукции и улучшение экологической обстановки. На первом этапе проведения реконструкции в 1993 1995 годах освоено 23 трлн. рублей, в том числе в 1995 году 9 трлн. рублей. Строительство велось на 89 предприятиях из 143, предусмотренных федеральной программой. Наиболее активно строительство осуществляется на Магнитогорском, Нижнетагильском, Череповецком, Орско-Халиловском металлургических и Оскольском электрометаллургическом комбинатах, Североуральском бокситовом руднике, Саянском, Братском и Надвоицком алюминиевых заводах. Введены в действие 44 крупных мощности: по производству горячекатаного листа на Магнитогорском меткомбинате (5000 тыс. т), трубной заготовки на Западно-Сибирском меткомбинате (400 тыс. т), электросварных труб на Выксунском металлургическом заводе (30 тыс. т) и Первоуральском Новотрубном заводе (168 тыс. т), литой заготовки на Нижнетагильском меткомбинате (700 тыс. т) и Сулинском металлургическом заводе (200 тыс. т), по комплексной обработке стали на Оскольском электрометаллургическом комбинате (250 тыс. т), по производству кокса на Челябинском меткомбинате (495 тыс. т), Череповецком меткомбинате (690 тыс. т), Московском коксогазовом заводе (275 тыс. т), первичного алюминия на Саянском алюминиевом заводе (51,8 тыс. т), по добыче медной руды на Учалинском горно-обогатительном комбинате (1130 тыс. т), кварцитов на Черемшанском кварцитовом руднике (150 тыс. т) и другие.
Интенсивно велось также строительство объектов социально-культурного назначения. За 1993 1995 годы введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 3166 тыс. м2, больницы и поликлиники на 1850 посещений в смену, школы на 9280 мест, дошкольные учреждения на 3320 мест.
Справедливости ради, следует отметить, что выполнение ряда важных мероприятий федеральной программы, особенно по объектам рудносырьевой базы, сдерживается из-за недостаточного финансового обеспечения, вызванного прежде всего падением платежеспособного спроса и неплатежами за отгруженную продукцию потребителями, опережающим ростом цен на продукцию и услуги отраслей естественных монополистов (топливно-энергетический комплекс, транспортные услуги), а также сильным налоговым прессом на предприятия.
Комитет РФ по металлургии совместно с предприятиями постоянно работает с коммерческими банками (в их числе "Промстройбанк России", "Международный Московский банк", "Менатеп", "Металлинвестбанк", "Инкомбанк", "Российскиий кредит", "Внешэкономбанк", ассоциация внешнеэкономического сотрудничества "Русский стиль") для получения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов, а также организует контакты с зарубежными фирмами по привлечению иностранных инвестиций и использованию передовой западной технологии. Металлургическими предприятиями с участием комитета заключены контракты с инофирмами на поставку оборудования и выполнение строительно-монтажных работ по 23 предприятиям и 41 объекту на сумму 2,54 млрд. долл. Так имеются контракты с "Шлеман-Зимаг" на строительство "под ключ" стана 2000 холодной прокатки АО "Магнитогорский меткомбинат" на сумму 590 млн. долл., "Сименс" на поставку оборудования стана 350 для АО "Оскольский электрометаллургический комбинат" на 268 млн. долл., с "Маннесманн-Демаг" на поставку оборудования для ККЦ-2 АО "Западно-Сибирский меткомбинат" на 104 млн. долл. и ряд других. К числу фирм, с которыми заключены контракты и ведутся переговоры по привлечению инвестиций, относятся: "Шлеман-Зимаг", "Сименс", "Зундвиг", "Лурги", "Тиссен", "Маннесманн-Демаг", "Хельтер", "Кизерлинг", "Вильдау", "Вагнер", "СКЭТ", "Айрих" (ФРГ), "Энбер", "Фест-Альпине" (Австрия), "Металлсивас" (Македония), "Даниэли" (Италия), "Деви" (Великобритания), АВВ (Швеция).
В настоящее время комитетом совместно с Минэкономики и МВЭС России подготовлены и рассматриваются предложения:
по включению строительства и реконструкции ряда предприятий черной и цветной металлургии в межправительственные соглашения о кредитах: российско-французское, российско-германское, российско-израильское на общую сумму 5,5 млрд. долл.;
по выделению на реконструкцию коксохимического производства и строительство установки по вдуванию угольной пыли АО "Западно-Сибирский меткомбинат" и строительство коксовой батареи № 11 АО "Магнитогорский меткомбинат" средств в счет возврата Индией государственного долга России.
Комитетом Российской Федерации по металлургии ведется работа по открытию кредитных линий Европейским банком реконструкции и развития, Мировым банком и другими международными финансовыми корпорациями по привлечению иностранных инвестиций в развитие металлургических предприятий России. Значительное внимание уделяется программе "ТАСИС" (структурная перестройка черной металлургии России в переходный период), проводимой и финансируемой Европейским сообществом (ЕС). В рамках этой программы 20 23 ноября 1995 года на Новолипецком меткомбинате проведен международный семинар с участием фирмы "Usinor Sacilor" (Франция) на тему "Проблемы инвестирования в черной металлургии России". На семинаре с участием французских специалистов рассмотрены два бизнес-плана: строительство на ремзаводе Новолипецкого меткомбината модуля по производству металлопродукции в объеме 100 тыс. т в год и установки для вдувания угольной пыли в доменные печи № 4 и 5 на Череповецком меткомбинате. Сейчас комитетом совместно с Магнитогорским меткомбинатом, Минфином, Госналогслужбой России, "Тяжпромэкспортом" и польскими фирмами "Центрозап" и "Реальбуд" подготовлены предложения по снижению таможенного налога на второй долгосрочный инвестиционный кредит на 1996 год.
На переговорах с зарубежными фирмами рассматриваются и обсуждаются различные формы участия иностранного капитала в строительстве предприятий отрасли и условия расчетов за предоставленные кредиты, прямые или портфельные инвестиции. Например, привлечение кредитов Китайской Республики (Тайвань) и ЮАР на условиях погашения кредитов поставками металлопродукции, привлечение инвестиций фирмы "ИСПАТ" (Индия) для завершения строительства станов 700 и 350 для производства сортового металлопроката на АО "Оскольский электрометаллургический комбинат" на условиях приобретения пакета акций этого комбината, использование кредитов ФРГ на закупку высокопроизводительного оборудования в этой стране (преимущественно в Восточной Германии) с последующим погашением кредитов поставками металлопродукции или валютой от продажи металлопродукции, привлечение инвестиций для создания совместных предприятий.
Немаловажное значение для привлечения отечественных и иностранных инвесторов для технического перевооружения отрасли имеет тот факт, что в 1995 году в металлургии практически завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. В условиях становления рыночных отношений комитет принимает непосредственное участие в подготовке нормативно-правовых актов по активизации инвестиционной деятельности, а также более широкому привлечению в нее отечественного и зарубежного капитала.
Особое значение для развития отрасли имеют Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1995 года № 963 и постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года № 1290 о создании открытого акционерного общества "Российская металлургия". Основная задача ОАО содействие привлечению финансовых средств для реализации Федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии до 2000 года. Постановление Правительства предусматривает меры по содействию этому акционерному обществу, в том числе путем продажи в 1996 году временно находящихся в государственной собственности акций на коммерческих и инвестиционных конкурсах.
Создание ОАО "Российская металлургия" это не только рычаг для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, но и инструмент скоординированного развития предприятий комплекса. Есть уверенность, что в число его участников войдет большинство предприятий и банков, работающих в отрасли.
Опираясь на Закон "Об акционерных обществах", АО в целях выполнения федеральной программы могут использовать более прогрессивные методы финансирования строек путем проведения инвестиционных и коммерческих конкурсов. Сегодня у многих акционерных обществ остались нереализованными фондами имущества пакеты акций в размере 10 15 % уставного капитала, но их продажа на денежных аукционах не обеспечит притока необходимых средств для инвестиций. Однако у предприятий, где акции уже реализованы, имеется возможность приступить к осуществлению второй эмиссии и реализации их заинтересованным инвесторам, включая иностранных. Возможно и использование части акций второй эмиссии под залог для получения кредитов.
Большой интерес для отечественных и иностранных инвесторов представляют положения Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке размещения централизованных ресурсов на конкурсной основе", а также Указы "О частных инвестициях в Российской Федерации" и о внесении изменений в Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 года № 1928, в соответствии с которыми предусматривается выделение определенной части инвестиционных ресурсов из федерального бюджета на конкурсной основе. Величина выделяемых бюджетных средств победителям конкурса зависит от значимости продукции для экономики страны, ее новизны, конкурентоспособности и срока окупаемости проекта. Основными целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являются повышение инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и иностранных частных инвесторов по ключевым направлениям развития российской экономики. Срок окупаемости проектов, прошедших по конкурсу, не должен, как правило, превышать два года. Частные инвесторы, вложившие свои средства в реализацию коммерческого проекта, включенного в федеральную инвестиционную программу, приобретают право собственности на созданные (или реконструированные) объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств.
Следует особо отметить, что в настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект Федерального Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором учтен опыт многих стран по стимулированию привлечения и использования иностранных инвестиций. В нем, в частности, уточнены круг иностранных инвесторов, содержание иностранных инвестиций и формы их осуществления. Предусмотрены государственные гарантии на возврат капитала, льготная система налогообложения в приоритетных отраслях и ряд новых таможенных льгот, освобождение от обязательной продажи валютной выручки при экспорте товаров собственного производства в течение первых 5 лет деятельности, освобождение от квотирования и лицензирования при экспорте продукции собственного производства и при импорте товаров для собственного производства в случае доли иностранного партнера не менее 30 % и размера вклада не менее 100 тыс. долл.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство Российской Федерации принимает активные меры по созданию в стране условий, привлекательных для инвесторов. В свою очередь Комитет Российской Федерации по металлургии использует эти благоприятные условия для эффективного вложения отечественных и иностранных капиталов в отрасль. Роскомметаллургией подготовлен перечень первоочередных объектов предприятий, техническое перевооружение и реконструкция которых позволят инвесторам обеспечить производство конкурентоспособной продукции, получать высокую прибыль при сравнительно небольших сроках окупаемости капитальных вложений (см. таблицу).
Выступая 6 февраля нынешнего года на всемирном экономическом форуме в Давосе, президент швейцарско-шведской машиностроительной корпорации "Асса Броун Бобери" Перси Барневик призвал деловых людей Запада не ждать лучших времен, а идти в Россию уже сегодня. "Если вы намереваетесь ждать стабильности, то вам придется ждать долго и вы упустите момент", заявил он. С этими словами нельзя не согласиться.
|