Во многих странах в качестве материала для затаривания напитков предпочитают алюминий, но эффект повторного использования металлической тары в разных странах различен. Дженни Уилкинсон (Jennie Wilkinson) рассказывает о том, как важно использовать старую консервную тару в качестве источника сырья и что определяет степень ее повторного использования.
По оценке, 80 % всего мирового объема выпуска банок для прохладительных напитков изготовляют из алюминия, причем их доля на рынке составляет 50 % в Европе и свыше 90 % в США, Бразилии и Японии. Считается, что степень рециклинга алюминия из банок выше, чем у любого другого упаковочного материала, и в мировом масштабе превышает 50 %.
Каждая банка содержит более 51 % утилизируемого металла, и новая банка, содержащая повторно используемый металл, обычно вновь появляется на полках супермаркетов через шесть-восемь недель после использования в странах со специальными схемами сбора и утилизации банок, согласно данным Международной ассоциации алюминия (International Aluminum Assn, IAA) (США).
По словам Крейга Коверта (Craig Covert) из отдела жесткой тары фирмы Alcoa, США крупнейший и намного опережающий всех потребитель алюминиевых банок для прохладительных напитков, с объемом продаж в прошлом году порядка 100 млрд штук. В Японии в финансовом году, закончившемся 31 марта 2002 г., потребили 17,44 млрд алюминиевых банок, а в Бразилии в прошлом году 11,3 млрд, причем 97 % из них алюминиевые и 3 % стальные, по данным Бразильской ассоциации алюминия (Brazilian Aluminium Assn, Abal). Общий объем продаж напитков в баночной таре достиг в прошлом году в Западной Европе 7,5 млрд штук, из них 5,6 млрд в алюминиевой таре.
Однако крупнейшие потребители отнюдь не обязательно являются самыми эффективными утилизаторами использованных банок для прохладительных напитков. Своеобразным чемпионом стала Бразилия, где степень утилизации выросла с 81 % в 2000 г. до 85 % в прошлом году. За ней следует Япония, чей показатель 82,8 %, по сравнению с 80,6 % в 2000 году. Тем временем в США степень повторного использования упала до 55,4 % в прошлом году с 62,1 % годом ранее, тогда как рекордный показатель 67,9 % был достигнут в 1992 году. В Европе наблюдается небольшое увеличение до 45 % в прошлом году выше уровня 2000 г. на 2 % (см. график).
Замкнутый цикл против открытого
Способ утилизации алюминиевых банок зависит от схемы их сбора. Использованные банки можно собирать либо по программам «бордюрной» утилизации, либо по схемам «наличные в обмен на банки», согласно которым затраты на емкости для хранения учитываются в цене продаваемого в супермаркете прохладительного напитка, а затем возмещаются по возврату сдаваемой на лом банки. В таких случаях использованные банки из-под прохладительных напитков складируют отдельно от других тарных и алюминиевых отходов, что позволяет их утилизировать в системе замкнутого цикла. Их переплавляют на слиток, который напрямую прокатывают вновь на лист для производства тары.
Использованные банки из-под напитков собирают также вместе с другими видами тарных отходов с последующей их утилизацией в системе открытого цикла в сочетании с другим алюминиевым ломом для получения вторичных слитков с последующим выпуском, например, автомобильных отливок. «Это вопрос качества сепарации лома и экономичности отсортировки нескольких банок из груды различного лома», говорит Марк Эскью (Mark Askew), технический управляющий расположенной в Великобритании Федерации алюминия (Aluminium Federation, Alfed).
Другой фактор это характер рынка вторичного алюминия. «В Европе крупнейший потребитель вторичного алюминия автомобильная промышленность, и это оказывает влияние на способ сбора алюминиевого лома», говорит Франсуа Пруво (Francois Pruvost), управляющий европейской ассоциации алюминиевой тары (European Aluminium Packaging Assn, Paskalu). «Вот почему в Европе распространена смешанная схема утилизации для сбора использованных банок из-под напитков», добавляет он.
Выбор между открытым или замкнутым циклом утилизации это вопрос наличия лома, организации его сбора и сортировки, а также экономичности утилизации с целью получения наиболее эффективной добавленной стоимости для этого металла, согласно данным расположенной в Брюсселе Европейской ассоциации алюминия (European Aluminium Assn, EAA).
В Бразилии примерно 60 % тары перерабатывают в алюминиевый лист для консервной тары в системе утилизации замкнутого цикла, и 40 % уходит на сплавы для автомобильных отливок, по данным Abal, а в Японии почти 68 % потребляемых банок, по данным Японской ассоциации утилизации алюминиевых банок (Japan Aluminium Can Recycling Assn), утилизируются в виде сырья для производства консервной тары.
Крейг Коверт из фирмы Alcoa полагает, что в США в основном действует система утилизации замкнутого цикла. «Большая часть всех использованных банок идет на производство слитков для листа консервного назначения, и лишь 5 8 % утизилированных банок из-под напитков применяются для других целей, например для выпуска автомобильных отливок по системе утилизации открытого цикла», утверждает он.
«По моему мнению, в США использованные банки из-под прохладительных напитков не представляют собой важного источника сырья для производителей вторичного металла, потому что они просто-напросто слишком дороги по сравнению с другими, более низкими сортами алюминиевого лома», объясняет Боб Гарино (Bob Garino) из отделения товаров расположенного в США Института рециклинга скрапа (Institute of Scrap Recycling Industries, Isri). «Если металлопроизводители и покупают использованные банки из-под напитков, то для этого есть особые причины. Листопрокатные станы перерабатывают более 90 % возвратных банок», дополняет Гарино.
В Европе объемы переработки таких банок в лист для консервной тары меньше, но все же имеются несколько специализированных заводов. Одним из крупнейших является завод рециклинга по замкнутому циклу производительностью 160 тыс. т/год (из которых 90 тыс. т/год идут на производство листа консервного назначения) в Уоррингтоне (Великобритания).
| Подготовленные к утилизации использованные алюминиевые банки после дробления и пакетирования Источник: EAA |
Степень рециклинга различна
«Для отрасли, занимающейся утилизацией использованных банок из-под напитков, большей проблемой является сбор, а не способ рециклинга алюминия», говорит Черри Хэмсон (Cherry Hamson), представитель фирмы Alcan в Уоррингтоне (Великобритания). Это мнение разделяет и Жозе Роберто Жиоза (Jose Roberto Giosa), координатор утилизационного комитета Abal: «Наши постоянные активные усилия по сбору использованных банок для прохладительных напитков содействовали достижению Бразилией высокой степени их повторного использования. Что удивительно, поскольку у нас нет законов об учете в цене затрат на емкости для хранения и мы не пользуемся субсидиями». Бразильская группа Tomra Latasa, имея 15 сборных пунктов в десяти штатах страны, является национальным лидером по сбору использованных банок.
По оценке Abal, сбор алюминиевых банок в Бразилии дает ежегодно 205 млн долл. США. «Школам, сборным пунктам и населению возврат использованных банок оплачивают фирмы-производители вторичного алюминия», говорит Жиоза, и это источник дохода, обеспечивающий прожиточный минимум для жителей бедных районов и городских окраин.
Жиоза говорит, что Abal затратила много времени на создание общественного мнения по вопросу повторного использования банок из-под напитков и достигла эффекта. «Теперь у нас очереди за банками повторного использования. Школы, университеты и благотворительные организации все благодаря нашим постоянным усилиям осознали важность утилизации», добавляет он.
Ожидается, что в Японии, согласно данным Японской ассоциации алюминия (Japan Aluminium Assn), стабильный в течение последних десяти лет рост переработки использованных банок из-под напитков продолжится. По мнению группы, перерабатывающие кампании в этом регионе весьма активны, что объясняется ростом интереса к проблемам экологии и энергосберегающим технологиям.
А в США положение совсем иное. Одна из проблем порождена низкими сейчас ценами на алюминиевый лом, что обусловливает низкие выплаты за использованные банки и делает их сбор малопривлекательным. Стоимость алюминиевого лома в виде использованных банок для прохладительных напитков достигла рекордной отметки 64,91 цента за фунт в 1995 г., затем снизилась до 56,88 цента в 2000 г. и упала до средней величины 49,71 цента в прошлом году.
«Степень утилизации использованных банок из-под напитков в США существенно снижается, поскольку потребитель теряет к этому интерес. Положение усугубляется тем, что за пределами жилых комплексов, например в офисных зданиях, барах и учебных заведениях, предпринимается недостаточно усилий для пропаганды утилизации», пишет «Вашингтон Пост». Более того, Коверт утверждает, что если в девяностые годы было около 10 тысяч мест для продажи утилизируемых банок, таких как дилерские фирмы по приему лома и сборные пункты, то ныне, как он полагает, осталась едва ли половина.
Тарные материалы поступают на переработку малыми партиями и в разном количестве, что, как считает IAA, может быть фактором, способствующим падению объемов рециклинга в США. Кроме того, за последние годы вес банок уменьшился, что ведет к постоянному снижению количества извлекаемого металла и повышает стоимость утилизации. Американские потребители для утоления жажды все больше тянутся к пластиковым бутылкам, и, хотя спрос на напитки в алюминиевых банках не падает, рост продаж напитков в пластиковых бутылках более динамичен.
«Система контейнерных емкостей для тары из-под прохладительных напитков уже не столь успешна в действии, как это было в США ранее, и проигрывает по сравнению с системами «бордюрного» сбора», говорит представитель Isri. «Программа «голубого ящика» (для смешанных отходов) представляется более популярным способом утилизации использованной тары из-под напитков. Однако если отходы смешивают, то требуется еще одна операция обработки на стадии утилизации, что повышает стоимость. К сожалению, сегодня большая часть населения выбрасывает банки без их утилизации», говорит он.
Европейский рынок перерабатываемой тары для прохладительных напитков процветает, демонстрируя особенный рост в странах Центральной и Восточной Европы, где в этом году в России ожидается увеличение в два раза объема производства алюминиевой тары для напитков. «В Западной Европе в прошлом году в Швейцарии отмечен уровень повторного использования банок для прохладительных напитков, превышающий 90 %, в то время как в Швеции и Норвегии этот показатель составил более 85 %», говорит Пруво (см. таблицу). Дания страна для перспективного роста, поскольку в начале этого года там закончился 20-летний запрет на использование для прохладительных напитков алюминиевых и стальных банок.
По данным ЕАА, объемы повторно используемой тары растут по мере того, как жители стран ЕС и занятые в системе утилизации работники осознают ценность этого материала. Современные методы сортировки, например токовихревой сепаратор для разделения смешанных бытовых отходов, помогают уменьшить затраты на переработку использованных банок для прохладительных напитков.
Перспективы в странах ЕС, не имеющих национальных систем утилизации, например в Великобритании и Греции, также позитивны. ЕАА считает, что ценность алюминиевого лома в таре может без каких-либо затрат стимулировать добровольный сбор использованных банок из-под напитков на благо населения, местных властей и благотворительных организаций (и даже создаст потребительский доход). По оценке Imco Recycling, каждый год в США жителям выплачивают более 1 млрд долл. за сдачу банок из-под напитков и другого лома, и финансовые средства, получаемые от повторного использования алюминия, возмещают большую часть стоимости муниципальных схем «бордюрного» сбора.
Использованные банки для прохладительных напитков все еще пользуются спросом
Ожидается увеличение спроса на алюминиевые банки для напитков, в частности в Европе, а на более развитом американском рынке он по-прежнему высок. «Привлекательны ли как и раньше алюминиевые банки? В США за последние пять-шесть лет выпущено около 100 млрд банок, но рынок для них все еще есть, даже перед лицом конкуренции со стороны пластиковых бутылок», говорит Коверт (фирма Alcoa).
«В 1990-х годах объем продаж пластиковых бутылок емкостью 0,5 литра в Европе быстро рос, но в 2000 и 2001 гг. восстановилась продажа прохладительных напитков в алюминиевых банках, говорит Рик Хиндли (Rick Hindley), управляющий расположенной в Великобритании Alcan Aluminium Can Recycling. Эффективность рециклинга намного выше у алюминия, чем у пластических материалов, поэтому растущий в настоящее время уровень повторного использования банок для прохладительных напитков станет все более и более важным фактором в будущем и поможет обеспечить место на рынке для использованных банок из-под напитков».
|