Леонид Макаров Заместитель директора Института экономики черной металлургии ГНЦ РФ "ЦНИИчермет им. И.П. Бардина"
Одной из ключевых проблем российской экономики является преодоление таких кризисных явлений в системе расчетов между предприятиями, как неплатежи, натуральный обмен и денежные суррогаты. Анализ платежно-расчетной дисциплины побуждает задать вопрос, что называется, "на засыпку": может ли экономика считаться рыночной, если предприниматели длительное время не платят по своим обязательствам друг перед другом? Естественно, что без взаимного доверия, подкрепленного своевременной оплатой за поставленную продукцию и оказанные услуги, не может быть и речи о нормальных коммерческих сделках. Отсюда искусственное сужение рынков сбыта, сокращение товарности производства и наращивание неплатежей (чистой кредиторской задолженности).
На 1 января 1999 года завалы неплатежей в виде суммарной задолженности по обязательствам достигли 2,8 трлн. руб., в том числе просроченной 1,3 трлн. руб. Из общей просроченной кредиторской задолженности в целом по России в размере 1,23 трлн. руб. на долю промышленности приходится около 57 %. Структура просроченной задолженности характеризуется следующими данными (табл. 1 и 2).
Одним из основных факторов, определяющих состояние экономики, является финансовое поведение предприятий, которые вынуждены приспосабливаться к сложившимся условиям ради выживания. Для решения своих проблем предприятия стали использовать кредиторскую задолженность как источник оборотных средств и прибегать к практике взаимозачетов.
Чтобы лучше понять причины, приведшие к этому, необходимо проследить процесс формирования неплатежей.
История болезни
Кризис неплатежей прошел несколько этапов. Первый этап развития проблемы неплатежей с 1992 года по первую половину 1993 года связан с либерализацией цен, которая вызвала их резкий рост и инфляцию издержек производства. Предприятия реализовывали продукцию с оплатой после поставки, что в условиях высокой инфляции вело к обесцениванию оборотных средств. В 1993 году предприятия постепенно адаптировались к рыночным условиям, вводя систему предоплаты. Однако сжатие платежеспособного спроса, рост цен на сырьевые и энергетические ресурсы, тарифов на железнодорожные перевозки привели к падению промышленного производства. В этот период иного способа борьбы с неплатежами, кроме массовых взаимозачетов, придумано не было. В итоге сумма неплатежей несколько сократилась, но рост инфляции продолжался, что привело к росту цен на продукцию предприятий всех отраслей экономики. С 1993 года была ликвидирована картотека № 2, и учет неплатежей велся лишь Госкомстатом. Просроченная задолженность поставщикам в промышленности в этот период составляла 2 2,7 % ВВП.
Второй этап (1993 1995 гг.) отмечен введением более жестких бюджетных ограничений по финансированию государственных предприятий и госзаказа, превращению неплатежей в тормоз производства продукции для внутреннего рынка. Уже к концу 1994 года неплатежи достигли 4,7 4,9 % ВВП. Этот рост в значительной мере был спровоцирован неплатежами простаивавших и убыточных предприятий.
Следует отметить, что в экономически развитых странах такое явление, как неплатежи, тоже существует. Обычно они составляют 8 12 % ВВП. Однако эта задолженность представляет собой просроченный коммерческий кредит, который индексируется за счет процентных ставок. У нас долги между предприятиями практически не индексируются, и значительную часть долгов дебиторов можно отнести к "безнадежным" платежам.
В 1995 году начался дальнейший рост просроченной задолженности, что явилось следствием роста налогового бремени по платежам в бюджет. В этих условиях предприятия стали использовать задолженность перед бюджетом как источник замещения недостатка собственных оборотных средств. В итоге государственный бюджет оказался не в состоянии выполнять свои обязательства перед ВПК и другими исполнителями государственного заказа.
У предприятий возник определенный приоритет в отношении оплаты своих обязательств перед кредиторами. В первую очередь предприятия погашали банковский кредит, затем долги по оплате труда, далее следовали расчеты с поставщиками сырья, затем оплачивались услуги отраслей-монополистов и, наконец, доходила очередь до налогов.
Положение усугубилось продолжающимся ростом ставок за банковский кредит, который стал практически недоступным для предприятий.
По состоянию на конец 1995 года просроченная кредиторская задолженность в 1,5 раза превышала просроченную дебиторскую задолженность и достигла 14,6 % к ВВП.
В целях расшивки неплатежей Правительство РФ постановлением от 09.08.94 № 906 предусмотрело использование казначейских обязательств как средства оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги внутри отрасли и в смежных отраслях, а также погашения задолженности предприятий перед федеральным бюджетом и федерального бюджета по финансированию мероприятий, предусмотренных в бюджете.
Эмиссия казначейских обязательств на 1 января 1996 года составила 29,1 трлн. руб. В течение 1995 года были погашены казначейские обязательства на сумму 25 трлн.руб., в том числе 17,5 трлн.руб. представлено казначейских обязательств на налоговые освобождения и 7,5 трлн.руб. путем перечисления денежных средств.
Это частично сократило размер взаимных неплатежей. Однако соглашение с МВФ, заключенное в 1995 году, предусматривало отказ от использования таких суррогатов, и с 1996 года выпуск казначейских обязательств был прекращен.
Вместо этого была предпринята попытка привлечения по распоряжению Правительства свободных средств коммерческих банков, которые эмитировали для этих целей векселя. Со своей стороны Правительство выпустило нормативные акты о предоставлении предприятиям отсрочки по уплате накопившейся задолженности по налогам и санкциям за нарушение налогового законодательства. Одновременно начался активный выпуск ценных бумаг (векселей, облигаций) под обеспечение средств, которыми располагали местные бюджеты или крупные предприятия. Стали практиковаться внутриобластные и внутриотраслевые взаимозачеты.
Сохраняющийся дефицит оборотных средств, налоговое бремя, негативное воздействие НДС привели к изменению роли взаимозачетов, которые достигли 70 % реальных поступлений на расчетные счета предприятий. Они перестали быть формой погашения задолженности и превратились в основу взаимоотношений между производителем и потребителем, потеснив систему денежных расчетов. Другими словами, "бартер" стал обычным явлением в коммерческой деятельности предприятий. Если в 1992 году доля бартера в продажах промышленности составляла около 6 %, в 1993 году 9 %, то в 1995 году 22 %, 1996 35 %, 1997 41 %. В металлургии бартер составлял: в 1993 году 14 %, 1995 37 %, 1996 47 %, 1997 год 56 % (рис. 1).
Все бартерные сделки можно подразделить на вынужденные и добровольные.
Вынужденный бартер обмен, при котором предприятие получает продукцию, по сути, ненужную, с расчетом на ее дальнейший обмен или продажу. Понятно, что за деньги подобные сделки не совершались бы.
Добровольный бартер обмен, когда предприятие поставляет свою продукцию как плату за товары или услуги, ему необходимые. Это, например, поставка проката в оплату природного газа, транспортных перевозок, электроэнергии, сырьевых ресурсов. Казалось бы, подобная практика благоприятствует снижению задолженности предприятий. Однако металлопродукция, поставленная в обмен за сырье и услуги, затем реализуется на внешнем или внутреннем рынке. А это ведет к излишней конкуренции, к сокращению объемов производства на металлургических предприятиях, к потере оборотных средств.
В последний период Правительство РФ приняло ряд мер, направленных на повышение доли денежных средств в оплате услуг отраслей-монополистов, которые наиболее сильно страдают от неплатежей. Так, потребителям, оплачивающим определенную часть стоимости услуг "живыми деньгами", предоставляются ценовые скидки за природный газ и электроэнергию. В свою очередь металлургические предприятия также предоставляют 20 25 %-ные ценовые скидки при оплате их продукции денежными средствами.
Состояние платежей в металлургии
Финансовое состояние большинства предприятий металлургического комплекса по результатам работы за 1998 год по-прежнему выглядит неудовлетворительным. Доля убыточных предприятий в черной металлургии составила 45,4 %, а в цветной металлургии 56,4 %. Общий убыток по балансу за 11 месяцев 1998 года достиг по предприятиям черной металлургии 2,86 млрд. руб., по предприятиям цветной металлургии 0,94 млрд. руб. Общая кредиторская задолженность предприятий металлургического комплекса превысила дебиторскую в 1,6 раза. При этом дебиторская задолженность покупателей и заказчиков возросла на 50 %, а кредиторская задолженность на 30 %, что позволило несколько снизить общее превышение по сравнению с 1997 годом (табл. 3.).
Кроме того, по займам и кредитам предприятия имеют задолженность в размере 68,4 млрд.руб., в том числе доля краткосрочных превышает 50 %.
Общая кредиторская задолженность на рубль товарной продукции возросла с 58 коп. в 1997 году до 77 коп. в 1998 году. Убыточность отрасли при относительно высокой рентабельности производства товарной продукции отражает значительные потери от внереализационных расходов, включающих налоги, относимые на финансовые результаты.
Фактическая девальвация рубля после августовского финансового кризиса позволяет надеяться на улучшение финансового положения предприятий отрасли, имеющих высокую долю реализации продукции на экспорт. Однако для ряда предприятий, вынужденных брать валютные кредиты под экспортные контракты, эффект от ликвидации валютного коридора нейтрализуется необходимостью их погашения при условии обязательной продажи 75 % валютной выручки.
Более того, финансовое состояние предприятий отрасли усугубляется продолжающимся падением спроса внутреннего рынка на металл и ростом требований отраслей-монополистов по оплате их услуг денежными средствами.
Основные истоки неблагоприятного положения металлургических предприятий те же, что и в остальных отраслях промышленности. Однако многопередельный характер металлургического производства, осуществляемого юридически самостоятельными предприятиями, сами масштабы производства и высокая доля экспортных поставок усиливают влияние таких факторов, как налоги, инфляционный рост цен на топливно-энергетические ресурсы и грузовые перевозки, валютный курс.
В 1992 1994 годах предприятия отрасли под руководством Роскомметаллургии предприняли шаги по адаптации к условиям недостатка собственных оборотных средств и неплатежей потребителей. Возросла доля поставок на условиях предоплаты, расширилось применение схем "финансы-сырье-товар", толлинга, проведены взаимозачеты, внедрены ресурсно-целевые методы кредитования и др., что позволило в первой половине 1995 года стабилизировать производство и несколько улучшить финансовое положение.
Однако введение валютного коридора и опережающий рост цен на продукцию и услуги отраслей-монополистов привели к резкому ухудшению финансового положения предприятий отрасли, утрате оборотных средств и накоплению кредиторской задолженности. Неплатежи стали одной из форм компенсации оборотных средств, а предприятия металлургии крупнейшими должниками, в том числе перед федеральным бюджетом.
В 1996 1997 годах рост цен на газ, тарифов на электроэнергию и грузовые перевозки опережал рост цен в черной и цветной металлургии, что привело к резкому падению рентабельности. Так, рентабельность продукции в черной металлургии снизилась с 22,1 % в 1995 году до 5 % в 1996 и 3,6 % в 1997 году, а в цветной металлургии соответственно с 32,7 % до 10,4 % и 11,4 %. Как следствие, просроченная задолженность поставщикам превысила задолженность покупателей (табл. 4).
Одновременно произошло дальнейшее снижение доли денежных средств в расчетах за реализованную продукцию. Эта доля колеблется по подотраслям в широком диапазоне. Экспортноориентированные подотрасли, работающие с использованием толлинговых схем, имеют существенно более высокую долю (рис. 2).
В 1998 году ситуация несколько изменилась. До августа имела место стабилизация и даже некоторое снижение цен на энергоносители и транспортные перевозки, снизилась инфляция. Однако в августе декабре начался инфляционный рост и дальнейшее увеличение дебиторской задолженности.
Восстановить финансовый потенциал предприятий
Пребывание предприятий в состоянии неплатежеспособности опасно затянулось и превратилось в тормоз восстановления внутреннего рынка промышленной продукции и развития экономики страны в целом. Накопившиеся долги превышают способность многих предприятий к их покрытию в течение ближайших трех лет и выступают как самостоятельный фактор ограничения спроса и дальнейшего спада производства. Не является секретом, что сегодня фактическое внутреннее потребление черных металлов составляет примерно две трети от потенциального спроса.
Решение этой проблемы требует более решительных действий со стороны государства. По-прежнему остаются невостребованными давно предлагаемые пути преодоления кризиса неплатежей и восстановления денежных расчетов. Это прежде всего срочная ликвидация накопившихся нереальных для погашения долгов за счет реализации следующего комплекса мер.
1. Необходимо снизить задолженность со стороны федерального бюджета перед промышленными предприятиями, выполнявшими в 1995 1998 годах государственные заказы, с использованием механизма целевого финансирования с прохождением средств во всему кругу поставщиков и субподрядчиков. Например, погашение задолженности бюджета перед металлопотребителями под контролем федерального казначейства позволит резко снизить долги по всей цепочке производства черных и цветных металлов, а государство получит дополнительные налоговые поступления в федеральный бюджет.
2. Вслед за этим необходимо провести реструктуризацию задолженности предприятий перед бюджетами всех уровней и внебюджетными государственными фондами по налогам и сборам, накопившуюся по состоянию на 1.01.99 г. в виде недоимок и пеней.
3. Следует организовать урегулирование взаимных долгов предприятий на 1.01.99 г. путем взаимозачетов и списания нереальной дебиторской задолженности с предоставлением пострадавшим предприятиям права либо на получение возвратных ссуд, либо на перенос этой части убытков на финансовые результаты ряда ближайших лет.
Для обеспечения своевременных текущих платежей целесообразны меры, направленные на восстановление собственных оборотных средств. В их числе:
снижение налогового бремени предприятий до уровня 25 30 % к добавленной стоимости, в первую очередь по тем видам налогов, которые взимаются от объема реализованной товарной продукции (НДС, дорожные фонды и др.);
выведение из-под налогообложения ресурсов, используемых для пополнения собственных оборотных средств;
создание условий для коммерческих кредитных организаций, стимулирующих краткосрочное кредитование предприятий под отгруженную продукцию при приемлемых процентных ставках;
стимулирование добровольного сокращения объемов бартерных сделок при налогообложении прибыли и имущества, а также лицензирование посреднических услуг на основе безденежных схем расчетов (товарный кредит и т.п.);
предоставление ссуд убыточным предприятиям, имеющим экспортные контракты, с тем, чтобы они могли в короткий срок получить финансовые ресурсы для восполнения оборотных средств;
принятие мер по контролю за просроченной текущей дебиторской задолженностью за поставленную продукцию и оказанные услуги, включая ее индексацию и налогообложение.
Рассмотренные в статье предложения не являются всеобъемлющими для восстановления финансового потенциала предприятий, но создают определенные предпосылки для этого.
|