Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Акционерное общество "Кольчугинский завод по обработке цветных металлов им. С. Орджоникидзе" Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Атомная промышленность Наука и технологии Международное обозрение История
№2' 1999 версия для печати

ЧАРЛЬЗ БЕРД: ПОЛВЕКА СЛАВНЫХ ДЕЛ



Валентин Черненко

Портрет Чарльза Берда.

Портрет Чарльза Берда.
Художник В. Васильев

    Развитие промышленности России, начатое Петром I, было продолжено во времена царствования Екатерины Великой. Императрица покупала за границей машины и механизмы и приглашала для их наладки иностранных специалистов. Именно в этот период начал свою деятельность в Петербурге выдающийся предприниматель Чарльз Берд, с именем которого тесно связано не только становление крупного металлургического и машиностроительного производства, но и внешний облик северной столицы.

    Английский след в Петербурге
    В 1774 году по заказу Адмиралтейств-коллегии на Карронском заводе в Англии была изготовлена паровая машина для обслуживания сухих доков Кронштадта. В то время руководителем заводов Карронской компании был Чарльз Гаскойн, который вел переписку по поводу изготовления, доставки и пуска этой машины. Работы предполагалось вести с помощью английских мастеров.
    В XVIII веке морская артиллерия России существенно отставала от зарубежных образцов вооружения. Командующий Черноморским флотом адмирал С.К. Грейг, англичанин по происхождению, ходатайствовал перед Екатериной II о приглашении своего соотечественника Ч.Гаскойна, известного специалиста по отливке карронских пушек, так называемых "карронад". Гаскойн прибыл в Кронштадт для совершенствования литейного производства. Вместе с ним приехали десять "художников огневого литья" – механиков и металлургов, среди которых был и двадцатилетний Чарльз Берд, будущий основатель первого металлоперерабатывающего завода в Петербурге.
    Чарльз Берд (Charls Baird) родился в Шотландии в Уэстертоне, недалеко от Каррона, 20 декабря 1766 года. После окончания учебы в Эдинбурге он поступил учеником на Карронские заводы. В 19 лет он уже руководил отливкой и отделкой орудий, выпускаемых фирмой, которая поставляла вооружение не только в Англию, но и в Испанию, Голландию, Россию.
    С переездом английских специалистов в Россию по образцу карронских на основании указа Сената были перестроены Александровский пушечный и Кончезерский чугуноплавильный заводы и налажено производство орудий.
    В 1789 году был основан чугунолитейный завод в Кронштадте. Ч.Гаскойн поручил участвовать в строительстве этого завода Ч. Берду. В деловой переписке администрации Кронштадтского порта имя Берда, как "мастера здешнего литейного завода", упоминается до 1791 года. Но главным делом жизни Чарльза Берда стало создание металлургического завода на западной окраине Петербурга, впоследствии одного из крупнейших в России.
    В 1789 году указом Государственной Адмиралтейств-коллегии инструментальному мастеру Адмиралтейского ведомства Фрэнсису Моргану был отведен участок земли на Матисовом острове, омываемом водами Невы, реки Пряжки и небольшим протоком, отделяющим от него Галерный остров, для производства работ "особливо Адмиралтейству нужных". Рядом с верфью Галерного острова в 1792 году он построил каменную мастерскую с плавильной печью.
    В том же году Чарльз Берд вместе со своим братом Джеймсом вступил в компанию с Фрэнсисом Морганом. С этого небольшого предприятия начинается история одного из крупнейших в Петербурге XIX века завода Берда, часть которого – медноплющильные мастерские, впоследствии меднопрокатный завод, – предки нынешнего акционерного общества "Фольгопрокатный завод".
    Очень скоро Ч. Берд стал единственным владельцем завода.

    Флагман российской промышленности
    К 1796 году завод Берда имел уже четыре каменных корпуса, оборудованных новейшей для того времени техникой. Позже рядом были построены лесопильный завод и паровая мукомольня. Производством руководили опытные специалисты, приехавшие по приглашению императрицы из Англии и Шотландии. Эти заводы способствовали дальнейшему росту богатства и мощи России. Именно на заводе Берда была впервые в России изготовлена и использована паровая машина уаттовского типа. В указе Павла I от 1 февраля 1800 года содержится предписание Адмиралтейств-коллегии ввести в употребление малую "огненную" машину для раздувания горнов, для обделки и обтачивания инструментов, облегчения ручных, кузнечных и всех других работ, которые могут производиться с помощью этой машины, "... подобно тому, как это делается на заводе Берда".
    В первые десятилетия на заводе были выполнены работы по созданию механизмов для обточки и полировки стекла по заказу Императорского стекольного завода, паровые машины и токарные станки для Тульского оружейного завода, паровые машины для Шлиссельбургских шлюзов, Санкт-Петербургского монетного двора, Варшавского арсенала и по заказу командующего Черноморским флотом, землечерпальные машины для Мариинской водной системы по заказу министерства путей сообщения, конструкции и украшения подвесных мостов Петербурга: Пантелеймоновского, Почтамтского, Банковского, Львиного, Египетского, 1-го Инженерного, слип для постройки и спуска судов в Финский залив.
    С 1810 года главным помощником Берда был механик Вильям Хэндисайд. Чарльз Берд высоко ценил его неустанную изобретательность и серьезное отношение к своим обязанностям.
    За труд на пользу мануфактурной промышленности Чарльз Берд в 1811 году был пожалован чином обер-гиттенфервалтера VIII класса, что соответствовало гражданскому чину коллежского асессора. В 1817 году он был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и получил чин обер-бергмейстера VII класса (соответствует гражданскому чину надворного советника).
    Деятельность Берда проходила в тесном взаимодействии с казенными заводами. В тот период Олонецкими заводами руководил Ч.Гаскойн. Кроме того, под его началом находились Кронштадтский литейный завод, Ижорский завод, Санкт-Петербургский литейный завод, основанный в 1801 году. В 1804 году по поручению адмирала Чичагова Ч. Гаскойн восстановил Колпинский адмиралтейский завод, основанный Петром I.
    В конце XVIII – начале XIX века в связи с началом серийного производства паровых машин остро встал вопрос о подготовке людей, обладающих соответствующими техническими знаниями.
Проект памятника Чарльзу Берду в Санкт-Петербурге.

Проект памятника Чарльзу Берду в Санкт-Петербурге.
Художник В. Васильев

    Именно завод Берда воспитал первое поколение рабочих для машиностроительной промышленности. В 1806 году по поручению правительства для подготовки мастеров и машинистов паровых машин на предприятие Ч. Берда были приняты 100 учеников на пять лет. Такая крупномасштабная акция по техническому обучению специалистов для казенных заводов была предпринята впервые. Кроме того, на заводе Берда проходили подготовку ученики с сибирских и уральских заводов.
    Завод Берда изготавливал оборудование для промышленных предприятий, предметы хозяйственного и бытового обихода, выполнял заказы строительной и корабельной коллегий. В числе наиболее престижных заказчиков был императорский дом Романовых. Ч. Берд был искусным литейщиком и инженером. Уровень технического оснащения его предприятия был значительно выше, чем казенных заводов, что обеспечивало высокое качество исполнения заказов при их меньшей стоимости.
    Известны и собственные инженерные работы Ч. Берда. До сих пор сохранились опоры чугунного моста через Сальнобуянский канал, построенного по его проекту. В библиотеке Академии наук в Петербурге хранится патент (привилегия) на машину для связывания льна и пеньки, полученный Ч. Бердом в 1821 году.

    Под страхом смертной казни
    Дальновидный предприниматель, талантливый инженер не довольствовался производством мостовых конструкций, проката черных и цветных металлов. Он мечтал изготавливать паровые машины для российского флота.
    Именно здесь, на заводе Ч. Берда, был построен первый пароход, открывший новую эпоху в речном и морском судоходстве России. Он представлял собой деревянную лодку ("тихвинскую лодку"), на которой была установлена балансирная паровая машина Уатта, а в качестве движителя использовались железные бортовые колеса.
    Еще за два десятилетия до того, как Ч. Берд приступил к постройке парохода, русский изобретатель Иван Кулибин предлагал использовать паровые машины на судах, но осуществить свой замысел не смог. Это сделал Ч. Берд.
    В историю отечественного флота навсегда вошла знаменательная дата 3 ноября 1815 года. В этот день совершил свой первый регулярный рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт и обратно пароход "Елизавета". Царский двор, столичные жители были поражены необычайным зрелищем – плывущим по Неве судном, приводимым в движение диковинной "огненной машиной".
    Вот как писал о Ч. Берде журнал "Сын отечества": "... появилось на Неве движимое парами судно, построенное г. обергиттенфервалтером Бердом, известным по всей России знанием и искусством своим в механике, особенно в отношении к фабрикам и заводам, производящим работы свои посредством паровых машин...".
    Интересный словесный портрет Ч. Берда дает в своих воспоминаниях А. Я. Бутковская, вдова вице-директора Строительного департамента: "Он прибыл в Россию беглецом и ознакомил нас с применением пара к движению судов. За выдачу этого секрета он присужден был в Англии заочно к повешению. Высокий ростом, серьезный, волосы с проседью, человек этот, которому Россия обязана введением пароходства, часто появлялся в доме у нас. Разговоры его всегда были деловые, он был исключительно занят своим предметом...".
    Романтическая легенда о смертном приговоре, по-видимому, основана на обстоятельствах приезда Ч. Берда в Россию. В Англии конца XVIII века существовал закон, запрещавший эмиграцию "ремесленных людей" и вывоз машин.
    После запроса в министерство внутренних дел Ч. Берд получил привилегию на право строительства и эксплуатации парового флота в России сроком на десять лет. По словам самого Берда, в проектировании паровых судов принимали участие и русские мастера.
Мемориальная доска основателю фольгопрокатного завода в Санкт-Петербурге.

Мемориальная доска основателю фольгопрокатного завода в Санкт-Петербурге.
Авторы В. Васильев, В. Черненко

    К 1820 году между Петербургом и Кронштадтом регулярно курсировали уже четыре судна с паровыми двигателями.
    Лишь в 1827 году в России появилось второе после завода Ч. Берда предприятие – Александровский казенный завод, – которое могло строить паровые машины и пароходы.
    В дальнейшем Ч. Берд открыл пароходные линии Петербург – Ревель, Петербург – Гапсаль, Петербург – Рига.

    Шедевры из заводских цехов
    Большие доходы позволяли Берду расширять производство. Он строил новые каменные корпуса, открывал в них новые отделения, в частности прокатное и железоделательное производства. Его чугунолитейный завод имел художественное отделение, где отливались украшения для строящихся в российской столице величественных зданий. Чарльз Берд был инициатором разработки и изготовления ряда сооружений, а также малых скульптурных форм для скверов и улиц. В специально созданной им литейной мастерской производилась отливка памятников для Петербурга; изготавливался лафет Царь-пушки для московского Кремля.
    Завод Берда был знаменит производством художественного литья. Здесь были созданы шедевры монументального и декоративно-прикладного искусства: скульптурное убранство Казанского собора; чугунные каркасы, декорированные фигурами львов, поддерживающие цепи Львиного моста; каркасы, декорированные фигурами грифонов, поддерживающие цепи Банковского моста канала Грибоедова в Санкт-Петербурге. В 1811 году была отлита знаменитая ограда сквера у Казанского собора.
    Художественное литье завод изготавливал и для строящегося здания Главного Адмиралтейства, царских дворцов, государственных учреждений и особняков вельможной знати.
    Парящая над Дворцовой площадью фигура ангела с крестом (1834 г.) – символ наступления мира и справедливости после победы над Наполеоном, – которая венчает Александровскую колонну, а также четыре бронзовых барельефа на пьедестале – также работа замечательных бердовских умельцев.
    По заказу дома Романовых при строительстве главного императорского Исаакиевского собора все уникальное скульптурное убранство выполнялось на заводе Берда. Были отлиты четыре бронзовых барельефа для фронтонов, гигантские фигуры ангелов, архангелов, апостолов и евангелистов, капители внутренних и наружных колонн, барельефы дверей. На отливку барельефов, капителей и бронзовую отделку окон пошло 20 тыс. пудов казенной меди. Сложным было создание купола собора, обшитого золочеными медными листами.
    Заказы, огромные по объему, сложные технически, высокохудожественные по исполнению, создали заводу репутацию лучшего в стране предприятия по художественному литью.
    К сожалению, нам не известны имена мастеров-металлургов, работа которых восхищает уже многие поколения, но архитектор-строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны Огюст Монферран отзывался о них как о мастерах высочайшего класса, превосходящих и заграничных.

    Рукотворная память
    Петербург того времени был не только "пышным" и "горделивым", его облик дополнялся трубами заводов и фабрик. К середине ХIХ века петербургские предприятия производили больше, чем где бы то ни было в России, машин, двигателей, паровозов, паровых судов, заводского оборудования.
    Коломна – часть Петербурга, где находился завод Берда, – была густо заселена рабочими, ремесленниками, бедными чиновниками и мелкими лавочниками. В будни с утра здесь раздавались заводские гудки. Самым басовитым и требовательным был гудок крупнейшего в Коломне завода, принадлежавшего династии Бердов.
    Многие владельцы петербургских предприятий с завистью и уважением присматривались к деятельности удачливых иностранцев. Заказов у них хоть отбавляй. Из высоченных труб бердовских заводских корпусов всегда валил густой дым. Сложилась даже поговорка: "Дела, как у Берда на заводе, только труба пониже, да дым пожиже..."
Фамильный склеп семьи Бердов на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге

Фамильный склеп семьи Бердов на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге

    Шотландец Чарльз Берд приехал в Россию в XVIII веке, стал российским подданым и работал здесь до конца своей жизни. Он скончался 28 ноября (10 декабря) 1843 года в чине обер-берггауптмана (соответствует чину статского советника V класса) на 77 году жизни, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Там же похоронены его жена София, сын Фрэнсис и другие члены семьи.
    Чарльз Берд был удостоен многих знаков отличия. Он имел ордена Анны 2-й степени, Владимира 2-й степени, Святого Станислава и др. Лица императорской фамилии оказывали ему честь посещениями. Великий князь Константин покровительствовал всем начинаниям предпринимателя и высоко ценил его заслуги.
    Память о выдающемся инженере-металлурге Чарльзе Берде сохранилась в архитектурно-художественном облике Петербурга, в его замечательных ансамблях, мостах и решетках. Перекинутый через р.Пряжку на Матисов остров мост носит его имя.
    25 декабря 1997 года на фасаде административного здания АООТ "Фольгопрокатный завод" в 205-ю годовщину со дня основания завода была торжественно открыта мемориальная доска его основателю – Чарльзу Берду.
    Администрация Адмиралтейского района Петербурга поддержала идею создания памятника Ч. Берду, который предполагается установить на пересечении Английского проспекта и улицы Декабристов.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение