Александр Потемкин (Варшава)
Корреспондент ИТАР-ТАСС для журнала "Металлы Евразии"
Приватизация горно-металлургического комбината "Польская медь", подготовку к которой завершает правительство страны, должна стать крупнейшей операцией 1996 года по разгосударствлению в национальной экономике. Здесь предполагают, что она будет также крупнейшим мероприятием такого рода в масштабе восточноевропейских государств, вступивших на путь экономических реформ. Не подлежит сомнению, что в польской металлургии, большая часть предприятий которой остаются пока государственными, эта операция призвана стать модельной.
Меднорудная и медеплавильная промышленность, практически все предприятия которой объединены в комбинате "Польская медь", крупнейшая в национальной металлургии отрасль, базирующаяся на отечественном сырье. Как известно, черная металлургия Польши, располагающая несколькими крупными заводами и комбинатами, почти полностью работает на привозной руде, которая до настоящего времени ввозится прежде всего из Украины и России. Среди руд цветных металлов в стране промышленно разрабатываются цинк, свинец и другие металлы, однако лишь по выработке меди, в том числе электролитической, Польша может считаться одной из ведущих в Европе.
Медь, серебро и ... злотые
Как известно, крупные промышленные залежи медных руд были открыты и описаны в Любинско-Глогувском бассейне (юго-запад Польши) в 1957 году. Все 60-е годы велось строительство меднорудных шахт и плавильных заводов близ городов Любин и Польковице, а первый экспорт меди (17,9 тыс. т) Польша осуществила в 1970 году.
Предварительные показатели 1995 года свидетельствуют, что через четверть века после ввода в действие комбинат произвел за год 405,74 тыс. т электролитической меди (на 646 т больше, чем годом ранее). Он выпустил также 964 т серебра (рост на 49 т) и 474 кг золота (на 111 кг больше, чем в 1994 году). Общий объем продаж продукции "Польской меди" за прошлый год составил 3,78 млрд. новых польских злотых (около 1,5 млрд. долл. США), а чистая прибыль достигла 450 500 млн. злотых (180 200 млн. долл. США).
Естественно, что приватизация такого прибыльного предприятия вызывает повышенный интерес. Министерство по вопросам преобразования форм собственности избрало для разгосударствления комбината форму акционирования. Предполагается, что 10 % акций предприятия будет предназначено для публичного распространения в Польше с тем, чтобы после этого они могли котироваться на Варшавской бирже ценных бумаг. До 15 % акций будет предложено иностранным инвесторам, среди которых, как предполагают, окажутся прежде всего фонды и фирмы, вкладывающие капиталы в производство цветных и драгоценных металлов, а также различные финансовые фонды, занимающиеся капиталовложениями в ценные бумаги в Центральной и Восточной Европе.
Еще 15 % акций "Польской меди" планируется безвозмездно предоставить четырехтысячному коллективу комбината. Однако существуют опасения, что люди быстро начнут избавляться от ценных бумаг, тем самым обесценивая их на рынке и нарушая процесс разгосударствления. 5 %-ную долю ценных бумаг "Польской меди" правительство планирует оставить в так называемом "реприватизационном резерве". Речь идет о том, что обсуждающийся уже несколько лет закон о "реприватизации", т. е. о возвращении национализированного некогда народной властью имущества бывшим владельцам, рано или поздно будет принят. Что касается владельцев, вернуть которым собственность "натурой" по разным причинам невозможно, то все обсуждающиеся проекты закона предлагают возмещать им потери акциями разгосударствляемых предприятий.
Таким образом, нетрудно просчитать, что распределению подлежит 45 % акций "Польской меди". 55 %-ный контрольный пакет должен остаться в собственности государственной казны (в настоящее время ее представляет министерство финансов Польши, хотя ожидается создание Управления государственной казны по подобию Госкомимущества). Это, считают авторы проекта приватизации комбината, должно обеспечить государству решающее влияние на столь важную стратегическую отрасль национальной экономики.
Тощий кошелек вкладчиков
Тем временем именно масштабы операции представляют собой ее главную трудность. Хотя точной оценки рыночной стоимости комбината "Польская медь", из которой надо исходить при проведении приватизации, еще нет, прикидки местных экспертов и анализ иностранных фирм показывают, что она составит от 1,5 до 3,5 млрд. долл. США. Чаще всего эксперты называют величину в 2 3 млрд. долл. Это означает, что цена акций, выброшенных на польский рынок, составит 200 300 млн. долл. Однако общая стоимость акций, закупленных разными инвесторами на всем польском рынке в прошлом году, составила всего около 400 млн. долл. Поэтому государственные продавцы "Польской меди" опасаются, что у отечественных вкладчиков может просто не хватить денег на приобретение акций комбината.
Вместе с тем они делают ставку на то, что стабильность медной промышленности и ликвидность ее продукции обеспечат акциям комбината высокий уровень привлекательности. Более того, просчитанные на сегодняшний день биржевые показатели этих акций превышают по всем параметрам показатели ценных бумаг почти сотни предприятий, котирующихся на столичном "паркете", как называют главный операционный зал Варшавской биржи. Поэтому в министерстве по вопросам преобразования форм собственности рассчитывают на то, что акции, предназначенные для публичной эмиссии, удастся распространить, а среди инвесторов, приобретающих "серьезные" пакеты, окажутся сильные польские банки и страховые компании.
Приватизаторы более обнадежены в отношении "медных" акций, предназначенных для эмиссии за рубежом. С одной стороны, они считают, что объем в 300 450 млн. долл. невелик в сравнении с возможностями международного финансового рынка. С другой стороны, местные специалисты утверждают, что у "Польской меди" практически нет соперников на Европейском континенте.
Старосветская медь
Такое мнение высказывается здесь, несмотря на то, что польская медь ввиду геологических условий добычи относится к самым дорогим в мире. В отличие, например, от чилийской, которая разрабатывается в открытых карьерах, она добывается в шахтах глубиной до 1 км. Стоимость производства 1 т польской меди оценивается в 1810 долл. США, в то время как в Чили она составляет 1280 долл., а к 2000 году должна быть доведена до 1060 долл. Все это превращает польскую медь в товар менее рентабельный и более чувствительный к колебаниям цен на мировом рынке. Тем не менее, здесь считают, что чилийская и, к примеру, перуанская медь интересуют прежде всего рынки на Американском континенте, а польский металл главным образом покупателей в Старом свете.
Особую тщательность при приватизации "Польской меди" организаторам процесса разгосударствления придется проявить еще по одной причине. Недавно Верховная контрольная палата Польши завершила проверку приватизации бывшего Завода качественных сталей "Варшава". Как официально заявил здесь вице-председатель палаты Войчек Катнер, это предприятие сменило владельцев "недобросовестно и бесхозяйственно".
Дело в том, что завод "Варшава", в 1992 году находившийся на грани банкротства, был преобразован в компанию с ограниченной ответственностью, главным владельцем которой стал итальянский концерн "Луккини". Это первая приватизация металлургического предприятия в стране, к тому же с привлечением иностранного стратегического инвестора, сразу же вызвала нарекания в Польше, неоднократные забастовки коллектива предприятия и критику в адрес властей за безоглядное разбазаривание национального достояния. Проведенная же недавно проверка показала вопиющие упущения в процессе приватизации.
"Луккини" расплачивается векселями
Достаточно сказать, что "Луккини" получил 49, а польское государство всего 39 % акций. Переговоры с итальянским инвестором проводились вообще без инвентаризации имущества предприятия. В договоре нет параграфов, которые позволили бы польским властям добиться выполнения итальянской стороной своих обязательств. Вместо денег новый владелец внес в качестве вклада в компанию долговые расписки. Более того, итальянская фирма, которая стала практически владельцем завода, до сих пор не выполнила обязательства продать положенное количество акций коллективу по льготным ценам, а перед подписанием контракта юристы государственной администрации не получили возможности проверить его, как это предписывают польские законы. По подсчетам контролеров, стоимость отданного итальянцам имущества была в несколько раз занижена. К тому же в их собственность перешли 150 гектаров ценной столичной земли, ничего общего не имеющие с производственной деятельностью предприятия.
В настоящее время еще неизвестно, какие масштабы приобретет связанный с заключением контрольной палаты скандал и какие он повлечет последствия, хотя здесь предполагают, что правовых рычагов для того, чтобы изменить создавшееся положение, у польского государства нет. Однако не вызывает сомнения, что выводы власти все же сделали, в том числе в предверии приватизации "Польской меди". Чтобы ущербный для интересов польской казны синдром "Луккини" не повторился, государство оставляет за собой контрольный пакет акций "крупнейшего разгосударствляемого предприятия года".
|