Всеволод Генералов
Первый заместитель председателя Комитета РФ по металлургии, шеф-редактор журнала "Металлы Евразии"
Корпоративный, независимый, информированный этим качествам, заявленным в концепции издателей, и впрямь отвечает новый международный журнал "Металлы Евразии". Первый его номер (январь февраль 1996 года) с интересом и даже, я бы сказал, воодушевлением встречен во всем горно-металлургическом сообществе России и СНГ. Жаль, что самая капиталоемкая и первая по обороту ресурсов тяжелая промышленность заполучила свое "родное", именно корпоративное, а не ведомственное, издание уже после того, как таковыми обзавелись банкиры, нефтяники и даже игорный бизнес.
Каково же главное впечатление, какие существенные акценты останутся в уме читателя пилотного номера? Как оценивают редакторы и авторы журнала остроту экономической ситуации?
Российская металлургическая промышленность выжила. Это главный предварительный итог либеральных экономических реформ 1992 1995 годов. Теперь уже никто не станет оспаривать, что революционная ломка экономического уклада огромной промышленной страны по умозрительной монетаристской модели обернулась разрушительными последствиями для производительных сил. Обещанная структурная модернизация не последовала. Вдвое упал валовой продукт России. Внутренний спрос на металл главный признак выздоравливающей экономики упал впятеро в сравнении с годами "директивного застоя". Российские металлургические гиганты, утратив оборотный капитал из-за взрывной инфляции, развязанной безоглядным отпуском цен, тем не менее не свернули производство, как в других отраслях. Каждая вторая тонна российской стали экспортируется. Мы конкурентоспособны, а качество нашего проката, труб, спецстали, алюминия признано сертификатами Ллойда. Произошли радикальные перемены в менеджменте металлургии. Индустрия, которая со времен наркомов Орджоникидзе и Тевосяна железной рукой управлялась из Центра, на ходу перестроилась на работу в условиях конкуренции, превышения предложения над спросом, дороговизны кредита. Ведомственный интерес, о котором столько было высказано хулы в советское время, перевоплотился в иной тип солидарности производителей корпоративный. Главный его смысл: честная конкуренция внутри горно-металлургического сообщества, справедливые налоги и защита отечественного производителя со стороны государства. Этот корпоративный интерес волей-неволей побуждает нас к более тесному сближению с собратьями по ремеслу и предпринимательству в странах СНГ. Еще не сносили мы, образно говоря, башмаков, в которых хаживали по единому экономическому пространству Союза ССР, в котором исторически сложились самые рациональные схемы разделения труда и кооперации в тяжелой промышленности.
К сожалению, из-за волюнтаристских ошибок экономические обмены и кооперация смежников на экономическом пространстве СНГ подверглись эрозии. Убытки из-за этого изнуряют хозяйство. Теперь, по зрелому размышлению, политики и деловые люди в России, Белоруссии, Казахстане и других странах приходят к пониманию безальтернативности восстановления утраченных связей. Воля и интерес к интеграции возрастают. Это относится к деятельности таких международных организаций, как Евроазиатское объединение угля и стали. Оно должно получить, на основе согласования интересов, реальные, а не "сослагательные" полномочия по регулированию рынков угля, руд, стали... Таможенные барьеры должны быть сняты или понижены. Емкий и необъятный евразийский рынок, а не эпизодические вылазки на жестко поделенные наперед западные рынки вот наш общий интерес и залог на будущие времена, когда фаза экономического спада сменится подъемом.
Да, сегодня, пожалуй, надо не пылинки сдувать с экономического суверенитета, а открывать друг другу рынки и вести "складчину" в инвестициях. Не будем обольщаться. Кризис не ослабил тисков. Накопления малы. Долги и проценты по займам и кредитам непомерны. В тяжкие времена производители должны держаться вместе. Это и есть корпоративный дух, который чужд иерархии и примитивного меркантилизма.
"Металлы Евразии" в начале пути к авторитетному и популярному изданию для производителей Европы и Азии да и всего делового мира.
|