Андрей Карунос
Потребление оцинкованной стали растет в мире с каждым годом. В России, несмотря на значительные мощности для цинкования, спрос на оцинкованный лист превышает производственные возможности. По некоторым данным, в год в стране потребляется более 1 млн т оцинкованного проката. Все больший дефицит оцинкованного листа испытывает кузовное производство автомобильной промышленности.
Растет спрос на этот вид металлургической продукции и в других секторах экономики, в частности в строительстве. По мнению президента Национальной ассоциации производителей стальных гнутых профилей Юрия Елисеева, дефицит «оцинковки» на внутреннем рынке в некоторые периоды достигает 50 %. Как правило, он возмещается за счет импорта. В связи с этим справедливо говорить о нанесении ущерба как потребителям (импортная оцинкованная сталь дороже отечественной), так и государству, которое недополучает налоги.
О новых возможностях для российских переработчиков оцинкованного металлопроката шла речь на состоявшейся в Магнитогорске бизнес-конференции. Она была приурочена к пуску на Магнитогорском металлургическом комбинате агрегата непрерывного горячего алюмоцинкования (АНГЦ), который, по мнению специалистов, как раз и открывает эти самые новые возможности, позволяя в перспективе в значительной степени ликвидировать диспропорцию производства и потребления, сложившуюся на рынке.
Агрегат непрерывного горячего алюмоцинкования уже вышел на проектную мощность. Теперь Магнитка ежемесячно станет выпускать 40 тыс. т оцинкованного листа. Строительство и пуск в эксплуатацию АНГЦ один из крупнейших инвестиционных проектов ММК последнего времени. Его стоимость 126 млн долл. Агрегат построен в сотрудничестве с итальянской компанией Danieli. Это первый в России столь современный комплекс такой высокой мощности. Его производительность 500 тыс. т в год. С пуском агрегата ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» становится крупнейшим в России производителем оцинкованного стального автомобильного листа.
Агрегат непрерывного цинкования Danieli полностью автоматизирован. В нем использован ряд специальных технологий, позволяющих получить тонкий автолист на уровне мировых стандартов. Из оцинкованного металла столь высокого качества можно штамповать практически любые детали кузовов легковых автомобилей. Комплекс не имеет аналогов в России и по спектру выпускаемой продукции: здесь можно производить более десятка всевозможных видов покрытий. А ширина полосы (до 1650 мм) позволит использовать оцинкованный металл даже для производства лицевых деталей автомобиля.
Для того, чтобы предложить российской автомобильной промышленности действительно качественный оцинкованный лист, АНГЦ строился одновременно с двуклетьевым реверсивным станом холодной прокатки. Контракт на поставку и строительство стана мощностью до 800 тыс. т в год холоднокатаного стального автомобильного листа различных марок был подписан ОАО «ММК» с германской машиностроительной компанией SMS Demag осенью 2000 года. Стоимость оборудования 41,3 млн долл. На стане можно выпускать лист толщиной от 0,35 до 0,62 мм, шириной от 1000 до 1200 мм. Он позволяет полностью обеспечить работой агрегат непрерывного горячего цинкования в листопрокатном цехе №6 и пустить металл по переделам пятого листопрокатного цеха. Генеральным подрядчиком строительства стана стала компания SMS Demag, субподрядчиком германская фирма Siemens, которая поставила и смонтировала уникальное электронное оборудование. На магнитогорском реверсивном стане применяется новая система регулировки плоскости прокатанного листа CVC, исключающая появление таких распространенных в прокатном производстве дефектов, как разнотолщинность листа по краям или по центру.
Год назад в обзоре некоммерческого партнерства «Центр по развитию цинка» говорилось: «В России рынок горячеоцинкованных конструкций в сравнении с Западной Европой практически не развит. Небольшое количество профильного металла, а также профилированный прокат и другие изделия подвергаются цинкованию непосредственно на заводах, изготавливающих конструкции» («Металлы Евразии» №1, 2002 г.). Судя по всему, ситуация меняется. На Магнитке три года действует автоматизированная линия горячего цинкования труб и дорожных ограждений. А новый АНГЦ, помимо потребностей автопрома, готов удовлетворить и запросы строителей. По данным управления информации и общественных связей ММК, уже появились заказы, которые предполагают нанесение в дальнейшем на оцинкованный лист полимерного и лакокрасочного покрытия.
В 2004 году «Северсталь» один из основных, наряду с Магнитогорским и Новолипецким металлурическими комбинатами, производителей оцинкованной продукции совместно с европейским концерном Arcelor планирует запустить в эксплуатацию новый агрегат горячего цинкования мощностью 400 тыс. т оцинкованной стали в год. Увеличивают свои мощности по оцинковке наши ближайшие соседи Украина и Казахстан, откуда ежегодно в Россию поступают сотни тысяч тонн оцинкованной металлопродукции.
На Магнитогорском комбинате, в отличие, например, от НЛМК, намерены направить свои потоки оцинкованной продукции в первую очередь на внутренний рынок, причем по долгосрочным контрактам.
По подсчетам, ежегодный прирост потребления оцинкованной металлопродукции в мире в ближайшем будущем будет составлять 15 20 %. Россия не составит исключения. Но дисбаланс между возможностями отечественных производителей и потребностями внутреннего рынка, судя по всему, будет сокращаться.
|