Евгений Шашков главный редактор журнала "Металлы Евразии"
Журнал "Металлы Евразии" отмечает пятилетний юбилей. Не будем скрывать, итоги первой пятилетки нас радуют. Курс на всемерную информационно-аналитическую поддержку российской промышленности оказался верным. По мнению наших читателей, журнал стал одним из самых авторитетных изданий, освещающих тематику базовых отраслей индустрии, и прежде всего горно-металлургического комплекса.
Но самое главное за эту пятилетку возродился сам комплекс. И произошло это практически без иностранных инвестиций, благодаря самоотверженному труду людей, верящих в свое дело. Не обращая внимания на рассуждения новообращенных либерал-экономистов о "всепожирающем молохе" тяжелой индустрии, в условиях почти полного краха промышленности металлурги не допустили ликвидации "избыточных" мощностей. Обеспечив необходимый уровень производства за счет экспорта "сырого" металла и осуществления толлинговых операций, ведущие компании сегодня постепенно переходят к выпуску продукции высокой степени готовности. Это позволяет повысить эффективность производства, привлечь инвестиции, интегрировать в структуру металлургических компаний предприятия других отраслей.
Сегодня уже никого не удивляет интерес металлургов к авиакосмической, нефтехимической, автомобильной промышленности. "Северсталь" стала крупнейшим акционером Ульяновского автозавода и рассчитывает в 2 3 раза увеличить здесь объемы производства, а соответственно, и потребление металлопродукции. Группа "Сибирский алюминий" купила "Павловский автобус" и сейчас присматривается к акциям ГАЗа. Металлурги Магнитки, которые являются основными поставщиками металла для УралАЗа, имеют вполне определенные виды на этот автозавод. РАО "Норильский никель" в 2001 году планирует запустить производство катализаторов для отечественных автомобилей, которые экспортируются на Запад, а также наладить совместно с "Фордом" и "Дженерал моторс" производство катализаторов для зарубежных автозаводов. Перспективные диверсификационные проекты есть в Уральской горно-металлургической компании, на Новолипецком комбинате.
Словом, пока в Белом доме на Красной Пресне восьмой год ведутся бесконечные дискуссии о том, какую отрасль назначить "паровозом" российской индустрии со всеми вытекающими отсюда благоприятными последствиями (налоговые льготы, особый режим инвестирования, правительственные гарантии и т.д.), металлурги явочным порядком фактически взяли на себя роль локомотива всего народного хозяйства. Ведь помимо загрузки собственных предприятий, горно-металлургический комплекс обеспечивает значительные объемы грузоперевозок, потребления электроэнергии и газа. С увеличением производства в металлургии автоматически возрастает потребность в продукции машиностроения, электротехнической, угольной, других отраслей промышленности, в том числе и самых высокотехнологичных, "хай-тековских". Для последних таким "локомотивом" может стать процесс модернизации, который начинается на крупнейших предприятиях. Например, только РАО "Норильский никель" уже инвестировало в свою программу модернизации 400 млн. долл., а в следующем году вложит еще 600 млн. Всего за 10 лет будет инвестировано 3,5 млрд. долл.
С первого номера журнала мы старались уделять самое пристальное внимание крупнейшим компаниям горно-металлургического комплекса, вместе с ними стремились раскрывать и пестовать любые ростки, ведущие к экономическому подъему. По большому счету, все эти пять лет "Металлы Евразии" вели летопись зарождения национального промышленного капитала и представителей его новой элиты. И еще мы стремимся сосредоточить внимание на тех проблемах и целях, которые являются общими для всех металлургических компаний, а значит, могут стать основой для согласованных действий.
Обстановка разобщенности в металлургическом комплексе России чрезвычайно выгодна основным конкурентам зарубежным транснациональным корпорациям, которые получают возможность диктовать свои условия. Самый свежий пример история вокруг стана 5000. Недавно выяснилось, что с заявками на приобретение оборудования в "Маннесманн-Демаг" одновременно обратилось шесть российских комбинатов, что резко повысило стоимость заказа! Если такие невероятные сюжеты возникают вокруг проекта, имеющего огромное значение для национальной безопасности страны, то что творится в более мелких случаях?!
На мой взгляд, важную роль в преодолении подобных явлений могла бы сыграть пресса. Согласен, писать о сложных проблемах формирования корпоративной культуры и добиваться консенсуса между лидерами ведущих корпораций с целью постановки единых задач и выработки согласованных позиций не самый эффектный журналистский жанр. Это вам не репортаж о штурме заводской проходной. Тем не менее здесь назревают интересные процессы. Руководители крупнейших металлургических компаний сумели создать под своим началом современные, адаптированные к реальным условиям хозяйствования структуры управления, обеспечить эффективное взаимодействие между отдельными звеньями и сформировать "командный дух" внутри компаний. Нет сомнений, что подобного результата они при разумном подходе к делу смогут добиться и на уровне отношений между корпорациями. Им в этом надо помогать, в том числе и печатным словом.
|