Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла История Акционерное общество «Казцинк». Златые горы Казахстана
Первая линия
№4' 1997 версия для печати
Статья:   
1
2

ГОХРАН – НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И ОТРАСЛИ



Герман Кузнецов
Заместитель министра финансов РФ, руководитель Гохрана России

    Уникальность России на мировом рынке драгоценных металлов и драгоценных камней заключается в том, что наша страна одновременно является одним из крупнейших производителей, экспортером и потребителем. Несмотря на многолетнюю историю добычи драгоценных металлов и алмазов, Россия продолжает обладать крупными запасами этих природных ресурсов, оставаясь одним из ключевых участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
    История формирования Государственного фонда ценностей России насчитывает не одно столетие. Хранящиеся в нем произведения русского и зарубежного декоративно-прикладного искусства тесным образом связаны с историей возникновения и развития Российского государства. Они отражают процессы объединения русских земель в единое централизованное государство, их экономического и культурного становления, превращения России в могущественную державу.
    За годы существования Государственного фонда ценностей России менялись его названия, роль, функции. За это время он превратился в ведущий комплекс, действующий в области работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
    В своем нынешнем виде наша организация была создана в соответствии с правительственным постановлением № 1378 от 21 ноября 1996 года "О создании при Министерстве финансов Российской Федерации государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней" (Гохран России).
    Образование Гохрана России было обусловлено проведением реорганизации управления комплексом промышленности драгоценных металлов и драгоценных камней. Часть функций упраздненного по Указу Президента России в августе 1996 года Госкомдрагмета была передана в ведение Гохрана России.
    Основные задачи и функции Гохрана многообразны. Одной из важнейших является формирование Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонда России) и его пополнение.
    К числу других основных функций относятся:
    – обеспечение хранения, учета и сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий их содержащих;
    – разработка проектов планов отпуска этих ценностей потребителям, выработка ценовой политики в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней;
    – осуществление контроля за целевым использованием драгоценных металлов и камней, за реализацией этих ценностей на внутреннем и внешнем рынках.
    Наши специалисты проводят сортировку, обработку, оценку, сертификацию алмазов и драгоценных камней, изготавливают и реставрируют уникальные изделия из них. Практически нет ни одной проблемы, связанной с развитием и функционированием рынка драгоценных металлов и камней, в решении которой не принимали бы участие наши специалисты.
    Одна из основных задач Гохрана России – это сохранение и воссоздание уникальных произведений ювелирного искусства для мировой культуры и будущих поколений. Уважение и бережное отношение к прошлому, к памятникам истории культуры – это верный показатель духовного здоровья общества, это уважение и к настоящему, и к будущему России. Гохраном России проводится огромная работа по реставрации ценностей "Алмазного фонда" России, в том числе по воссозданию ранее утраченных ювелирных изделий "Бриллиантовой комнаты". Помимо воссоздания уникальных шедевров прошлого наши ювелиры за последнее время изготовили изделия, которые занимают достойное место в экспозиции музея-выставки "Алмазный фонд" ("Цветочная фантазия", "Бриллиантовые бусы", "Брошь с аквамарином" и другие). Гохран России постоянно поддерживает связь с крупнейшими российскими музеями по пополнению их музейных фондов. Так за последнее время Гохран России безвозмездно передал российским музеям более 7 тыс. золотых и серебряных предметов, представляющих музейную и историческую ценность. Неоднократно уникальные шедевры российских мастеров из Госфонда России демонстрировались в различных странах мира: на ювелирных выставках в Японии, Бельгии, Израиле, США, которые вызывали небывалый интерес у посетителей.
    Большое значение для продолжения экономических преобразований в золото- и алмазодобывающей промышленности имеют принятые в июне и июле 1997 года указы Президента Российской Федерации "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов" и "О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра", постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в порядок регулирования цен (тарифов) на драгоценные металлы" и "Об утверждении Правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами", в которых учитываются новые условия, сложившиеся в ходе рыночных преобразований в отрасли.
    Принятие указанных документов значительно расширяет степень свободы торговли золотом в нашей стране, делает золото ликвидным товаром, закладывает правовую базу цивилизованного золотого рынка. Надеюсь, что это поможет оживить ситуацию в золотодобывающей отрасли, смягчить кризис неплатежей за счет притока частных инвестиций от коммерческих организаций в отрасль.
    Вместе с тем, мы хорошо понимаем, что это только первые шаги вступления в цивилизованный рынок золота. Предстоит решить еще немало проблем, в частности вопросы финансирования. Главная из них задержка оплаты золота, закупаемого в Госфонд России. В связи с сезонностью работ в золотодобывающей отрасли постоянно возникает необходимость выделения государством средств для авансирования расходов, связанных с завозом грузов для подготовки промывочного сезона. В целях проведения предприятиями этой работы, а также оплаты фактически поставленного для государства золота и для приобретения новых количеств драгоценного металла в Госфонд России Минфином России было принято решение о расчетах с золотодобывающими предприятиями векселями коммерческих банков.
    Одной из форм государственного финансирования строительства золотодобывающих предприятий являлись и "золотые кредиты", выделяемые целевым назначением на основании решений Президента и Правительства Российской Федерации. Контроль за их использованием возложен на Гохран России. Практика работы с этими кредитами показала, что они способствовали более быстрому строительству и вводу в действие новых золотодобывающих предприятий, к числу которых относятся Олимпиадинский ГОК (Красноярский край), рудник на месторождении Кубака (Магаданская область), реконструкция рудника "Холбинский" (Республика Бурятия), рудник Каральвеем (Чукотский автономный округ).
    Особое внимание Гохраном России уделяется проблемам развития алмазно-бриллиантового комплекса. Россия является уникальным государством, которое одновременно добывает алмазы, перерабатывает их в бриллианты и продает алмазы и бриллианты на мировой рынок. Каждый четвертый в мире бриллиант сделан из российских алмазов, в то же время Россия обрабатывает и продает на экспорт только 7 % бриллиантов от общего объема их продаж на мировом рынке. Данный факт свидетельствует о том, что алмазно-бриллиантовый комплекс России имеет пока все же сырьевую направленность. Поэтому одна из главных задач сегодня – сделать так, чтобы прибыль от производства бриллиантов и ювелирных изделий оставалась в России.
    Россия как ведущая алмазодобывающая держава заинтересована в том, чтобы потребности российских гранильных предприятий в алмазном сырье были обеспечены в первую очередь. Да, мы хорошо понимаем, что при формировании рыночных отношений были допущены ошибки в вопросах определения условий организации гранильных предприятий разных форм собственности, привлечения иностранных инвестиций в гранильную промышленность России. Со стороны государства практически отсутствовал контроль за движением алмазного сырья, бриллиантов, что фактически исключало возможность определения источника происхождения сырья, из которого производились бриллианты. Поэтому государство должно, с одной стороны, установить порядок, который позволит определить, какому предприятию выдавать алмазное сырье, прежде всего исходя из его реальных производственных мощностей, а с другой, обеспечить эффективный контроль за движением алмазного сырья по всей производственной цепочке. Необходимо также создать механизм, позволяющий под контролем государства согласовывать и реализовывать интересы производителей алмазного сырья, заинтересованных в сбыте добытого сырья, производителей бриллиантов, заинтересованных в различном поступлении алмазного сырья в необходимых объемах и ассортименте, и производителей ювелирных изделий из бриллиантов. В настоящее время в России достаточно производственных мощностей, имеется высококвалифицированный персонал. Остается только выработать экономические условия, при которых обрабатывающие предприятия могли бы увеличить объемы производства и снизить себестоимость продукции. С этой целью необходимо разработать механизм наделения гранильных и ювелирных заводов оборотными средствами, изменить нынешнюю систему налогообложения, из-за которой отечественные украшения с бриллиантами стоят намного дороже аналогичных импортных.
    Что касается взаимоотношений России с "Де Бирс", то здесь все должны понимать, что мы являемся равноправными партнерами, крупнейшими участниками на мировом алмазном рынке. Россия, контролируя 26 % добычи алмазов, вправе претендовать на согласование с "Де Бирс" мировых цен, а также на раздел сфер влияния. Подписанный в июле этого года Указ Президента "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов" предусматривает продолжить сотрудничество с компанией при условии "совместного регулирования объема, ассортимента реализуемого на мировом рынке алмазного сырья и цен на него, а также определения взаимоприемлемых принципов ценообразования и совместного контроля за установлением цен на природные алмазы". Таким образом, Россия теперь может на равных участвовать в регулировании объема, ассортимента и цен на мировом рынке алмазного сырья.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение