Леонид Шевелев
Начальник отдела Департамента экономики металлургического комплекса Министерства экономики РФ
По результатам исследований Европейской экономической комиссии ООН в странах с развитой экономикой на изделия с использованием черных и цветных металлов в структуре ВПП приходится свыше 75 %. Черные и цветные металлы являются важнейшими конструкционными материалами. Они определяют технический прогресс в машиностроении, строительстве, а также в новейших наукоемких отраслях промышленности. В России металлургия вслед за ТЭКом является крупнейшим поставщиком валюты (17 %). По большинству черных и цветных металлов Россия входит в первую пятерку крупнейших производителей и экспортеров металлопродукции в мире.
Металлургический комплекс Российской Федерации включает 920 предприятий и организаций. В нем занято около 1,25 млн. трудящихся. Практически все предприятия комплекса преобразованы к настоящему времени в акционерные общества открытого типа.
Инвестиции "скоромное" блюдо
В 1991 1996 гг. в металлургии России резко проявились кризисные тенденции: высокий износ фондов (около 55 %), наличие на предприятиях большого количества устаревшего оборудования, низкое использование мощностей (70 65 %, в отдельных переделах менее 30 %), плохая экологическая ситуация в металлургических центрах, несопряженность мощностей в ряде производств и, прежде всего, отставание в развитии сырьевой базы по ряду металлов.
Структурное несовершенство и технологическая отсталость металлургии России (только 10 % применяемых технологических схем соответствуют современному мировому уровню, а 35 % являются устаревшими и не имеют резервов для модернизации) стали основной причиной повышенного расхода на единицу продукции энергии примерно на 20 30 %, а трудозатрат в 2,5 3 раза выше, чем в США, Германии, Японии. Главным фактором такого состояния является недостаточное финансирование капитальных вложений в металлургию России практически на всех этапах ее развития. Если в металлургию ЕС, США и Японии ежегодно вкладываются инвестиции в объеме 55 60 долл. на единицу продукции, то в России не более 20 25 долл., а в 1996 г. снизились до 8 10 долл. на единицу продукции. Инвестиции стали "скоромным" блюдом, которое не подается к столу во время поста. И этот вынужденный "пост" отечественная металлургия держит с 1992 года, с начала шоковых реформ в экономике. Это не позволяет адаптироваться к рыночным условиям, обеспечить качественное обновление основных фондов, технологий, структурную перестройку производства и, в конечном счете, повысить конкурентоспособность предприятий и продукции.
В результате снижается рентабельность производства: в черной металлургии в 1996 году она составила 8,3 % против 27,9 % в 1991 году, в цветной металлургии соответственно 0,6 % против 33 %. Доля расходов на топливо и энергию возросла почти в 2,6 раза и составила в 1996 году 25,1 % против 9,6 % в 1991 году, в том числе затраты на электроэнергию повысились в 2,7 раза. Доля затрат на продукцию и услуги естественных монополий (электроэнергию, топливо, железнодорожные перевозки) в структуре себестоимости металлопродукции в 1996 году составила 53,2 % против 17,7 % в 1991 году.
2005 год: воскрешение внутреннего рынка
Таким образом, в металлургии России к настоящему времени проявились все признаки структурного кризиса. С целью улучшения положения в отрасли Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 года была одобрена Федеральная программа технического перевооружения и развития металлургии России (1993 2000 гг.).
На первом этапе (1993 1995 гг.) предусматривалось освоить 77 трлн. руб. (в ценах 1995 г.), в том числе 50 трлн. руб. в черной металлургии и 27 в цветной. Фактически за 1993 1995 гг. освоено 23 трлн. руб., т. е. уровень выполнения заданий Федеральной программы за этот период составил 31,1 %. При этом ввод свыше 30 объектов Федеральной программы перенесен на более поздние сроки, а на 20 предприятиях реализация программы приостановлена в основном из-за нехватки финансовых ресурсов. Поэтому возникла необходимость корректировки Федеральной программы, усиления в ней роли структурных преобразований, связанных с уменьшением капитальных вложений и сосредоточением их на более эффективных направлениях.
Главная цель развития и структурной перестройки металлургического комплекса России до 2005 года состоит в повышении конкурентной способности продукции, расширении сферы потребления на внутреннем рынке, обеспечении экологического оздоровления и социальной стабильности в регионах, где расположены предприятия металлургической промышленности.
Прогнозную емкость внутреннего рынка металлопродукции мы определяли с учетом макроэкономических показателей, разработанных Минэкономики России. В соответствии с этим прогнозом, в частности, предусматривается ускоренное развитие металлоемких производств: автомобилей, тракторов, комбайнов, химического, нефте- и газопромыслового оборудования, энергетических машин, грузовых и пассажирских вагонов и т.п., повышение доли промышленного строительства и развитие инфраструктуры (дороги, мосты, аэропорты и т.д.), оживление в военно-промышленном комплексе. Ожидается, что более чем в 2 раза увеличится спрос на готовый прокат для производства стальных труб и метизов. В целом внутренний спрос на готовый прокат ожидается к 2005 году в размере 30,5 36 млн. т. Соответственно потребление готового проката на душу населения возрастет со 120 кг в 1996 году до 200 230 кг в 2005 году. В США этот показатель составил в 1996 году 370 кг, в Японии 620 кг, в Германии 400 кг.
В XXI век без мартенов
Прогнозируемое увеличение спроса на цветные металлы обусловлено расширением потребности в продукции четвертого передела, особенно в алюминиевом и медном прокате на 35 %, титановом и латунном прокате на 30 %. При этом намечается существенное увеличение выпуска конкурентоспособной продукции: тонкой алюминиевой ленты для консервной тары, латунной ленты для автомобильной промышленности, алюминиевых строительных профилей и конструкций с разными покрытиями и декоративной отделкой. Развитие этих тенденций приведет к увеличению спроса на цветные металлы к 2000 году на 15 20 %, к 2005 году на 25 30 %.
Программой предусматривается значительное снижение материало- и энергоемкости металлопродукции. В черной металлургии будут внедряться прогрессивные способы производства стали, в частности, конвертерного и электросталеплавильного за счет снижения мартеновского, увеличатся объемы непрерывной разливки стали взамен применения изложниц, произойдет рост объемов внепечной обработки чугуна и стали, расширится применение технологии пылеугольного вдувания в доменном производстве взамен расхода кокса. Увеличится доля производства экономичных видов металлопродукции: проката повышенной и высокой прочности и точности, коррозионной стойкости, холоднокатаного листа с покрытиями. Получат развитие производства высокочистой стали для автостроения, для глубоководных оснований морских платформ, специальных видов труб, высокопрочных газопроводных труб большого диаметра, металлопродукции для ВПК.
В цветной металлургии намечено расширение масштабов использования автогенных процессов получения тяжелых цветных металлов (медь, никель) и производства алюминия в мощных электролизерах с обожжеными анодами на силу тока 190 200 кА. Предусмотрены завершение модернизации производства электролитного цинка по итальянской технологии на АО "Челябинский электролитный цинковый завод", реконструкция свинцового производства на АО "Дальполиметалл" по технологии содовой плавки сульфидного сырья, намечена реконструкция металлургических мощностей на базе высокопроизводительного оборудования на АО "Соликамский магниевый комбинат" и АО "АВИСМА".
Капитальные вложения на реструктуризацию металлургии оцениваются на период 1997 2005 годов в объеме около 88,1 трлн. руб. (в ценах 1996 г.), в том числе 47,1 трлн. руб. в период 1997 2000 годов и 41 трлн. руб. в период 2001 2005 годов. Кроме того, за весь период затраты на НИОКР составят 6,3 млрд. руб. Развитие минерально-сырьевой базы металлургического комплекса рассмотрено в отдельной Программе "Руда", где капитальные вложения оценены в размере 49,3 трлн. руб.
Не было рубля...
Необходимые для реализации настоящей Программы инвестиции распределяются по источникам финансирования следующим образом:
Если сопоставить сегодняшнее, воистину драматичное финансовое положение российской металлургии, то расклад инвестиционного генплана выглядит оптимистчно посылкой является возобновление экономического роста.
Иностранные кредиты намечается привлечь для финансирования проектов на Магнитогорском и Нижнетагильском металлургических комбинатах, Оскольском электрометаллургическом комбинате, Красноярском металлургическом заводе, алюминиевых заводах и других предприятиях, по которым уже имеются заключенные контракты и ведутся переговоры об условиях получения кредитных ресурсов. Такие переговоры ведутся в основном с банковскими структурами и фирмами Германии, Франции, Австрии, Японии.
Важным условием реализации Программы является обеспечение предприятий металлургического комплекса оборудованием и средствами автоматизации. Спрос металлургических предприятий России на современное оборудование оценивается в 57 64 трлн. руб. Удовлетворить его предусматривается как за счет производства на предприятиях России, так и поставок оборудования по импорту, особенно тех его видов, которые традиционно не производятся на машиностроительных предприятиях России. При этом предусматривается как система конкурсов (тендеров), так и лизинговых операций, позволяющих существенно сократить единовременные долгосрочные займы.
Планка мировой уровень
В результате реализации Программы прогнозируются положительные структурные сдвиги в производственной, внешнеэкономической, технико-технологической, финансовой, экологической, социальной сферах.
Реализация мероприятий позволит улучшить производственную структуру металлургии в первую очередь за счет повышения доли конкурентоспособных мощностей.
Будут введены мощности по производству холоднокатаного листа на 2 млн. т, высококачественного сортового проката 1,1 млн. т, кислородно-конвертерной стали 5,7 млн. т, электростали 2,3 млн. т, по разливке стали на МНЛЗ 12 млн. т, по производству пылеугольного топлива для выплавки 18 млн. т чугуна, металлизованного сырья 1,9 млн. т, ряда новых видов труб и метизов. Будут модернизированы электролизные мощности на алюминиевых заводах с приростом мощностей по выпуску первичного алюминия на 143,4 тыс. т, введены мощности по выпуску глинозема на 293 тыс. т, по производству вторичного алюминия 33 тыс. т, рафинированного свинца 67 тыс. т, цинка 70 тыс. т, сурьмы и ее солей 3,6 тыс. т, обожженных анодов 200 тыс. т, графитированных электродов 60,2 тыс. т, доменных блоков 5 тыс. т и другой металлопродукции. Разливка стали на машинах непрерывного литья заготовок увеличится до 74 % против 40 % в 1996 году, доля мартеновской стали уменьшится до 18 % против 36 %, доля листового металла в общем производстве увеличится до 51 % против 42 % в 1996 году.
В результате технологического структурного сдвига доля применяемых в металлургии технологий мирового уровня к 2005 году возрастает до 32 35 %, доля товарной продукции, полученной с применением ресурсосберегающих базовых технологий, до 65 70 %, с применением экологически чистых производственных процессов до 38 40 %.
Удельные затраты топливно-энергетических ресурсов сократятся на 14 15 % (в том числе наиболее энергоемком производстве алюминия на 20 %), более чем на 20 % сократится численность промышленно-производственного персонала на металлургических предприятиях (230 тыс. чел.), издержки производства на 7 10 %. Будет организовано 110 тыс. новых рабочих мест.
Повысится использование производственных мощностей в среднем до 75 80 % в металлургическом переделе и до 60 65 % в четвертом переделе по сравнению с 60 65 % и 30 35 % соответственно в 1996 г.
Доля потребления алюминия на внутреннем рынке к уровню 1995 года возрастет к 2005 году с 20 % до 35 % от его выпуска, меди с 30,9 % до 34,3 %, а никеля с 26,2 % до 32,3 %. Потребление металлопродукции из черных металлов на внутреннем рынке увеличится с 40 % до 65 %.
Нам не грозит "головокружение от успехов"
Будет сертифицирована к 2005 году вся продукция черной металлургии, поставляемая на экспорт, по цветной металлургии доля сертифицированной продукции возрастет с 25 % в 1995 году до 31 % в 2000 году и 35,2 % в 2005 году.
Улучшится состояние окружающей среды в районах действия предприятий металлургии. К 2005 году практически на всех предприятиях будут достигнуты действующие в настоящее время экологические нормы и нормативы.
Укрепится финансовое состояние предприятий рентабельность достигнет 10 12 % (от 5,8 % в 1996 г.).
Консолидированные выплаты предприятий металлургического комплекса (без горнорудных) в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды составят в 2005 году (в ценах 1996 года) 31,2 трлн. руб. против 22,6 трлн. руб. в 1996 году, в том числе в бюджеты всех уровней 24,2 и 18,6 трлн. руб. соответственно (в федеральный бюджет 5,6 трлн. руб. против 4,1 трлн. руб.). Таким образом, за период 1997 2005 годов будет внесено в бюджеты всех уровней 27 29 трлн. рублей (в федеральный бюджет 6 6,5 трлн. руб.) при предполагаемом бюджетном финансировании Программы в размере 4,4 трлн. руб. Затраты на реализацию Программы окупятся в течение 5 6 лет. Конечно, нам не грозит "головокружение от успехов". Напротив, цели генеральной реконструкции осуществимы лишь в условиях более сильной и плодотворной, чем сейчас, макроэкономической политики.
Выполнение Программы в полном объеме позволит сформулировать в России высокоэффективный конкурентоспособный металлургический комплекс, обеспечивающий потребности экономики России в конструкционных и стратегических материалах, пополнение валютных резервов государства, решение экологических проблем, сбалансированное развитие и социальную стабильность регионов.
Для систематического анализа выполнения, корректировки и принятия оперативных решений представляется целесообразным создание специальной Дирекции данной Программы с небольшим штатом постоянно действующих сотрудников в составе Департамента металлургии Минэкономики России.
|