Олег Сосковец
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Председатель Высшего промышленно-финансового совета журнала "Металлы Евразии"
"Возможен ли евразийский Маастрихт?" Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ставит этот злободневный вопрос перед политиками и деловыми людьми стран Содружества ("Металлы Евразии". № 2. 1996 г.). После Маастрихтских соглашений Западная Европа сняла последние преграды для свободного движения товаров, капиталов, технологий и рабочей силы. Способны ли мы повторить эту модель развития производительных сил на просторах Евразии? После распада Союза ССР мы уже попытали счастье реформировать свои экономики порознь. Результаты известны. Товарооборот между странами СНГ снижается. Выгоды крупномасштабного разделения труда в недалеком прошлом утрачены. Внешние рынки востребуют только сырье. Как трезво подчеркивает Н. Назарбаев, различия в типе экономических реформаций в наших странах, раскол в культурных ценностях и "цивилизационных ориентациях" подтачивает интеграционный потенциал. На этом переломе судьбы сама природа экономики берет свое. Интересы товаропроизводителей и потребителей властно требуют воссоздания емких рынков континентального масштаба. Тяга к интеграции, к "евразийскому Маастрихту" возрастает. Центробежная волна спадает. Заключение Таможенного союза и Договора четырех об образовании Сообщества с облегчением встречено в деловом мире государств СНГ. Радует, что сняты таможни по обе стороны границы России с Казахстаном, с которым нас связывают нерасторжимые духовные и исторические узы.
Почему мы, в Москве, считаем, что интеграционный процесс в Содружестве имеет перспективу и не является порождением политической конъюнктуры? Дело в том, что экономика Советского Союза была самодостаточна и строилась на высокой степени отраслевой и региональной интеграции. Особенно это проявилось в развитии горно-металлургического комплекса России и Казахстана. Так, в Казахстане производилось около 70 % свинца, более 50 % цинка от союзного производства. Россия и Казахстан вели встречные поставки сырьевых ресурсов и металлов. Казахстанская руда питала домны Магнитки. С распадом СССР интеграционные связи были нарушены. Это явилось одной из причин глубокого спада металлургии как в России, так и в Казахстане.
Металлургические предприятия пережили ломку скоротечного перехода от плана к рынку. Управлять крупными, капиталоемкими, с длительным воспроизводственным циклом предприятиями в нестабильных условиях инфляционных и дефляционных процессов, налогового прессинга, неустойчивого соотношения курса "мягких" валют, других превратностей неотлаженного рынка весьма сложно. А хроническая нехватка оборотных средств и твердой валюты вынуждает прибегать к ущербным бартерным схемам взаиморасчетов.
С 1992 года из-за неплатежеспособности и дефицита отечественного сырья в цветной металлургии России получили распространение толлинговые операции. В частности, глинозем, производимый объединением "Казглинозем" (Краснооктябрьский, Тургайский бокситовые рудники и Павлодарский глиноземный завод), перерабатывается в России на условиях толлинга. Комитет РФ по металлургии и Министерство промышленности и торговли Казахстана заключили долгосрочное соглашение, чтобы сделать эти поставки стабильными.
Вместе с тем в наших экономических связях проявляются определенные противоречия, когда выгодные из-за географической близости и технологической сопряженности поставки натыкаются на стоимостные и ценовые деформации. Например, ферросплавные заводы России долгие годы получали хромовую руду Донского ГОКа в Казахстане. Теперь эта интеграционная цепочка оборвалась, и хромовую руду Россия вынуждена покупать в основном за рубежом, так как казахские партнеры предлагают товар по ценам, в два раза превышающим мировые.
Казахские производители хромовой руды являются в СНГ монополистами. Их отношение с российскими партнерами не выстроишь по простой рыночной схеме спрос предложение. В странах ЕС такие противоречия регулируются на основе интеграционных взаимных обязательств и процедур торговых обменов. Цены на монопольные виды продукции формируются через анализ состава затрат и нормативы рентабельности. Этот опыт организации наднациональных рынков нам следует вместе перенимать. Не случайно, в Договоре четырех предусмотрена унификация систем антимонопольной политики. Для развития металлургической промышленности России и Казахстана, дальнейшего сближения наших экономик целесообразно создание финансово-промышленных групп и ассоциаций. Имеют перспективу картельные соглашения для реализации конечных видов продукции.
В этом номере журнала "Металлы Евразии" помещен репортаж о больших переменах и рыночных преобразованиях в горно-металлургическом комплексе Казахстана. Думаю, что эти преобразования будут тем успешнее, чем короче и осмысленнее наш путь к "евразийскому Маастрихту".
Сосковец Олег Николаевич. Родился в 1949 году в Талды-Кургане Казахской ССР. Окончил завод-ВТУЗ в 1971 году. Трудовую деятельность начал на Карагандинском металлургическом комбинате, прошел путь от вальцовщика до генерального директора. С 1991 года министр металлургии СССР, затем президент корпорации "Росчермет", заместитель Председателя Правительства Республики Казахстан, председатель Комитета РФ по металлургии. С 30 апреля 1993 года Первый заместитель Председателя Правительства РФ.
|
|