|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№1' 2003 |
версия для печати
|
|
ПОСОЛЬСКИЕ ДАРЫ ГОСУДАРЯМ |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ В МУЗЕЕ «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ» |
Галина Маркова
Заведующая сектором зарубежного художественного металла музея «Московский Кремль», заслуженный деятель искусств РФ
Собрание зарубежного художественного металла в музее «Московский Кремль» насчитывает более 9 тысяч предметов, исполненных профессиональными серебряниками и ювелирами Запада и Востока ХIII ХХ вв. Ядро коллекции сложилось в недрах сокровищниц царского и патриаршего дворов в Кремле и является одной из древних составных частей музея, организованного в начале XIX столетия.
Собрание чрезвычайно интенсивно пополнялось в ХVI ХVII веках из-за рубежа за счет обильного потока дипломатических даров правившим царям. Одновременно для московских государей делались и специальные закупки иностранных драгоценных изделий. В этом яркая особенность исторической биографии кремлевской коллекции, часть которой традиционно составляет экспозицию «Западноевропейское посольское серебро» одного из залов Оружейной палаты.
В целом собрание является одним из крупнейших в мире и содержит богатый материал для характеристики национальных особенностей и путей развития золото-серебряного дела многих стран Европы. В нем нашли отражение все основные художественные направления европейского искусства от романского стиля и готики до модерна и авангарда XX столетия.
Царская аудиенция апогей пребывания послов в России. Число аудиенций также зависело от ранга посланника, характера его миссии, отношений между странами. Когда послы едут во дворец для представления царю, «то впереди идет отряд конницы в пышном уборе, несколько рот пехоты, и везут пушки в несколько рядов, а впереди несут дары», писал посланник английского двора мореплаватель Ричард Ченслер.
(Первое путешествие англичан в Россию в 1553 г. Сочинение Климента Адамса. СПб., 1838. С.29).
|
Секретарь и советник Шлезвиг-Голштинского посольства Адам Олеарий (1599-1671) перечислил приготовленные дары в торжественной процессии: жеребец, гнедая лошадь, конская сбруя, осыпанная бирюзой и рубинами, крест из золота с хризолитами, дорогая «химическая аптека», хрустальная кружка, часы. За подарками два камер-юнкера несли верительную грамоту.
(Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1991. С.63).
|
Беспримерно выразительно представлены английская и немецкая школы златокузнецов ХVIХVII веков. Коллекции музея в этих разделах по объему и качеству произведений не имеют себе равных. Они дают исчерпывающее представление о работе мастеров Лондона, многих германских городов, среди которых Нюрнберг, Аугсбург, Гамбург.
Голландский посол при представлении царю Алексею Михайловичу был поражен убранством палаты. «Царь сидел на высоком серебряном с позолотой троне, к которому вели две ступени. Царь был роскошно одет и имел на голове очень красивую дорогую корону, в правой руке держал скипетр, а рядом на скамеечке лежала держава...» (Посольство Кундара Ван Кленка к царю Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу. СПб., 1900. С.401-402).
Посуды же, украшавшей столовую палату, было такое количество, «что ее с трудом могли бы вместить 30 венских повозок» (Письмо Иоганна Кобенцеля о России XVI в. // ЖМНП. 1842. №9. С.148). Посуда составляла после икон «едва ли не первую статью комнатного убранства, заменяя для того времени произведения изящных искусств» (Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии. М., 1862. Т.1. С.197). Ставились в приемных палатах и настольные часы, которыми как диковинками можно было похвастаться.
|
Голландская часть собрания отличается хронологической компактностью и отчетливо выраженным национальным своеобразием изделий. Ее составляют предметы, исполненные преимущественно златокузнецами Амстердама в 4070-х годах XVII века. Отчетливой неповторимостью наделены также произведения мастеров Утрехта, Гааги и Лейдена.
Значительна познавательная и эстетическая ценность хранящихся в музее коллекций польского и шведского серебра эпохи барокко. Испытавшие сильнейшее влияние немецких мастеров, изделия из этих регионов Европы тем не менее отразили в XVII веке черты самобытной трактовки стилистических форм и декора.
Количество и художественные достоинства произведений французских мастеров убедительно свидетельствуют об особой роли Франции в европейском серебре эпохи классицизма и ампира XVIII начала XIX веков. Вместе с тем подлинной жемчужиной коллекции является редчайший ранний рукомойный гарнитур, созданный в ателье Лувра в 1625 году.
Свое достойное место занимают в музейной фонде коллекция старинных изделий из натуралий, преимущественно эпохи Ренессанса, и собрание часов XVI XIX веков, главным образом карманных и нагрудных. В этих разделах также присутствуют редкости и подлинные уникумы.
В художественном металле Востока особый интерес представляют произведения ювелиров Турции XVII столетия, среди которых немало исключительно ценных экземпляров. В них запечатлены оригинальные приемы искусной инкрустации золотом и самоцветными камнями на металле, горном хрустале и нефрите. Колористическая гамма этих произведений неповторима.
Начиная с семидесятых годов многие вещи собрания участвуют в многочисленных выставках музея «Московский Кремль» как в России, так и за рубежом. Особое направление в этой области показ фундаментальных коллекций отдельных национальных школ, подобно проходящей ныне выставке «Шедевры немецкого серебра в Кремле» (декабрь 2002 февраль 2003).
|
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|