Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ЗАПСИБ – программа модернизации  Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Горное дело Нефть-газ-трубы Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Редкие и редкоземельные металлы Импэкс-металл  Metal Bulletin – специально для России
Международное обозрение История
История
№1' 2003 версия для печати
Статья:   
1
2

ПОСОЛЬСКИЕ ДАРЫ ГОСУДАРЯМ
ЗАРУБЕЖНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ В МУЗЕЕ «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ»



Галина Маркова
Заведующая сектором зарубежного художественного металла музея «Московский Кремль», заслуженный деятель искусств РФ

    Собрание зарубежного художественного металла в музее «Московский Кремль» насчитывает более 9 тысяч предметов, исполненных профессиональными серебряниками и ювелирами Запада и Востока ХIII – ХХ вв. Ядро коллекции сложилось в недрах сокровищниц царского и патриаршего дворов в Кремле и является одной из древних составных частей музея, организованного в начале XIX столетия.
    Собрание чрезвычайно интенсивно пополнялось в ХVI – ХVII веках из-за рубежа за счет обильного потока дипломатических даров правившим царям. Одновременно для московских государей делались и специальные закупки иностранных драгоценных изделий. В этом –яркая особенность исторической биографии кремлевской коллекции, часть которой традиционно составляет экспозицию «Западноевропейское посольское серебро» одного из залов Оружейной палаты.
    В целом собрание является одним из крупнейших в мире и содержит богатый материал для характеристики национальных особенностей и путей развития золото-серебряного дела многих стран Европы. В нем нашли отражение все основные художественные направления европейского искусства от романского стиля и готики до модерна и авангарда XX столетия.

    Царская аудиенция – апогей пребывания послов в России. Число аудиенций также зависело от ранга посланника, характера его миссии, отношений между странами. Когда послы едут во дворец для представления царю, «то впереди идет отряд конницы в пышном уборе, несколько рот пехоты, и везут пушки в несколько рядов, а впереди несут дары», – писал посланник английского двора мореплаватель Ричард Ченслер.
    (Первое путешествие англичан в Россию в 1553 г. Сочинение Климента Адамса.– СПб., 1838. С.29).


    Секретарь и советник Шлезвиг-Голштинского посольства Адам Олеарий (1599-1671) перечислил приготовленные дары в торжественной процессии: жеребец, гнедая лошадь, конская сбруя, осыпанная бирюзой и рубинами, крест из золота с хризолитами, дорогая «химическая аптека», хрустальная кружка, часы. За подарками два камер-юнкера несли верительную грамоту.
    (Олеарий А. Описание путешествия в Московию.– М., 1991. С.63).


    Беспримерно выразительно представлены английская и немецкая школы златокузнецов ХVI–ХVII веков. Коллекции музея в этих разделах по объему и качеству произведений не имеют себе равных. Они дают исчерпывающее представление о работе мастеров Лондона, многих германских городов, среди которых Нюрнберг, Аугсбург, Гамбург.

    Голландский посол при представлении царю Алексею Михайловичу был поражен убранством палаты. «Царь сидел на высоком серебряном с позолотой троне, к которому вели две ступени. Царь был роскошно одет и имел на голове очень красивую дорогую корону, в правой руке держал скипетр, а рядом на скамеечке лежала держава...» (Посольство Кундара Ван Кленка к царю Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу.– СПб., 1900. С.401-402).
    Посуды же, украшавшей столовую палату, было такое количество, «что ее с трудом могли бы вместить 30 венских повозок» (Письмо Иоганна Кобенцеля о России XVI в. // ЖМНП. 1842. №9. С.148). Посуда составляла после икон «едва ли не первую статью комнатного убранства, заменяя для того времени произведения изящных искусств» (Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии.– М., 1862. Т.1. С.197). Ставились в приемных палатах и настольные часы, которыми как диковинками можно было похвастаться.


    Голландская часть собрания отличается хронологической компактностью и отчетливо выраженным национальным своеобразием изделий. Ее составляют предметы, исполненные преимущественно златокузнецами Амстердама в 40–70-х годах XVII века. Отчетливой неповторимостью наделены также произведения мастеров Утрехта, Гааги и Лейдена.
    Значительна познавательная и эстетическая ценность хранящихся в музее коллекций польского и шведского серебра эпохи барокко. Испытавшие сильнейшее влияние немецких мастеров, изделия из этих регионов Европы тем не менее отразили в XVII веке черты самобытной трактовки стилистических форм и декора.
    Количество и художественные достоинства произведений французских мастеров убедительно свидетельствуют об особой роли Франции в европейском серебре эпохи классицизма и ампира XVIII – начала XIX веков. Вместе с тем подлинной жемчужиной коллекции является редчайший ранний рукомойный гарнитур, созданный в ателье Лувра в 1625 году.
    Свое достойное место занимают в музейной фонде коллекция старинных изделий из натуралий, преимущественно эпохи Ренессанса, и собрание часов XVI – XIX веков, главным образом карманных и нагрудных. В этих разделах также присутствуют редкости и подлинные уникумы.
    В художественном металле Востока особый интерес представляют произведения ювелиров Турции XVII столетия, среди которых немало исключительно ценных экземпляров. В них запечатлены оригинальные приемы искусной инкрустации золотом и самоцветными камнями на металле, горном хрустале и нефрите. Колористическая гамма этих произведений неповторима.
    Начиная с семидесятых годов многие вещи собрания участвуют в многочисленных выставках музея «Московский Кремль» как в России, так и за рубежом. Особое направление в этой области – показ фундаментальных коллекций отдельных национальных школ, подобно проходящей ныне выставке «Шедевры немецкого серебра в Кремле» (декабрь 2002 – февраль 2003).

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение