Реймонд Кларк Генеральный директор московского представительства ТНК "Де Бирс"
Миллениум, рубеж тысячелетий хороший повод для долгосрочных прогнозов в самых разных областях. Какие тенденции, на ваш взгляд, г-н Кларк, определят развитие алмазной промышленности в первые десятилетия наступающего века?
Предсказания не моя специальность, но принципиально новых тенденций, думаю, ожидать трудно. Во все времена развитие алмазной промышленности было связано прежде всего с одним с розничным спросом на бриллианты. И перспективы нашей отрасли прямо зависели и зависят от желания и интереса людей к приобретению новых ювелирных украшений. Все прочее тут как говорится, дело техники. С тех пор, как человек познакомился с алмазами (считается, что впервые они упомянуты в римском источнике I века нашей эры), мир пережил немало политических, технологических, промышленных революций, а вслед за миром менялась и наша отрасль; но бриллиантами продолжали интересоваться в любой стране, обществе, в любую эпоху. Очевидная же для нас специфика современной ситуации в заметно возросшей возможности выбора такого эксклюзивного вида товаров, как бриллианты. Все больше ювелирных украшений борются друг с другом за внимание покупателя. Тем важнее становится расширение и открытие новых рынков розничных продаж бриллиантов. Это Китай, Индия. Это, конечно, и Россия. Это новые технологии сбыта, такие, как торговля через Интернет.
В мире появляются не только новые рынки и технологии сбыта, но и новые алмазоносные провинции. Какие регионы и находки кажутся вам самыми многообещающими?
De Beers Consolidated Mines Ltd. традиционно ведет геологические изыскания по всему миру. Наиболее удачные и масштабные проекты реализуются сейчас, пожалуй, в Канаде, где успешно идет освоение месторождений Экати и Дайавик. Если взять Россию, то это прежде всего ее Европейский Север Архангельская область с весьма неплохими перспективами алмазоносного региона. Но и давно, казалось бы, освоенная Якутия обещает немало новых открытий.
В печати появлялись сообщения о том, будто работающая с якутскими месторождениями компания "АЛРОСА" ("Алмазы России Саха") уже в этом году намеревается значительно увеличить предложение алмазов на внутрироссийском рынке. Как можно оценить подобные планы давнего партнера и потенциального конкурента корпорации "Де Бирс"?
Как обыкновенную "утку", в которой вообще нечего оценивать, подтверждать или опровергать. Смею вас заверить, что торговое соглашение между "Де Бирс" и компанией "АЛРОСА" остается в силе еще на два очередных года. При этом "АЛРОСА", естественно, гарантирует объемы своих поставок в нашу Центральную сбытовую организацию (ЦСО), о чем нас вполне официально известила. И у "Де Бирс" нет никаких оснований полагать, будто эти договоренности вдруг перестанут выполняться. В нашем деле так не бывает.
Тем не менее аналитики считают, что наиболее крупные поставщики алмазов уже готовы к проведению самостоятельной, в обход одноканальной системы сбыта через ЦСО, торговой политики. Удастся ли тогда сохранить сложившуюся конфигурацию алмазного рынка и традиционные основы его устойчивого функционирования стабильно растущие цены и равномерное распределение прибыли?
Это проблема не "Де Бирс", а тех, кто пробует вести собственную ценовую политику и сбывать свое сырье, минуя ЦСО, как та же Канада, исторически совсем молодая алмазоносная провинция, или как Австралия. В настоящий момент и в существующих экономических условиях алмазный рынок способен вместить всех желающих с любыми объемами их продукции, а конфигурация его не раз менялась и будет меняться. Появление ЦСО в свое время сделало его существенно более устойчивым, чем многие другие рынки полезных ископаемых. Но абсолютно стабильным он от этого не стал: рынок алмазов всегда был циклическим, всегда зависел от общих колебаний мировой конъюнктуры, и когда, например, падала американская экономика, это отражалось и на нас. Так что дело в другом: в запасе прочности, в умении выдержать очередной спад и вовремя распознать и использовать новый подъем, который рано или поздно придет ему на смену. "Де Бирс" не раз доказывала, что умеет оставаться лидером алмазного рынка при любой его конфигурации и при любой рыночной конъюнктуре, не только сохраняя, но и развивая свой бизнес.
Приходилось читать о намерениях "Де Бирс" начать огранку алмазов, накопленных в стоках ЦСО. Существуют ли в действительности подобные планы?
Нет. Первоисточник таких сообщений в банальной переводческой ошибке, когда фраза "De Beers" is going to cut down its stocks" была интерпретирована неверно, так как глагол "cut down" был переведен как "огранить", а не "сократить объем", как и подразумевалось в английском источнике. Языковые тонкости вещь коварная. Другой вопрос степень компетентности тех, кто эту информацию тиражировал.
"Де Бирс" приурочила к встрече третьего тысячелетия масштабную рекламную кампанию, итоги которой подводить, естественно, еще рано. Но все же любопытно, где и кому именно образ "бриллиантов для миллениума" кажется наиболее привлекательным?
Рекламная кампания "бриллиантов нового тысячелетия" развернулась по всему миру с сентября 1999 года. Уже сейчас видно, что удается привлечь внимание мужчин а это, я люблю повторять, в нашем деле главное, потому что убеждать в достоинствах бриллиантов женщин не приходится. Для рынка бриллиантовых ювелирных изделий минувший год вообще оказался удачным. Показатели продаж порадовали, особенно в традиционно крупнейшем секторе этого рынка в США, в сезон ежегодных предрождественских покупок. Но пока трудно судить, срабатывает ли в данном случае именно магия трех нулей. Если так, то благоприятная тенденция сохранится и в нынешнем году, которым действительно завершатся и век, и тысячелетие.
Интервью взяла Наталья Мацуленко
|