Юрий Шишков Доктор экономических наук, профессор, ИМЭМО РАН
На протяжении трех столетий Западная Европа остается основным экономическим и политическим партнером России. Ее значение еще более возрастает по мере включения в ЕС восточноевропейских стран. В ближайшие годы этот союз превратится в мощный геоэкономический и геополитический центр, по силе своего влияния превосходящий Японию, Китай и равный только США.
Несмотря на заявления политиков о том, что интересы России находятся в равной мере на Западе и на Востоке, чаша весов явно склоняется в сторону Евросоюза. Особенно это предпочтение заметно в экономической сфере. В 2001 году на страны ЕС приходилось 37,4 % всего экспорта российских товаров, на страны Центральной и Восточной Европы, не входящие в ЕС, 16,4 %, на государства СНГ 14 %, на весь остальной мир чуть более 32 %, в том числе на Азию 19,2 %, на Америку 8,6 %. В товарном импорте России доля ЕС тоже самая большая 35 %, страны ЦВЕ занимают в структуре нашего импорта 7 %, СНГ 28,5 %, Азия 12,5 %, Америка 13,7 %.
Как торговые партнеры Россия и ЕС удачно дополняют друг друга. Наши поставки покрывают импортные потребности Евросоюза в нефти на 16 %, в природном газе на 20 %. Велика доля цветных металлов, древесины и других базовых ресурсов. Россия, в свою очередь, заинтересована в получении из стран ЕС машин и других инвестиционных товаров для модернизации промышленности. Динамика экономического сотрудничества отражена на рисунке 1. В 2001 году российский экспорт товаров в ЕС достиг 38 млрд. долл., импорт из стран союза 13, 8 млрд. долл. Кроме того, активно развивается торговля услугами: на долю ЕС приходится более трети российского экспорта и около четверти импорта услуг. Германия, Франция и некоторые другие страны стремятся к расширению обмена с Россией, в особенности теми услугами, которые сопряжены с устойчивым снабжением этих стран природным газом, запуском европейских спутников с помощью российских ракет и др.
В октябре 2000 года, в условиях высоких мировых цен на нефть, Евросоюз заявил о намерении увеличить импорт российского газа и электроэнергии. Страны ЕС выразили готовность стимулировать участие своих компаний в разведке и освоении новых месторождений углеводородного сырья, в развитии транспортной инфраструктуры. Российская сторона стремится к проведению совместной долгосрочной политики в этой сфере, имея в виду создание единого европейского, а в перспективе и евразийского энергетического пространства. Общий объем инвестиций может составить несколько десятков миллиардов долларов.
России, при ее огромных потребностях в инвестиционных ресурсах, такое партнерство, конечно, выгодно. Но нельзя забывать, что более 2/3 российского экспорта в ЕС приходится на топливо, тогда как доля готовых изделий не превышает 13 % (рис. 2). Закрепление подобной экспортной специализации стратегически вряд ли оправданно. Вопрос стоит так: либо наша страна сумеет в ближайшие годы вдохнуть новую жизнь в гражданские отрасли обрабатывающей промышленности, в том числе путем конверсии оборонных производств, либо она надолго, если не навсегда, останется поставщиком топливносырьевых ресурсов для мировой экономики.
Россия еще сохраняет крупный научно-технический и кадровый потенциал, а в ряде отраслей обладает и новейшими технологиями. Сверхзадача российского политического руководства состоит в том, чтобы использовать относительные преимущества страны в энергетике, металлургии и некоторых других базовых отраслях промышленности для накопления финансовых ресурсов и перераспределения их в пользу перспективных высокотехнологичных производств, а также дальнейшего развития науки и техники. Решение этой задачи зависит, в первую очередь, от внутренней экономической политики. Но немалое значение имеют и условия доступа российских товаров на внешние рынки, прежде всего в страны Евросоюза.
В конце 1997 года вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, основанное на принципе наибольшего благоприятствования. По многим аспектам (таможенные пошлины и другие импортные сборы, внутренние налоги на импортные товары, правила и формальности при осуществлении таможенных операций) это соглашение обеспечивает России режим, принятый для членов ВТО. В частности, к импорту из нашей страны применяются минимальные тарифные ставки Евросоюза. Кроме того, на Россию, как государство с переходной экономикой, ЕС распространил общую систему преференций для развивающихся стран. В результате 80 % всего импорта из России, включая топливно-сырьевые товары, в странах Евросоюза вообще не облагается сборами. Ввозные пошлины применяются лишь к сельхозпродуктам и некоторым готовым изделиям автомобилям, текстильным товарам, обуви и др.
Однако не следует обольщаться. Путь российским товарам на рынки ЕС преграждают не столько пошлины и квоты, сколько действующие в этих странах высокие технические, экологические и прочие стандарты, не говоря уже о том, что большинство отечественных готовых изделий попросту не способно конкурировать с европейскими аналогами. А в тех случаях, когда конкуренция возникает, страны ЕС используют нетарифные ограничения, о чем свидетельствует практика антидемпинговых расследований.
К числу товаров, особо чувствительных для экономики Евросоюза, безусловно, относятся продукты российской сталелитейной промышленности. Их качество близко к европейскому, а цены ниже, поскольку в России меньше издержки производства. Российская сталь обладает в Западной Европе повышенной конкурентоспособностью, поэтому ее поставки лимитируются специальными соглашениями. В 1997 2001 годах действовали два соглашения: о лимитировании поставок некоторых видов листового и сортового проката, входящих в номенклатуру Европейского объединения угля и стали, и о двойном контроле других сортов стального проката. Соглашения позволили снять ограничения для 90 % нашего экспорта стали в ЕС. Россия стала крупнейшим поставщиком. Более того, Евросоюз был готов к концу 2001 года полностью открыть свой рынок при условии, что Россия законодательно установит отвечающие стандартам ЕС правила предоставления государственных субсидий и охраны окружающей среды в этой отрасли. В марте 2002 года парафировано соглашение о расширении на 28 % квоты ЕС для российских экспортеров металла. В перспективе условия доступа российской стали на этот рынок достаточно благоприятны.
Важной составной частью экономических отношений России и ЕС является сотрудничество в сфере привлечения инвестиций. Со времени начала реформ приток иностранных капиталов в российскую экономику возрастал достаточно устойчивыми темпами (см. таблицу). Из 34,4 млрд. долл. иностранных инвестиций, накопленных к октябрю 2001 года, около 80 % приходилось на страны Западной Европы (правда, по объему прямых вложений лидерство принадлежит США, которые существенно опережают Евросоюз). В последние годы сфера инвестирования расширяется: европейские капиталы приходят не только в топливно-энергетический комплекс, но также в металлургию, машиностроение, пищевую промышленность.
Конечно, объемы инвестирования пока не соответствуют реальным потребностям большинства отраслей российской индустрии. Здесь многое зависит от российских законодателей. Предстоит, во-первых, улучшить режим хозяйствования, в том числе свести к минимуму список лицензируемых видов деятельности (сейчас он включает более 200 наименований), сделать прозрачными процедуры проведения тендеров и других форм допуска инвесторов, укрепить их правовые гарантии, упростить налоговую систему. Во-вторых, необходимо расширять круг нерезидентов, на которых распространяется этот режим. В-третьих, следует развивать систему льгот для инвесторов-нерезидентов на федеральном и региональном уровнях, сделать ее более гибкой и в то же время отсечь от нее тех российских бизнесменов, которые переводят капитал в оффшоры, а затем репатриируют его под видом иностранного.
Положительные перемены уже наметились. Ряд важных гарантий предоставлен законом 1999 года «Об иностранных инвестициях». В частности, речь идет о праве использования дохода и прибыли, полученных на территории РФ, приобретении недвижимости и аренды земельных участков, возмещении убытков, причиненных инвестору незаконными действиями государственных органов, свободном вывозе имущества и др. Особо отметим защиту от неблагоприятных изменений законодательства в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта. Еще одним важным шагом стало снижение ставки налога на прибыль до 24 %. Россия теперь входит в число стран с наиболее льготным налоговым режимом.
В целях улучшения инвестиционного климата принят ряд поправок к другим законам, разработан Кодекс корпоративного поведения. В Налоговый кодекс предполагается включить новую главу о налогообложении при осуществлении соглашений о разделе продукции, что позволит обеспечить инвестору стабильные условия работы при соблюдении интересов государства. Уже сейчас сумма подписанных контрактов, в которых применен режим закона о СРП, составляет около 30 млрд. долл.
Перспективы экономического взаимодействия, а также развития гуманитарных связей между Россией и ЕС в немалой степени зависят от того, как скоро произойдет сближение российской экономической и политической системы с западноевропейскими стандартами. Ускорить этот процесс призвана Программа технического содействия СНГ (ТАСИС). За 1991 2000 годы Россия получила техническую помощь в сумме 2281 млн. евро. Приоритетными направлениями здесь стали развитие человеческих ресурсов, социальная защита, энергетика, окружающая среда, продовольствие и сельское хозяйство. В рамках программ ТАСИС в России реализовано, осуществляется или находится в стадии подготовки 800 проектов. Кроме того, в 1996 1999 годах Европейский банк реконструкции и развития предоставил России кредиты на 1577 млн. евро, а отдельные страны ЕС еще на 520 млн. евро.
Проекты, финансируемые ТАСИС, осуществляются на определенных условиях. Их исполнителями являются преимущественно специалисты из стран ЕС. До последнего времени около 80 % выделенных средств тратилось на услуги учреждений и экспертов Евросоюза. Участие российских организаций в составлении проектов и последующей их реализации ограничено. К тому же получение финансовых ресурсов для конкретных проектов нередко запаздывает. Эти и другие недостатки частично удалось устранить в новом регламенте программы на 2000 2006 годы. Значительно упрощены правила и процедуры получения финансовых средств, возросло участие российской стороны в разработке и реализации конкретных проектов, консультационная помощь все больше уступает место комплексной подготовке российских специалистов. Изменен и характер финансирования. Ежегодно четвертая часть ресурсов будет направляться на стимулирование иностранных инвестиций в Россию. Впервые предусматривается финансирование проектов промышленного кооперирования отечественных и западноевропейских предприятий.
В ноябре 2000 года между ЕС и Россией заключено соглашение о научном и техническом сотрудничестве в экологии, здравоохранении, сельском хозяйстве, промышленных технологиях, транспорте и коммуникациях. В январе 2001 года в Москве был открыт информационноучебный центр космических технологий, задачей которого является не только подготовка российских специалистов, но и выработка процедур сертификации космического оборудования ЕС и России с далеко идущими целями.
Важную роль в укреплении экономического сотрудничества может сыграть наука. За четыре года своего существования Международная ассоциация содействия сотрудничеству ученых стран СНГ (ИНТАС) инициировала более 1200 совместных научно-исследовательских проектов в области физики, математики, телекоммуникаций, информационных технологий, экологии, энергетики, астронавтики.
Положительно оценивая развитие наших отношений с Евросоюзом, тем не менее, необходимо сказать и о проблемах.
С момента вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного сроком на 10 лет с возможностью пролонгации, прошло четыре с половиной года. Однако соглашение до сих пор не работает в полном объеме из-за невыполнения сторонами некоторых обязательств. Россия, в частности, не смогла в нужной степени адаптировать свое законодательство к требованиям этого документа. Это касается ряда положений Таможенного кодекса, закона о регулировании внешнеторговой деятельности и др. Многие российские законы являются правовыми актами непрямого действия, а конкретизирующие их ведомственные постановления расходятся с требованиями Соглашения. Процесс адаптации российского законодательства к стандартам европейских стран может быть ускорен вступлением России в ВТО, где действуют жесткие правила поведения. Поэтому Евросоюз активно содействует приему нашей страны в эту организацию.
В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве предусмотрено «создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю товарами между ними, а также условия для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала». Эта цель пока представляется нереальной. В настоящее время нет даже условий для переговоров об организации зоны свободной торговли, что подтвердили эксперты с обеих сторон, изучавшие эту проблему. В марте 2000 года они представили доклад с рекомендацией отложить такие переговоры, пока Россия не выполнит три предварительных условия: вступит в ВТО и начнет либерализацию торгового режима, полностью выполнит обязательства по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве и будет готова к условиям свободной конкуренции в такой зоне. Комиссия ЕС, признав переговоры преждевременными, выразила надежду на то, что поддержка, оказываемая Евросоюзом экономическим, структурным и правовым реформам в России, со временем сделает перспективы зоны свободной торговли с ней более реалистичными.
За этой дипломатичной формулировкой кроется жесткая реальность. В случае снятия российских импортных барьеров у западных экспортеров будет несравненно больше шансов потеснить отечественных производителей товаров и услуг на нашем внутреннем рынке, чем у российских экспортеров западноевропейских конкурентов на рынке ЕС. Согласно докладу о глобальной конкурентоспособности в 2000 году, подготовленному экспертами Мирового экономического форума, Германия занимает 3-е место среди 59 стран, Нидерланды 4-е, Швеция 7-е, Англия 8-е, а Россия лишь 55-е. Возможные выгоды от зоны свободной торговли для нее пока перевешиваются еще более реальными потерями.
В оценках перспективы экономической интеграции незримо присутствует еще аспект. Наша страна не может стать полноправным членом ЕС из-за своих габаритов, которые не вписываются ни в экономические механизмы европейского сообщества, ни в его институциональные структуры. Это как в сказке о теремке и появлении медведя среди его обитателей. Вполне можно прогнозировать исход, уже имевший место во взаимоотношениях ЕС и США: родившаяся в 1998 году идея трансатлантической зоны свободной торговли между этими равновесными торгово-экономическими партнерами тихо умерла естественной смертью.
Для самой России с ее разнообразными проблемами и интересами тоже не имеет смысла тесно связывать свою экономическую и внешнеполитическую стратегию с одним геополитическим блоком.
На саммите Россия ЕС в октябре 2001 года была инициирована разработка концепции общего «европейского экономического пространства», где могли бы взаимовыгодно сотрудничать обе стороны. Речь уже не идет о зоне свободной торговли, а только о путях сближения законодательства России и ЕС, регулирующего рыночную экономику, внешнюю торговлю и инвестиции. В этих целях создана группа из числа высокопоставленных специалистов, которые должны представить свои предложения не позднее осени 2003 года.
Перспектива экономических отношений России и Европы видится именно как многоплановое и взаимовыгодное партнерство при сохранении почтительной дистанции. Уж очень велика разница в их экономическом положении, геополитических интересах и предпочтениях. Наиболее правдоподобный образ будущего наших взаимоотношений «гантели»: две увесистые части евразийского материка, соединенные прочным перешейком.
|