Российская алюминиевая промышленность динамично развивается, несмотря на все трудности переходного периода. В 1998 году, впервые за 66-летний период своего развития, превзошла рубеж по производству алюминия в 3 млн. т. Стабильная работа большинства предприятий отрасли дает возможность сохранять хорошо оплачиваемые рабочие места, своевременно уплачивать налоги в бюджеты всех уровней, вести расчеты "живыми деньгами" с поставщиками материально-технических ресурсов, энергетиками и железнодорожниками.
С 1996 по 1998 годы благодаря использованию режима "внутреннего толлинга" переработки отечественного сырья ОАО "Севуралбокситруда" увеличило добычу боксита на 20,6 %, ОАО "Богословский алюминиевый завод" увеличило производство глинозема на 10 %, алюминия на 19,7 %; ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" увеличило производство глинозема на 4 %, алюминия на 14,8 %. Сегодня встает вопрос о росте производства отечественного глинозема, чтобы избежать зависимости от конъюнктуры мирового рынка бокситов и глинозема.
Производство глинозема в России, основная часть которого (70 %) сосредоточена на Богословском и Уральском алюминиевых заводах, базируется на переработке бокситов, поставляемых Североуральским и Южноуральским бокситовыми рудниками. Североуральский рудник, хотя и увеличил объем добычи бокситов в 1998 году на 5,2 %, в настоящее время не может полностью обеспечить загрузку мощностей уральских заводов. На Южноуральском руднике последние годы происходит падение объемов добычи. Увеличение мощности уральских заводов по производству алюминия и глинозема и падение объемов добычи может привести к образованию дефицита боксита в объеме около 1 млн. т.
Программой развития уральских алюминиевых заводов на 1998 2010 годы предусмотрено дальнейшее увеличение существующих мощностей Богословского и Уральского алюминиевых заводов.
В то же время на ОАО "Богословский алюминиевый завод" законсервировано строительство второго глиноземного цеха (БАЗ-2) мощностью 700 тыс. т глинозема в год. Достройка цеха по обновленным решениям и замена мощностей действующего глиноземного цеха, основные объекты которого эксплуатируются около 50 лет, могли бы быть решены одновременно. Это позволит довести мощность завода к 2010 году до 2 млн. т глинозема в год.
В результате выполнения программы развития уральских алюминиевых заводов проблема обеспечения российских алюминиевых заводов глиноземным сырьем будет решена без привлечения импорта.
Таким образом, создание альтернативной сырьевой базы для уральских алюминиевых заводов становится все более актуальным.
Заслушав и обсудив доклады участников, кнференция отмечает, что:
поддержание и развитие сырьевой базы является гарантией дальнейшего развития алюминиевого комплекса России (в том числе Урала), главная цель которого повышение конкурентоспособности продукции и производств при максимально возможном сочетании государственных интересов, интересов регионов и отдельных предприятий;
достигнутые результаты свидетельствуют, что отечественные менеджеры могут успешно работать и в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке;
сохранение режима "внутреннего толлинга" по переработке отечественного сырья на 2000 год и последующие годы будет способствовать дальнейшему росту производства отечественного глинозема и позволит избежать зависимости российских предприятий от конъюнктуры мирового рынка бокситов и глинозема;
дальнейшая устойчивая и эффективная работа действующих мощностей уральских заводов и их развитие связаны с освоением Средне-Тиманского месторождения бокситов.
Конференция решила.
1. Одобрить деятельность правительства Свердловской области и администрации Республики Коми в рамках "Соглашения о совместном развитии сырьевой базы черной и цветной металлургии Российской Федерации", подписанного в 1997 году губернатором Свердловской области Э.Э. Росселем и главой администрации Республики Коми Ю.А. Спиридоновым.
2. Считать разработанную Программу увеличения мощностей глиноземного производства уральских алюминиевых заводов и строительства БАЗ-2 стратегической задачей, обеспечивающей экономическую безопасность Российской Федерации.
3. Одобрить деятельность администрации Программы развития экономики Республики Коми и ОАО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" по освоению Средне-Тиманского месторождения бокситов и переработке добытой руды на Уральском алюминиевом заводе.
4. С целью объединения усилий по расширению финансовых возможностей комплексного развития сырьевой базы уральского алюминиевого комплекса, а также освоению природных ресурсов севера Республики Коми и Свердловской области считать целесообразным привлечение крупных инвесторов для строительства объектов Средне-Тиманского бокситового рудника.
5. Одобрить разработанную ОАО "Севуралбокситруда" совместно с правительством Свердловской области "Программу развития горных работ по добыче бокситов на 1998 2010 годы" в целях реализации постановления Правительства РФ от 23.10.98 г. №1237 "Об освоении месторождения бокситов Средний Тиман в Республике Коми и развитии алюминиевого комплекса Урала".
6. Просить Правительство Российской Федерации:
оказать государственную поддержку проекту освоения Средне-Тиманского месторождения бокситов за счет бюджета развития Российской Федерации посредством прямых инвестиций (в соответствии с п.2 статьи 7 Федерального закона "О бюджете развития Российской Федерации" и целевой программой "Руда", утвержденной постановлением Правительства РФ № 502 от 26.04.97 г.) и предоставлению государственных гарантий на получение кредитов коммерческих банков;
сохранить режим "внутреннего толлинга" по переработке отечественного сырья на 2000 год и последующие годы до окончания строительства и вывода на проектную мощность Средне-Тиманского бокситового рудника;
принять решение об освобождении ОАО "Севуралбокситруда" на период строительства и вывода на проектную мощность Средне-Тиманского бокситового рудника от платежей за пользование недрами (согласно статье 40 закона "О недрах") и от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (согласно статье 44 этого же закона), учитывая важность месторождений для экономики Свердловской области и России и сложнейшие гидрогеологические условия их отработки;
в рамках законодательной инициативы выйти в Государственную Думу с предложениями о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающими снижение налоговой нагрузки на горнорудные предприятия черной и цветной металлургии и установление налоговой нагрузки не более 15 % от объема реализованной продукции;
пересмотреть нормы амортизационных отчислений, чтобы они составили не менее 10 % от объема реализованной продукции предприятия против существующих 1,5 %.
7. Рекомендовать Правительству РФ совместно с Центральным банком разработать механизм кредитования оборотных средств (при ставке кредитования 10 15 % годовых) под ликвидные материальные ресурсы промышленных предприятий, чтобы не отвлекать инвестиционный капитал под оборотные средства.
8. Считать практику доверительного управления акциями одним из наиболее эффективных методов управления государственной собственностью.
9. Администрации МО "Город Североуральск", руководству ОАО "Севуралбокситруда", АО "Алкур", основным акционерам ЗАО "Трастконсалт" и ЗАО "Ренова" разработать программу социальной адаптации г. Североуральска.
10. Предприятиям алюминиевого комплекса Свердловской области активизировать работу с научными и проектными организациями совместно с предприятиями черной металлургии по вопросу вовлечения в переработку "красных шламов".
11. Предложить ОАО "ВАМИ", ОАО "СУАЛ", ОАО "СУБР", ОАО "БАЗ" провести комплексный анализ и оценку вариантного развития сырьевой базы алюминиевого комплекса Урала и Республики Коми, разработать на их основе балансы бокситов и глинозема и после согласования с правительством Свердловской области и администрацией Республики Коми представить в III квартале 1999 года указанные материалы в Министерство экономики РФ.
12. Просить правительство Челябинской области рассмотреть комплекс возможных мер по финансовому оздоровлению ОАО "ЮУБР" и мероприятий, направленных на поддержание предприятий.
13. Считать необходимым оказывать постоянную поддержку Уральской горно-геологической академии основному центру подготовки кадров для уральского горнопромышленного комплекса.
14. Считать целесообразным проведение очередной конференции по проблемам глубокой переработки алюминия.
15. Объединить усилия Правительства РФ, Министерства экономики, Министерства природных ресурсов и Министерства путей сообщения РФ, губернатора Свердловской области, правительства Свердловской области, главы Республики Коми и администрации Республики Коми, ОАО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания", ОАО "Богословский алюминиевый завод", что позволит более эффективно реализовать программы развития алюминиевого комплекса Урала, строительства Средне-Тиманского месторождения бокситов, железнодорожных магистралей, связывающих Урал и север России, обеспечить стратегическую и экономическую безопасность страны.
г. Екатеринбург 29 июня 1999 года
|